Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Иван Охлобыстин: «У нас кино существует не «благодаря», а «вопреки»

интервью >>

12 октября на сцене московского Крокус Сити Холла 50-летний юбилей отметит «многоликий» Иван Охлобыстин - актёр, режиссёр и сценарист, православный священник, байкер, музыкант, блоггер, общественный деятель. И это далеко не всё, чем занимается любимый всеми артист. Кино-Театру.ру удалось втиснуться в плотный график юбиляра и поговорить с ним о российском кино, современных сказочниках и социальных сетях.

Иван Охлобыстин: «У нас кино существует не «благодаря», а «вопреки»

50 лет – дата солидная. Нет желания оглянуться назад и проанализировать свою жизнь, в том числе и кинематографическую? Быть может, что-то хотелось бы изменить?

Нет, я не сторонник изменений. Всё, что сделано – сделано. Смысла нет ни раскаиваться в этом, ни мифологизировать. На тот момент я делал искренне, позже – тоже. Меня нельзя упрекнуть, что я делал что-то против совести в кино. Я экспериментировал с удовольствием для себя. Мне предоставилась эта возможность, я честно ею воспользовался. Я бы мог деньги с первого фильма потратить на себя, но я и потерял тоже много по деньгам: на «Иерей-сане», на «Соловье-Разбойнике» - мы в ноль вышли. Но всё равно это траты обоснованные - чтобы было кино. Я фанат кино. Поэтому - что менять? Если мне жизнь сейчас дала возможность и в кино что-то делать и для кино, почему это нужно как-то переоценивать? Нужно относиться к этому реально. Ничего бы не хотел переделать.

Что сподвигло вас сняться в фильме «Птица»?

Во-первых, Баскакова (режиссёр - прим.ред.) – это дочь Приёмыхова. Приёмыхов Валерий Михайлович – был моим очень хорошим другом и прихожанином нашего общего церковного прихода. Я с ним снимался, я у него снимался, Оксанка (Оксана Охлобыстина - прим.ред.) у него снималась. А Баскакова она – по матери. Во-вторых, там сюжет-то замечательный. Они легко отказались от всякого рода похабени - что мне сразу понравилось, потому что дело это очень хорошее. Я увидел удачное сочетание хорошего сценария и адекватных людей, с которыми можно говорить. Сценаристы в своём уме: где можно, похабень убрали - чтобы не ругались и чтобы соответствовало педагогическим нормативам. Да ещё и дали возможность рок-н-рольно похулиганить.

А готовы ли вы ещё сниматься у дебютантов, молодых режиссёров?

Почему нет? Можно, но надо читать сценарий. У дебютантов одни и те же ошибки. Они пытаются сделать лучше, чем нужно, занимаются перфекционизмом.

Иван Охлобыстин: «У нас кино существует не «благодаря», а «вопреки»

Чем отличаются режиссёры опытные от дебютантов?

Я понял это на своём опыте. Короче, снимаю я как режиссёр кино, и в какой-то момент меня посещает такая мысль, тоскливое ощущение, что зрителю будет скучно. Эта мысль ложная, потому что я долго снимаю кино, я всё знаю, а зритель-то не знает. Я начинаю волей-неволей украшать это кино и делаю так, что это не кино, а головоломка какая-то. И желание ещё угодить всем: и тому, и этому. И нет ясного финала – это вечная, но простительная ошибка молодых кинематографистов. В «Птице» всё хорошо, за исключением финала. Мы говорили: «Ксения, надо выбрать – умер он или не умер». И то, и другое имеет смысл. Раз Гарик согласился сниматься, сыграть ангела, который рок-н-рольщиков уводит за край бытия. Сняли его, а они искромсали эту очень прикольную сцену. Там главный герой оказывается в море, а на воде стоит ангел. Главный герой с концерта пришёл, то есть он на концерте умер. Он говорит: «Как тебе?» - «Нормально, но, ты знаешь, барабанщика надо гнать». Но это мало кто поймёт, конечно. И в разговоре о таких рок-н-рольных штуках они ходят. Роскошная была сцена, а она её покромсала. А фильм хороший. И Малевская Дуся – она моя крестница. Это чудо-ребёнок с уникальным голосом, с чистейшей, ангелоподобной душой. Я очень боюсь, чтобы её не испортили, но это вряд ли - у неё хорошие родители. Она такой человек, она не агрессивная, она всё вытерпит.

А не смущает ли вас очевидный отрыв современного российского кино от реальности (даже в тот момент, когда оно пытается говорить о «здесь и сейчас»)?

Сейчас кризис в кино, потому что для продюсеров кино – это один из вариантов отмывания денег. Второе – продюсеры душат своей заинтересованностью. Это как синдром еврейской мамы, когда человек до 30 лет с мамой живёт. Так и продюсер висит над головой режиссёра со своими представлениями о том, какое должно быть кино. И в итоге получается плохо - ни то, ни сё. Кино - это глубоко авторская вещь. Если авторского стиля нет, то вообще стиля нет. Либо продюсер сам должен снимать. Ещё экономия на всём и отсутствие нормальной прокатной истории. Во-первых, у нас нет такого количества мультиплексов, как в Америке. Во-вторых, мультиплексы закупают американские, уже давно отработанные картины, беспроигрышные. И, соответственно, пойти на наше – просто по приколу. У нас кино как любовь, как дружба, существует не «благодаря», а «вопреки». И к нему у нас отношение как к искусству. Как балет, как театр – академические виды искусства, таки и кино таковым стало и навсегда останется. Другое дело, что это всё «вопреки», и это всё усилиями энтузиастов.

Иван Охлобыстин: «У нас кино существует не «благодаря», а «вопреки»

Что стало с проектом «Оператор реальности», который вы пару лет назад продвигали с Вадимом Демчогом?

Всё было очень просто: Вадим Демчог – мой хороший друг. В какой-то момент он ко мне обратился, говорит: «Там вот такая история с концом света, надо помочь с рекламой». Я согласился, у меня была возможность, поехал, мне ребята понравились. Они собрали деньги и сняли кино, не знаю, до какой степени это жизнедеятельно. Но всё, что от нас требовалось, мы сделали. А потом они куда-то исчезли. Видимо, не окупилось. Кино в России должно быть строго государственно финансируемым. И, мне кажется, даже без частных вливаний.

Есть ли жизнь после «Интернов»? Не боитесь так и остаться для российского зрителя доктором Быковым?

Когда были «Интерны», мне 43 года было. До этого всё было нормально и сейчас будет нормально. Не боюсь остаться Быковым, потому что образ – что ни говори – всё равно хороший. Да и люди сейчас цивилизованные - все же не будут меня ассоциировать. За 7 лет я не могу припомнить случая, когда люди ко мне отнеслись фамильярно, у меня в этом отношении очень хорошая, спокойная аудитория. И даже если такой ужас случится, что будут так воспринимать – ну, буду принимать, а чего.

К предыдущему вопросу – телевидение или большое кино? Где вам больше нравится работать и почему?

Телевидение в нынешнем его виде, во-первых, и кино окупает, а, во-вторых, есть возможность качественного самосовершенствования. Потому что сняли дубль – отбежал, посмотрел на плейбэки, можно монтировать сразу или чуть-чуть чего-то добавить. Мы так отшлифовались на «Интернах», и сейчас я как человек-трансформер – каждый глаз может смотреть отдельно. А кино снимается гораздо более безалаберней, потому что снимать надо срочно, быстро. Но по качеству одно от другого не отличается.
Телевидение – это то, с чем ты можешь общаться на фонах. А кино требует похода в кинотеатр, то есть нужно идти на заведомо хороший фильм, потому что это расходная часть. Нельзя зрителя обманывать никакими ни патриотическими речами, ничем нельзя. Можно только качественным продуктом. У нас хорошо получаются мелодрамы, у нас и баталисты есть. Есть возможности и простор, где снимать - масса локаций. Есть прекрасная современная литература. Если бы я был чиновником, я бы выделил отдельные деньги на экранизацию всех книг Прилепина. Ещё замечательный автор – Водолазкин и его книга «Лавр», Иванов - «Золото бунта», «Сердце Пармы». А боевики у нас не очень получаются, потому что боевик - это расходная штука. Каждый трюк должен отрабатываться в зале, либо на площадке соответствующей, с соответствующими людьми. На резиночках, на зелёном фоне снимается много прыжков, подскакиваний и всего остального. Есть хороший фильм про создание фильма «Матрица»: две недели ушло у них на один бой Тринити и полицейских. У нас это невозможно, дадут один день и 100 рублей. И будет позор.

Иван Охлобыстин: «У нас кино существует не «благодаря», а «вопреки»

Вы очень многогранный человек, предстаёте в разных амплуа. Кто он – настоящий Иван Охлобыстин?

Настоящий Иван Охлобыстин… Я думаю, что ближе всего к нему второклассник, который идёт 3 километра через паханную пашню от школы домой в деревню. Над ним висит грозовое небо, и стая из тысяч ворон сидит на высоковольтных линиях. А вдали где-то электричка.

Насколько мне известно, «Птица» - это ваш последний анонсированный проект. Каковы ваши дальнейшие планы как актёра?

Я не знаю, честно говоря. Чтобы не соврать, сниматься – выгодно по деньгам. При всём том, что процесс это оплачиваемый, мы стараемся. Мы стараемся вникнуть в режиссёрские задумки, максимум, что от нас можно получить – мы делаем. Мы – это я говорю за цех за наш, за актёрский.

Много ли поступает достойных предложений? Как вы определяете качество будущего проекта и принимаете решение сниматься или не сниматься?

Забраковали как раз сегодня два предложения, потому что, во-первых, они одинаковые, а во-вторых, везде похабень. Везде неистовое желание трусы снять и с мужика, и с бабы. Я не пуританин, но для чего – непонятно совершенно, без всякой драматической мотивации. Я враг такого абсурда, хотя внешне может показаться наоборот. Мне нравится, когда всё строго логично. Читаю сценарий и понимаю, что это сделано ни для чего, это случайно придумано на кухне. Потом дали задаток сценаристу, он забыл, пропил, ему сдавать послезавтра, а он уже не помнит, что ему надо. И продюсеры не помнят, которые, придумали сюжет, когда пили. Либо какая-то шизофреническая мрачнуха – всё плохо, все меня не понимают, с бензопилой я бреду по Чернобылю. Либо какая-то елейная фигня, которая сам дух религиозности оскорбляет.

В вашей фильмографии уже 5 проектов, в которых вы принимали участие, как актёр озвучки. Нравится ли вам этим заниматься? Смотрят ли ваши дети эти мультфильмы?

Всё смотрят, и заниматься очень нравится. Надеюсь, что в старости буду озвучивать мультики. Готов это делать, потому что, во-первых, для детишек. Во-вторых – это безобидно, смешно, легко, по липсинку несложно. И потом, кино три раза посмотрел, и оно лежит лет 10, и потом, может, когда-то ещё перед юбилеем посмотришь. А мультики дети смотрят нон-стоп. Они включают, и можно им один мультик 35 раз показать. Когда я был в Азии, у нас был только один мультик «Трио из Бельвилля» - они каждый день его смотрели по 3 раза.

Иван Охлобыстин: «У нас кино существует не «благодаря», а «вопреки»

И не надоедает?

Нет. Дети – какие-то нереальные существа. Поэтому для детей очень важно делать хорошую продукцию. Писателей миллион, а сказочников – вроде ничего особенного – раз-два и обчёлся.

Я, честно говоря, из современных сказочников вообще никого не знаю.

Взрослые фантасты есть. Есть Михаил Елизаров, у которого замечательный роман "Библиотекарь". Но это не детское. Я сам сейчас попытку предпринимаю, если найду хорошего издателя. У меня есть 4 главы, я их на «ВК» выкинул – называется «ЭСССР», о том, что было бы, если бы Карибский кризис произошёл. Там пионеры в космос полетели, но всё строго по субординации. Это такой «Эквилибриум», только со знаком «плюс». И тут же немного абсурда.

Вы как-то говорили, что не хотели бы ещё раз пробовать себя в режиссуре. Почему? Ведь были же и «Арбитр», и несколько короткометражек, и новелла в альманахе «Москва, я люблю тебя».

Это не мой тип, не для моей харизмы. Нужен административный явственный талант, от которого люди получают удовольствие. Нужно работать себе в удовольствие, иначе будет привкус горечи. Я понимаю, что я, когда снимаю как режиссёр, беспокоюсь, стараюсь, могу, но мне не в удовольствие. Когда пишу – это прекрасно, я могу ночами напролёт писать. Устаю, как собака, так же, как режиссёр, но себе в удовольствие.

Если не секрет, пишете ли вы что-нибудь сейчас? Может быть, готовите какой-нибудь сценарий?

Ага, я сейчас сделал сценарий «Запах фиалки» для «Ленфильма», но не знаю, дерзнут ли они снимать про войну в Сирии.

Иван Охлобыстин: «У нас кино существует не «благодаря», а «вопреки»

Такой социальный, да?

Не просто социальный. Я же могу очень в разных жанрах. Близко к панку, если брать «Даун Хаус». «ДМБ» - это другая форма того же самого, всё равно экстремально. «Соловей-разбойник» - классика такая лубочная. «Иерей-сан» - тургеневская пьеса. Мы вполне можем попробовать сделать пропагандистский фильм – сухо, красиво. Элегантный пропагандистский фильм, чтобы у врагов глаза вытекали. Надо, чтобы они начинали любить наших героев, наших "шпиёнчиков". И сюжет там позволяет: молодой человек вынужден поехать в Сирию и делает набор стрёмных эссе, потому что человек он не самый мужественный, но обстоятельства вынуждают. Есть плохой американский шпион, который на органе играет - это я. И война есть, и любовь, и восточные принцессы есть, и описание Дамаска, и этот дивный кипиш с ракетами - всё есть, но боятся.

У вас странички во многих социальных сетях есть? Что вообще для вас социальные сети? Как вы думаете, они убивают живое общение?

Социальные сети – это одна из новых коммуникативных связей человечества. От них уже никуда не уйти. В них удобно узнавать параллельные мнения по тому или иному поводу и формировать своё мнение. Соцсети переделали мир информатики и медиамир, потому что с разных концов может поступить одно и то же видео или аудиофайл напрямую. Благодаря соцсетям создано много общественных организаций, уже считается неприличным, если у тебя нет электронного адреса. Если ты не зарегистрирован в какой-то сети, это считается странным. То есть, это часть повседневной нашей реальности. К ней нужно правильно относится, нельзя давать себя увлекать, надо помнить, что это жизнь всё-таки ненастоящая. Настоящая – она на велике в парке, в спортивном зале, на лодке, на концерте, с цветами за барышней. Главное - двигаться. Всё равно, как. Но соцсеть тоже надо выбирать подходящую. Если у человека стабильный образ жизни, подходит респектабельная сеть, типа «ВК» или Facebook. Двигаешь к себе аудиторию, которую ты любишь: кто-то часы собирает, кто-то марки, кто-то революцию хочет сделать, кто-то не хочет. И там варишься. Но тоже надо всегда пытаться стянуть это в реальность, познакомится, выйти, погулять. Люди должны побольше друг о друге узнать.

Анна Полибенцева
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 7
гошапитер   18.11.2016 - 22:37
потрясающий актер. самобытный, талантливый. харизматичный. читать далее>>
№ 6
Печник   15.11.2016 - 11:04
... Очень удобная фразочка, которую можно лепить куда угодно. читать далее>>
№ 5
Имя-2   17.10.2016 - 20:30
... Сказал, как в сортир сходил... вот такие засранные "мнения" можно держать у себя в голове и дышать носом. Здесь это никому не интересно читать далее>>
№ 4
Игоревич (Иркутск)   14.10.2016 - 13:02
Я не смотрю кино с Охлобыстиным. Фильмы с его участием - отвратительное зрелище не имеющее отношения к кино, как к искусству. читать далее>>
№ 3
Лиза Ч. (Москва)   13.10.2016 - 23:44
Да у нас давно не кино, а кинишко читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия, семейное кино
Франция, Швейцария, 2016
драма, социальная драма
Россия, Бельгия, Германия, Франция, 2017
драма, социальная драма
США, 2017
научная фантастика, приключения
Испания, 2017
комедия
Франция, 2016
комедия, приключения, семейное кино
Канада, Южная Корея, 2016
комедия
США, 2017
боевик, приключения, фэнтези
США, 2017
все фильмы в прокате >>