Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Кривое зеркало

Кривое зеркало
Адрес
Санкт-Петербург
Обсуждение

Кривое зеркало

«Кривое Зеркало» основано было в 1908 г., при «театральном Клубе». Инициатором этого театра была артистка З.В.Холмская, представившая Правлению Клуба разработанный план нового типа театра художественной пародии и миниатюры. Правление Клуба ассигновало средства на этот театр и поручило организацию его З.В.Холмской.

На первом же собрании литературных сотрудников (Н.А.Тэффи, В.Тиханов, А.А.Измайлов, А.А.Плещев, И.Н.Потапенко, В.А.Азов, А.Р.Кугель, и др.), приглашённых З.В.Холмской, было одобрено предложенное А.А.Измайловым название театра. Режиссёром был приглашён Р.А.Унгерн. Труппа составилась крепкая, дружная. К концу сезона она насчитывала таких талантливых актёров, как Лукин, Фенин, Курихин, Лось, Антимонов, Хенкин, Абрамян, Нелидова, Волховская и др. Успех театра был огромный, - в Москве и в провинции едва ли не больший, чем в Петербурге.
Кроме режиссёра Унгерна, которому «Кривое Зеркало» много обязано печатью вкуса и деликатности, сразу выделившими театр на известную художественную высоту, основоположниками театра должно считать двух очень даровитых и малооцененных людей – Б.Ф.Гейера и В.Г.Эренберга. Оба уже умерли – в полной ещё силе. Оба пришли в театр, влекомые сметным сознание, что в «Кривом Зеркале» им удастся проявить свои художественные стремления. Обоих почти никто не знал. Оба были обрусевшие полунемцы, и в самом характере их и образе жизни, рядом с чертами немецкого уклада и быта, было много, порою даже слишком много, русского.

Почти все, что было в «Кривом Зеркале» нового в смысле творческих идей, исходило от этих двух, чрезвычайно одарённых людей – Эренберга и Гейера. Театр имел много сотрудников и нередко блестящих. Я не отнимаю ни у кого ни таланта, ни заслуг, ни выдумки. Я хочу лишь сказать, что новые пути творчества «Кривозеркального» стиля были даны и указаны двумя малоизвестными полунемцами, цыганского образа жизни и беспечного нрава. Что-то от моцартовского «гуляки праздного» было в обоих. И рановременная смерть роднила их. Оба умерли от инфекции, - в глубине России – жертвы антисанитарного безобразия русских город. Гейер от дизентерии в Серноводском курорте, а Эренберг в Харькове от брюшного тифа. На могиле Эренберга я был. Голая, с простым крестом, она приютилась на окраине харьковского кладбища. На сухой берёзке пел соловей… Я подумал о том, что кроме лирика-соловья, следовало бы ещё тут быть щеглу-пересмешнику и имитатору. В душе Эренберга, как и в душе Гейера, сплелись эти обе стихии. Они, впрочем, почти всегда сплетаются вместе: затаённая лирика, над которой скалит зубы ирония, и пресытившийся дух иронии, разрешающийся мольбою сердца.

Острые формы нового, ещё неслыханного театрального жанра привлекли на наши спектакли самую избранную, интеллигентную публику, а её было тогда много и, главное, она была при деньгах. Толпа, плохо разбиравшаяся в тонкостях «криво-зеркального» стиля, следовала за интеллигенцией. До чего, в сущности, наш театр шёл в разрез со старыми театральными формами, мы испытывали иногда в небольших провинциальных городах, куда заезжали, чтобы не терять маршрута. Помню, как мы, можно сказать, задворками уехали на вокзал из Кременчуга, опасаясь столкновения с возмущённой публикой. В каком-то другом небольшом городе, после окончания спектакля, кучка мелких канцеляристов, окружив нас в саду, обзывала нас «мошенниками» и «хулиганами». Одна еврейская дама в Одессе, желая сохранить возможную деликатность, заметила, что, конечно, «Вампука» - недурная опера, но она слышала лучшие оперы – например, «Африканку». Да и сейчас, всем ли понятен смысл пародии? Я читал года два назад письмо «хранителя минералогического кабинета» в одном из южных городов, который, прослушав «Вампуку», счёл необходимым взяться за перо и изложить письменно своё возмущение по поводу небрежного и балаганного оперного искусства». Он принял всё всерьёз – всю историю африканской невесты, для которой в пустыне ищут стакан воды.

Эпоха реакции, охватившая Россию с 1906 г., весьма благоприятствовала уходу в театр и особенно такой, как «Кривое Зеркало». В самом существе своем «Кривое Зеркало» было театром скепсиса и отрицания. Судьба «Кривого Зеркала» до известной степени аналогична оперетке Оффенбаха. В форме театральных пародий «Кривое Зеркало» смеялось над чувствами, идеалами, добродетелью, воодушевлявшими старый театр. Потом, как это случилось и с Оффенбахом, идея вульгаризировалась, омещанились и спустилась у подражателей и имитаторов до уровня уличной тумбы».

Художественным руководителем театра «Кривое Зеркало», с самого возникновения, состоял А.Р.Кугель. Среди режиссёров театра назовём – Р.А.Унгерна, Н.Н.Евреинова, Н.Н.Урванцова, И.М.Надеждина, Г.К.Крыжицкого и др.

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
22 сентября
СТС
22 сентября
Домашний
22 сентября
ТВЦ
23 сентября
Культура
23 сентября
Первый канал
23 сентября
Россия 1
23 сентября
Первый канал
24 сентября
НТВ
24 сентября
Домашний
25 сентября
Первый канал

Афиша кино >>

драма
Грузия, Польша, Россия, 2017
боевик, комедия, приключения
Великобритания, США, 2017
боевик, детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Дания, США, 2017
биография, драма, исторический фильм, трагикомедия
Великобритания, Франция, 2017
исторический фильм
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма, комедия
Франция, 2017
комедия, приключения
Россия, 2017
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
США, 2017
триллер
США, 2017
комедия
Италия, 2016
комедия
США, 2017
биография, драма, исторический фильм
США, 2017
все фильмы в прокате >>
"Безбашенные"
Ролики фильмов

"Безбашенные"

В охваченной войной Боснии команда спецназа ВМС США «Морские котики» находит клад — золотые слитки стоимостью более $300 млн.