Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Царь Иван Грозный (1991)

Царь Иван Грозный кадры из фильма
Другое название
Князь Серебряный
Год
1991
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  7.5 / 28 голосов

   
Композитор
Художник
Страна
СССР
Производство
"Полигон", "Тискино"
Премьера
апрель 1992 (Москва)
Cерий
2
Исторический фильм по мотивам повести А. Толстого "Князь Серебряный".
Царствование Ивана Грозного - это время славы, роскоши и жестокости, время, когда все понятия извращались, низость называлась добродетелью, а предательство входило в закон. Но даже тогда были люди, подобные князю Серебряному или Морозову.
"Они шли прямой дорогой, не боясь ни опалы, ни смерти; и жизнь их не прошла даром, ибо ничего на свете не пропадет, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает как дерево".

последнее обновление информации: 02.06.21

История, которую мы потеряли...
Две экранизации «Князя Серебряного», создававшиеся в условиях острого организационного и творческого соперничества двух съемочных групп, получились, несмотря на это, весьма похожими одна на другую. «Царь Иван Грозный» режиссера Г. Васильева — лубочная, кичевая, бульварная версия этой истории. «Гроза над Русью» — фильм, созданный мастером квазиисторических полотен А. Салтыковым, — чуть серьезнее, добротнее, достовернее в смысле фактур, декораций, психологии и т. п. Но и в том, и в другом случаях исходный тираноборческий пафос уступает в силе совсем иным чувствам по отношению к власти — чувствам, воспитанным в нас всем нашим историческим опытом и обнаруживающимся как-то помимо воли создателей и той и другой картины.
В «Царе Иване Грозном» центральный герой в исполнении Кахи Кавсадзе — образ амбивалентный. Актер играет одновременно и грозного царя, и обличающего его юродивого — Василия Блаженного, и это свидетельствует, по всей видимости, что в царе как бы наличествуют оба начала — злодейства и святости. Но они не вступают друг с другом в какой бы то ни было выраженный конфликт. Это как бы разные стороны и грани его натуры, разные маски, легко сменяющие одна другую в балаганном игрище власти. Грозный здесь — какое-то стихийное явление, он волен судить, пытать, убивать, казнить и миловать, самого же его судить по меркам нормальной человечности никому и в голову не приходит, как не приходит нам в голову обвинять в чем-либо самум или наводнение. Стихийная поэтизация неуправляемого и нравственно невменяемого деспотизма преобладает в трактовке этого образа над всеми остальными соображениями. Пафос языческого упоения кровью и властью вкупе с эстетикой мрачного гиньоля доходит до апогея в сцене массовых казней, когда Грозный рубит головы сплеча плохим и хорошим, сажает на кол правых и виноватых. Вакханалия злодейства достигает здесь такого размаха, что зритель, войдя во вкус, испытывает даже легкое разочарование, когда царь в конце сохраняет жизнь любимцу Басманову. <...>

Наталья Сиривля

«Искусство кино» 1993 год, № 11

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 121
Дмитрий Подв   21.01.2022 - 11:32
Интересен конфликт продюсера фильма Таги-Заде и Талькова. Об этом много рассказывал Марк Рудинштейн, но акцентировался он только на кульминации вражды. История конфликта такова На съемках Т.З. оскорбил... читать далее>>
№ 120
Vitald (Mariupol)   4.09.2020 - 13:02
... Согласен полностью. Первый раз посмотрел "Князь Серебряный" (а именно так он тогда назывался) в начале 90-ых. По прошествии почти 30-ти лет фильм смотрится на одном дыхании. Великолепна... читать далее>>
№ 119
pescados   18.01.2020 - 17:18
Тальков в чём-то прав про комедийный уклон. Режиссёр - эстет, а не историк, и потому зажат между Эйзенштейном и Гайдаем, как между Сциллой и Харибдой. Где отклоняется от установки "Иван Грозный -... читать далее>>
№ 118
Тал   23.11.2019 - 23:13
... Кстати, определенная перекличка имеется. Тема правителя с его временем и "человека на все времена". Чётко. ПС: изюм - Басманов младший. Хотя у Эйзенштейна тоже не промах. читать далее>>
№ 117
Думитру С (Москва)   23.11.2019 - 17:10
Фильм понравился. При всех перестроечных скромных возможностях и мутной картинке. Непонятно, за что Тальков на коленях просил прощения, за книгу А.К.Толстого, что ли? Тальков был экзальтированный, особенно... читать далее>>
16 апреля
НТВ
19 апреля
ТВЦ
20 апреля
Россия 1
20 апреля
ТВЦ
17 апреля
Netflix
18 апреля
КиноПоиск HD
21 апреля
PREMIER
24 апреля
Apple TV+
25 апреля
PREMIER
26 апреля
PREMIER
27 апреля
PREMIER
Кино-театр.ру в Telegram