Мы существуем в настоящем времени и, как правило, оцениваем фильмы, актерские работы, с точки зрения сегодняшнего дня. Вот попробуем представить себе - какую из 15 картин рейтинга "Зима-2006" вы бы захотели посмотреть через десять лет? Ну, хорошо - через год? Как вы думаете, уважаемые зрители, выдержат ли проверку временем простенькая лента "Вернуть Веру" или душераздирающая "Четвертая группа", так же, как мелодрама Владимира Меньшова "Москва слезам не верит"? Вот ведь - тридцать лет прошло, а мы с удовольствием смотрим и пересматриваем историю трех подруг…
Так какой же основной вывод можно сделать, глядя на рейтинг "Зима-2006"? Самый банальный: лучший друг семьи - телевизор, а самая популярная передача - "Танцы на льду" (РТР). Получается, что пока кинопрокат "вчистую" проигрывает телевидению. Из двухсот с лишним фильмов 2005-2007 года в рейтинге популярности упомянуто меньше десятка лент, которые не шли на ТВ. Конечно, зрительские аудитории несоизмеримы, ведь телевидение куда как доступнее большинству россиян. Но есть ещё одно обстоятельство: зрители хотят смотреть "наше кино"! Посмотрите на эфирную сетку Первого канала, РТР, НТВ - российское кино в самом "горячем" прайм-тайме. Особой популярностью пользуются истории о молодой героине, которой непросто достаются успех, любовь и женское счастье. Такое кино находит живой отклик у массовой аудитории, которая состоит преимущественно из женщин. Справедливости ради следует отметить, что именно такое кино лидирует и в "антирейтинге". Страшно подумать, какие бушуют страсти в российских семьях в воскресные вечера из-за столь любимых дамами мелодрам…Ещё большее раздражение вызывают у зрителей "долгоиграющие" сериалы вроде "Обреченной стать звездой" и неуёмное стремление телевизионщиков выжать максимум возможного, бесконечно повторяя одни и те же сериалы.
Увы, пока российское кино не оправдывает ожиданий зрителей. Афиши кинотеатров поражают разнообразием, но "нашего кино" - мало. Российские режиссеры обвиняют во всех бедах прокатчиков, прокатчики - режиссеров. Когда-то, в 2001 году, большие надежды возлагались на новую государственную структуру "Роскинопрокат". Одна из задач этой компании - "доведение до массового зрителя высокохудожественных кино- и видеопроизведений отечественного и зарубежного производства". В печати как-то были опубликованы результаты проверки "Роскинопроката", проведенные Счетной палатой: расходы на прокат фильмов составили с 2002 года по сентябрь 2005 года 106,4 млн рублей, оказавшись больше доходов в шесть раз. Например, расходы на прокат фильма "Кино про кино" (режиссер Валерий Рубинчик) в 61 раз превысили доходы, "Брейк-пойнт" (Марек Новицкий) - в 57 раз, "Дневника камикадзе" (Дмитрий Месхиев) - в 34 раза, "Егерь" (Александр Цацуев) - в 30 раз, "Благословите женщину" (Станислав Говорухин) - в 24 раза… Тоже ведь рейтинг, хотя и довольно своеобразный.
Мы всё чаще и чаще слышим и читаем: "Российское кино возрождается!". Хотелось бы в это поверить.
|