Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Борис Львов-Анохин фотографии
Годы жизни
Категории
Режиссёр, Сценарист, Театральный деятель
Фильмография
Театры
Фотоальбом
Обсуждение
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

2
Алексей Фролов   27.10.2012 - 22:11:38
Борис Львов-Анохин.

Единственный.

Олег Даль писал в дневнике: «Как стать единственным? Где неповторимость? В чём она?»
Странно, что это его заботило, – у него от природы были уникальные данные, физические и душевные свойства, которые делали его совсем не похожим на других. Острое своеобразие его индивидуальности казалось очевидным для всех, абсолютно бесспорным. Откуда же эта запись? Откуда эти вопросительные знаки? Он и так был единственным, неповторимым.
Его тревога объясняется тем, что единственность не была для него счастливым даром природы, а прежде всего результатом напряжённой, подчас мучительной внутренней, духовной работы. Её нужно было отстоять, отвоевать у натиска банальности, пошлости, ординарности. Секрет неповторимости таился в напряжении бунтарской, порой скептической, парадоксальной мысли, в протесте против всякого рода влияний, в яростном несогласии с общепринятым, удобно привычным.
Отсюда его подчас весьма злые, а то и презрительные записи в дневнике. О театре, о людях театра он часто пишет зло, саркастически. А в письмах к жене и тёще ни одного грубого или резкого слова. Яростные протесты, злые сарказмы, презрительные суждения, а по отношению к близким – удивительная, без тени сентиментальности нежность.
И в творчестве – на сцене, на экране – он мог быть светлым, окрылённым и тяжело, угрюмо драматичным, скорбно мрачным.
Я упомянул об уникальности его данных. Он был изящен, весь его облик воспринимался юношески или даже отрочески хрупким, невесомым, воздушным. Такая невесомость, бестелесность, воздушность была у великих танцовщиков, у Нуриева, у Барышникова. Но они действительно взлетали в воздух, парили в прыжках. А Даль ходил по земле и всё-таки оставлял это необычное впечатление воздушности, невесомости. Но при этой внешности сказочного принца в нём угадывалась огромная мужская сила, а порой и драматическое «угрюмство», тяжесть трагической, как в роли Печорина, беспощадной опустошённости.
Даль репетировал в Малом театре роль Ежова в моём спектакле «Фома Гордеев». В основном он занимался с моим сорежиссёром Владимиром Седовым, мне показывали определённые этапы работы. Это было незадолго до смерти Олега. Его худоба была уже чрезвычайной. Василий Бочкарёв, игравший Фому, по мизансцене брал Ежова на руки и нёс к кушетке. «Когда я поднял его, – рассказывал Бочкарёв, – я испугался: у него не было веса, он был лёгок как пёрышко...»
В тирадах Ежова было что-то близкое умонастроению Даля: израненность, болезненная горечь, какая-то вдохновенная измученность Ежова были близки и понятны актёру. От него исходил свет трагического Моцарта. Слова роли были не просто выучены артистом, а выстраданы. Весь текст лился и клокотал у него, как хлынувшая горлом кровь. Он казался человеком с содранной кожей, мучительно страдающим, дрожащим от каждого прикосновения жизни. Слова сливались в единый стон, крик боли. В его исполнении роли Ежова сочеталась несокрушимая, почти надменная уверенность и внутренняя хрупкость, бесстрашная душевная обнажённость и беспощадная исповедальность. Даль в этой роли был воплощением бунтующего, страдающего духа человеческого. Он напоминал колеблющееся, мятущееся, стелющееся пламя от свечи, которую несут против ветра.
Даль репетировал с максимальной самоотдачей, был олицетворением горестной, мучительной, исступлённой и в то же время прекрасной одухотворённости. Я чувствовал, что выступление Даля в этой роли станет событием.
Этого не произошло, Олег умер до премьеры. Больно думать, что он погиб, не дожив двух месяцев до сорока лет. Сколько ролей он мог бы ещё сыграть! Это одна из ранних актёрских смертей, которых так много случилось в наше время: Высоцкий, Миронов, Богатырёв, Даль…
Но странно, думая о Дале, я совсем не могу представить его себе остепенившимся, постаревшим, погрузневшим. Не могу представить его в пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет. В душевной памяти навсегда остался этот юношеский силуэт, этот надменный, иногда почти жестокий духовный аристократизм, этот образ принца из сказки – только со стальным мужским характером.
У Ибсена в одной из пьес есть слова: «Юность это возмездие». Даль играл юность, которая и была возмездием, иногда грозным и беспощадным. Он судил изуверство, подлость и глупость своего времени, эпохи, в которую жил и с которой не мог примириться, а уж тем более приспособиться к ней.
Вот почему с таким презрением писал он об актёрском и режиссёрском конформизме, вот почему так ненавидел понятие «соцреализм», вот почему уходил из всех театров, как только что-то в них начинало казаться угодливым, пошлым или тривиальным. Он был в искусстве трагическим непоседой, непримиримым скитальцем, гордым бродягой. В его пленительном изяществе таилась властная, почти жестокая сила, что и делало его единственным, неповторимым.

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
психологический триллер
США, 2024
детский фильм, приключения, фэнтези
Бельгия, 2023
криминальный фильм, триллер
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram