Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Венок сонетов (1976)

Венок сонетов кадры из фильма
Год
1976
Страна
СССР
Фотоальбом
Обсуждение
Рейтинг
  10 / 4 голоса

   
По мотивам повести Виктора Муратова "Мы убегали на фронт".
В самом конце войны двое ребят сбегают из училища и пробираются на фронт. В вокзальной сутолоке беглецы теряют друг друга — и вскоре одному из них предстоит принять свой первый бой.

последнее обновление информации: 10.07.13

награды, номинации, фестивали
Главная премия за лучший фильм для детей на X ВКФ в Риге, СССР 1977г.
Премия ЛКСМБ реж. В. Рубинчику, оп. Т. Логиновой, худ. А. Чертовичу.

Море. Выброшенный на берег корабль. Одетый в черное старик, который тащит катафалк по белому песку прибалтийского побережья. Эти начальные кадры мелькнут и в финале, и только тогда станет понятно, о чем это спрашивают старика немцы, подъехавшие на мотоцикле, что это за выстрел гремит вдалеке, где и когда все это происходит, а пока черный фон приходит на смену первому эпизоду, и звучат за кадром стихи — эпиграф к фильму и его камертон.
Однако своеобразным камертоном служат и эти первые странные кадры, задавая тон повествованию, где мир предстает необычным, где все перемешано, переворошено, где на открытой поляне стоят самые, что ни на есть, домашние стулья и большие старые часы, где школьники занимаются в доме, половина которого снесена, и теперь он виден, как на чертеже, в разрезе, где музыканты в строгих концертных фраках играют, сидя в кузове грузовика, знаменитую симфонию Моцарта, а слушают их двое солдат, охраняющих границу, условно обозначенную шлагбаумом, да еще двое мальчишек, которые мечтают попасть на фронт. Однако же к необычности окружающего героев мира привыкаешь быстро, может быть, потому, что мир этот привычен для самих героев, которым очень мало лет, и четыре года войны для их жизни большой срок. Другую, нормальную, мирную жизнь они, верно, успели позабыть, а эта — военная — приобрела для них черты устойчивого быта.
Их история, история двух мальчишек, которые упрямо, наперекор всем и всему бегут на фронт, когда война почти окончена и бои уже идут в Берлине, развивается не столько по законам сюжетного повествования, сколько по законам поэтическим. Отсюда и деление фильма на маленькие новеллы — сонеты (их, правда, шесть, а не пятнадцать, как велит канон), отсюда и особая важность стихов, специально написанных для фильма и прочтенных за кадром их автором Беллой Ахмадулиной. На границе сонетов фильм как бы приостанавливается, набирая новое дыхание, и конец предыдущей истории сливается с началом следующей, как в настоящем поэтическом «венке», где последняя строка сонета — одновременно и начало следующего стиха. Возможно, такое построение фильма казалось бы искусственным, если бы не то, что само искусство входит в фильм почти на правах героя. Главный герой картины Артем пишет стихи, и, рассказывая о его судьбе, авторы не только сталкивают с войной ребенка, но и само искусство сталкивают с войной, придавая ему тем самым новый неожиданный смысл. Вот рабочие с трудом вытаскивают на веревках из ящика что-то тяжелое, а это бюст Пушкина, возвращающийся на пьедестал из временной эвакуации, и криками ура встречает его музыкальный взвод, который проходит мимо Пушкина в торжественном марше. Вот сидит этот взвод в оркестровой яме маленького провинциального театра на спектакле «Три сестры» и ждет взмаха руки капельмейстера, чтобы проводить полковника Вершинина своим маршем, и совсем неожиданно звучат знакомые чеховские слова: «Уходят наши. Ну что ж, счастливый им путь. О, как играет музыка. Они уходят от нас». А вот и совсем другое искусство — довоенное танго, под звуки которого танцует с девушкой молодой лейтенант на маленькой танцплощадке, крохотном островке мира посреди войны. И даже корреспондент фронтовой газеты Пожарский, случайный попутчик Артема, читает ему Шекспира. Режиссер фильма Валерий Рубинчик увлеченно и талантливо цитирует и стихи, и музыку, и живопись, и даже кино, насыщая свой фильм искусством, снова и снова призывая его на помощь людям, которые уже почти пережили войну, и всего несколько дней осталось им до Победы.
А в конце фильма возвращаются начальные кадры — море, выброшенный на берег корабль, одетый в черное старик,— возвращаются и мелькают на экране уже прошедшие эпизоды, как возвращаются в традиционном «венке» первые строки четырнадцати сонетов, образуя собой пятнадцатый и последний сонет. Так кончается этот фильм, похожий на венок, возложенный в память тех, кто и сам бы мог писать стихи, но не успел, и теперь искусство делает это за них, рассказывая об их судьбе, отдавая им свою дань.

Надежда Целиковская

«Спутник кинозрителя», декабрь 1977 года

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 14
Нудный Йа.   5.06.2015 - 22:00
Нет! Определенно лавры Леграна не давали в то время покоя нашим кино-композерам. Так откровенно слямзить тему Зонтиков... читать далее>>
№ 13
Аннна (Владивосток)   18.02.2014 - 05:58
Отличный фильм , трагичный .. читать далее>>
№ 12
Мирьям (Хайфа)   19.07.2013 - 13:07
Отличный фильм!Чем-то напомнил "Александр Маленький".Не читала повесть и не знаю, почему выбрана именно такая необычная форма повествования,не хочу цепляться к деталям,но фильм получился.Нежный,лирический... читать далее>>
№ 11
Новикова Марина (Рига)   11.08.2012 - 12:23
Фильм очень понравился. И главную роль здесь исполняет музыка. До боли убедительно передано то тяжелое и тревожное время. Прекрасно играют актеры, но особенно хочу выделить Э. Геллера , В.Юрьева и... читать далее>>
№ 10
Эдуард П. (Ростов-на-Дону)   5.09.2011 - 19:59
Один из лучших (на мой взгляд) фильмов о войне. К сожалению, недооцененный. читать далее>>

Венок сонетов (1976): пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
20 ноября
Первый канал
20 ноября
СТС
20 ноября
Домашний
25 ноября
ТВЦ
25 ноября
Россия 1
25 ноября
Первый канал
26 ноября
Россия 1