Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Салли Поттер: «Мой фильм оценивают неправильно из-за того, что я женщина»

интервью >>

28 апреля в онлайн-прокат выходит новый фильм Салли Поттер «Неизбранные дороги» - трогательная мелодраматическая история об отношениях любящей дочери и отца, страдающего деменцией. Главные роли исполнили Хавьер Бардем и Эль Фаннинг, а премьера картины состоялась в конкурсе 70-го Берлинского фестиваля. Кино-Театр.Ру поговорил с британской постановщицей о ее новой работе, уязвимых людях в реальности и на экране и сочувствии друг другу.


Салли Поттер: «Мой фильм оценивают неправильно из-за того, что я женщина»
фото: ВВС // Салли Поттер

Насколько личной была для вас история, которую вы показали на большом экране?

Мне кажется, я всегда снимаю про что-то личное, как и большинство, но пока ты работаешь над фильмом, история может превратиться и во что-то другое. Я помогала своему младшему брату, хотя у него была не совсем такая же болезнь, как у героя. Еще у меня был близкий друг, у которого был склероз, и он потерял способность разговаривать. Этот опыт меня многому научил, но важно понимать, что этот фильм - не о том, как я за кем-то ухаживала, хотя такое, конечно, помогает при написании сценария. «Неизбранные дороги» ― это больше история о мужчине, который стал уязвимым, и о его отношениях с дочерью. Плюс основой для структуры фильма стала идея о выборе - о тех дорогах, которыми мы не пошли. Болезнь героя помогает ему исследовать эти параллельные вселенные.

Про фильм пишут, что он для вас стал терапевтическим опытом. Согласны ли вы с этим?

Я часто чувствую, что мой фильм оценивают неправильно из-за того, что я женщина-режиссер. Это ощущение у меня с самого первого фильма, помню, тогда один или два критика писали про него то, за что сегодня можно подать в суд. Думаю, что мой новый фильм будет сложно понять тем, кто не хочет испытывать какие-то неудобные чувства. На тех же, кто чувствам открыт, этот фильм может производить очень сильное впечатление. После показа ко мне подходили зрители и делились своими личными историями. Эти ощущения принадлежат зрителям, не мне. Моя задача ― снимать кино. Если кому-то кажется, что фильм для меня терапевтический, то это не так. Я проходила терапию после смерти брата, и над фильмом работала довольно отсраненно. Снимать кино очень трудно. Использовать такую работу в качестве терапии дорого и неэффективно.

На фильм «Вечеринка», с которым вы приезжали в Берлин в прошлый раз, люди в залах реагировали очень бурно. Стал ли другим опыт с «Неизбранными дорогами»?

Конечно, здорово, когда можно дать людям возможность смеяться, когда можно их развлечь. И мой следующий фильм обязательно будет комедией. Тем не менее, я думаю, что иногда нужно говорить на грустные темы. И людям нужно над ними плакать. Мы должны уметь справляться с сожалением, разочарованием, горем - со всеми этими неудобными чувствами. Я четыре года работала над этим фильмом ― увидеть реакцию зрителей мне очень важно. Но я стараюсь не читать плохих отзывов, до сих пор помню фразы из негативных отзывов, которые писали двадцать лет назад, а из хороших ― не помню.

В фильме есть тема миграции. Хотели ли вы с ее помощью выразить свою позицию?

Конечно. Мы уже видим героев-мигрантов в кино, и, конечно, мы все знаем про действия Трампа, из-за которого большое количество живущих в США латиноамериканцев не чувствуют себя защищенными и в любой момент могут быть вытолкнуты из страны. Это важный американский контекст. Герой, у которого смазаны границы между реальностью и фантазией, жизнью, которая случилась, и той, которая не случилась, сталкивается с физическим препятствием: вот тут стена, а твой дом ― там. Мне показалось, что так будет возможно пояснить тревогу героя ― между прочим, у латиноамериканцев и афроамериканцев деменция встречается гораздо чаще, чем у белых американцев, и это напрямую связано с тем, что они испытывают в жизни гораздо больше стресса.

Салли Поттер: «Мой фильм оценивают неправильно из-за того, что я женщина»
фото: Хавьер Бардем, Эль Фаннинг, Салли Поттер

«Неизбранные дороги» исследуют сложное сознание главного героя. Как вы работали над тем, чтобы перенести его состояние в фильм?

Я постаралась уложить весь сюжет в 24 часа. Каждая из линий ― в Греции, Мексике, Нью-Йорке ― начинается рано утром и заканчивается вечером, и все они развиваются параллельно. Складывается ощущение, что все идет от начала к концу, но с точки зрения монтажа работать с такой историей очень трудно. Ее также могут интерпретировать как работу памяти, но для меня это было больше как путешествие.

Расскажите, пожалуйста, о работе с актерами. Эль Фаннинг, которая играет одну из главных ролей, очень тепло отзывалась о вашей совместной работе.

Она пришла ко мне на пробы к фильму «Бомба», когда ей было двенадцать, и я подумала, что она ни за что не будет играть. Но она показала такой высокий уровень игры, что я была очень впечатлена, обняла ее и почувствовала себя странно: с одной стороны, я обняла ребенка, с другой - передо мной стояла настоящая актриса, с которой я могла работать на равных. Это ощущение есть у меня до сих пор, хотя Эль уже молодая женщина и профессионал в лучшем смысле этого слова - я очень это ценю. С актерами я строю доверительные отношения, и они имеют возможность задать мне все вопросы про своих персонажей. К тому моменту, когда они встречаются на съемочной площадке, они уже все знают, и им легче работать друг с другом. Мне помогает хореографический бэкграунд. По тому, как люди двигаются, мы можем многое о них понять. Я стараюсь помочь актерам выстроить работу со своим телом и выстраиваю между персонажами отношения в пространстве.

Герой Хавьера Бардема - человек, которому нужно много выражать эмоции, и он находится в ситуации, когда теряет свою независимость. Считаете ли вы таких персонажей важными?

Если изучить статистику по психическим заболеваниям, то мужчины из-за них в два раза чаще кончают с собой, чем женщины. Это большая проблема, в том числе и потому, что у них нет возможности выражать себя. На экране мы видим или образы совсем ужасных персонажей-мужчин, или великолепных героев, а между ними почти совсем никого нет. Для меня важно создать это пространство для человечности, где можно быть собой, даже когда ты становишься уязвимым. Бардему знакома более экспрессивная культура - но она же и более мачистская. Так что для него играть такого персонажа было непросто, хотя он этого и не говорил, я чувствовала это во время работы над фильмом. Я думаю, для этого нужно быть смелым.

Можно ли сказать, что ваш фильм ― о сопереживании?

Сопереживание, эмпатия ― это правильные слова. Эта доброта знакомых и незнакомых людей ― ценность, на которую мы часто не обращаем сегодня внимания. А я могу обратить на это внимание и напомнить, что другим людям можно сопереживать.

«Неизбранные дороги» в онлайн-прокате с 28 апреля.


Юлия Кузищина
Поиск по меткам

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
триллер, драма
США, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен