Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Белорусский государственный еврейский театр

Белорусский государственный еврейский театр
Другое название
Белорусский государственный еврейский театр (БелГОСЕТ)
Адрес
Минск
Обсуждение

Белорусский государственный еврейский театр

История еврейского театра в Советском Союзе и одной из его республик - Белоруссии - берет свое начало в 20-е гг. В 1921 г. в Москве был основан Белорусский государственный институт сценического искусства. Через год при нем была организована Еврейская студия драмы и музыки. Прошло еще какое-то время, и 21 октября 1926 г. в Москве было объявлено об открытии Белорусского государственного еврейского театра (БелГОСЕТ). В конце того же года БелГОСЕТ был переведен в Минск, где он находился большую часть времени своего существования. Вскоре в распоряжение театра было передано экспроприированное советскими властями здание Минской хоральной синагоги. Театр выезжал на гастроли в города и села Белоруссии с большой численностью еврейского населения.

В день нападения Германии на Советский Союз актерская труппа БелГОСЕТа находилась в Витебске. Вскоре здесь уже проходила линия фронта. Преодолев множество трудностей, без каких-либо перспектив и финансовой поддержки, театр сумел перебраться в Новосибирск. Художественный руководитель театра Виктор Головчинер под разными предлогами несколько раз ездил из Томска в Москву, и в декабре 1941 г. Всесоюзный комитет по искусству РСФСР принял решение финансировать БелГОСЕТ.

В марте 1942 г. в Новосибирске театр возобновил свою работу. Актеры, жившие в очень стесненных условиях, не только играли, но также были вынуждены выполнять работу технического персонала.

Когда летом 1944 г. Белорусский театр имени Якуба Коласа возвратился в Витебск, а Белорусский театр имени Янки Купалы вернулся в Минск, еврейский театр продолжал оставаться в Новосибирске. Сотрудники БелГОСЕТа стали подозревать, что власти Белоруссии не жаждут их возвращения в Минск. На письмо и телеграммы с просьбами разрешить вернуться в столицу Белоруссии ответов не последовало.

Наконец, в ноябре 1944 г. художественный руководитель и директор театра отправились в Минск, где они встретились с первым секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Белоруссии Пантелеем Пономаренко. Тот пообещал вернуть театр в Минск в течение 1945 г., когда будет отремонтировано здание Театра, частично разрушенное во время войны.

Тем временем положение театра все более ухудшалось. С репатриацией из СССР польских евреев в 1946 г. потенциальная аудитория Еврейского театра в Новосибирске резко сократилась. Помещений, в которых раньше шли спектакли, больше не было, финансирование поступало нерегулярно. Тем не менее, в конце 1946 г. театр возвратился в Минск.

Не имея собственного помещения, БелГОСЕТ мог давать спектакли только два раза в неделю на сцене Белорусского театра. Члены труппы жили в ужасных условиях, по 6-8 человек в комнате. Несмотря на эти тяготы, в 1947 г. обсуждалась возможность постановки двух новых советских пьес. Играть приходилось по правилам, сообразным эпохе. В одной из них - "Под каштанами Праги" Константина Симонова (1915 - 1979) - говорилось о бдительности после войны и руководящей роли Советского Союза в построении сообщества славянских народов. Вторая пьеса - "Беловежская пуща" Переца Маркиша - показывала героическую борьбу евреев гетто против немецких фашистов, подчеркивая руководящую роль в этом восстании подпольного комитета Коммунистической партии и неоценимую помощь партизан.

Директор театра собирался также поставить пьесу о послевоенном восстановлении экономики Советской Белоруссии. Как указано в рабочем плане театра на 1948 год, эта пьеса называлась "Стоит жить", и в ней описывалось "восстановление разрушенного белорусского города после его освобождения от немецких захватчиков".

В середине марта 1947 г. в Минск был приглашен Перец Маркиш для обсуждения его новой пьесы "Москва, 1941" - на заседании репертуарного комитета Театра. Это произведение прославляло необыкновенную мудрость Сталина и его генералов, которые якобы уже в 1941 г. планировали будущую победу над нацистской Германией. Поскольку главный герой - сам Сталин, члены комитета были серьезно озабочены тем, кто станет исполнением этой роли. Как и любой другой еврейский театр, БелГОСЕТ не мог пойти на такой риск, и, в конце концов, пьеса была отклонена.



В полном согласии с недовольством Коммунистической партии возрождением национального самосознания, которое в послевоенные годы наблюдалось среди евреев Белоруссии (как и среди их собратьев по всей стране), директор БелГОСЕТа предложил поставить пьесу о Советском Союзе, "единственной отчизне еврейского народа". Эта постановка была призвана противостоять "шовинистическим и националистическим настроениям среди евреев". Однако намерениям директора БелГОСЕТа подстроить театр к линии партии не суждено было осуществиться.



В 1947 г. театр поставил три новых пьесы (включая "Восстание в гетто" Маркиша), наряду с возобновлением "Тевье-молочника" и "Гершеле Острополера". Семь новых пьес планировалось поставить и в 1948 году. Но после убийства в Минске в январе 1948 г. Соломона Михоэлса в БелГОСЕТе воцарилось настроение отчаяния, безысходности и неуверенности в завтрашнем дне.

Вдобавок к этому, в рамках общей советской политики сокращения числа театров, получавших государственные субсидии, было принято решение прекратить финансовую поддержку трех театров в Белоруссии, включая БелГОСЕТ. Двум другим театрам удалось, однако, добиться восстановления государственного финансирования. И только БелГОСЕТ оказался перед лицом мрачной перспективы существования только на собственные доходы. Во втором квартале 1948 г. БелГОСЕТ серьезно сократил численность труппы и расходы на все постановки. Его гастроли по Белоруссии, где после Холокоста еще проживало небольшое число евреев, необходимых доходов не приносили. Когда театр предпринял попытку отправиться на гастроли в крупные города прибалтийских республик, в которых еще было достаточно людей, интересовавшихся театром на языке идиш, власти этого не разрешили. Несмотря на пустую казну, в театре появлялись новые постановки.

Поиск новых пьес стал еще более трудным в конце 1948 г., когда пьесы советских писателей-евреев (таких, как Маркиш), шедшие раньше, были исключены из репертуара в связи с арестом авторов. Из-за усилившегося финансового давления на театр в феврале 1949 г. были уволены 44 сотрудника, в том числе - 17 актеров.

И все же, в конце концов, причиной ликвидации театра стало не отсутствие репертуара и не его экономическое состояние, а политическое решение. 12 марта 1949 г. Совет Министров Белоруссии издал приказ о закрытии Белорусского государственного еврейского театра. В результате этого решения были прекращены репетиции двух новых пьес. Инвентаризация и передача имущества театра Русскому государственному драматическому театру в Минске продолжались полтора месяца. Последняя "премьера" театра была печальной: БелГОСЕТ стал первым крупным государственным еврейским театром, закрытым по распоряжению государства.

Юдифь Аро́нчик
Юдифь Аро́нчик
с 1924
Лев Литвинов
Лев Литвинов
1926 - 1932
1942 - 1943
Марк Моин
Марк Моин
1926 - 1949
Абрам Айзенберг
Абрам Айзенберг
Эмма Дрейзина
Эмма Дрейзина
Абрам Летичевский
Абрам Летичевский
Лия Нельсон
Лия Нельсон
Эсфирь Попок
Эсфирь Попок
Ревекка Рубанова
Ревекка Рубанова
Фаня Цыпкина
Фаня Цыпкина

обсуждение >>

№ 2
Григорий Рубинштейн (Бруклин, штат Нью Йорк,США)   25.03.2013 - 21:24
Мой отец Лейб Гиршевич Рубинштейн( 10.8.1922--29.1.1978) с 22 марта 1938 года работал в БелГосете бутафором и по необходимости статистом. В 1941 году был мобилизован в Витебске в армию,находясь там с театром... читать далее>>
№ 1
Геннадий Фомин (Минск)   7.01.2013 - 20:33
Огромное спасибо сайту (тем конкретным людям, которые его воплощают), за эту информацию. Хоть кусочек этой трагической истории, благодяря Вам, позволит избежать забвения именно этой, одной из многих других... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
20 ноября
Первый канал
20 ноября
СТС
20 ноября
Домашний
25 ноября
ТВЦ
25 ноября
Россия 1
25 ноября
Первый канал
26 ноября
Россия 1

Афиша кино >>

драма
Россия, 2017
драма, мистика, научная фантастика, триллер
США, 2017
комедия, приключения, семейное кино
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
комедия
Италия, 2017
боевик
Болгария, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2016
биография, исторический фильм, семейное кино
Великобритания, 2017
боевик, исторический фильм
Россия, 2017
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Великобритания, 2017
мелодрама, научная фантастика
Норвегия, 2017
комедия, приключения, семейное кино
Россия, 2017
комедия
Россия, 2017
боевик, приключения, фэнтези
США, 2017
боевик, детектив, мистика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
комедия
Франция, 2017
биография, мелодрама, экранизация
Франция, 2017
драма, триллер, фильм ужасов
Испания, 2017
комедия, мелодрама
Дания, 2016
все фильмы в прокате >>