Две экранизации «Князя Серебряного», создававшиеся в условиях острого организационного и творческого соперничества двух съемочных групп, получились, несмотря на это, весьма похожими одна на другую. «Царь Иван Грозный» режиссера Г. Васильева — лубочная, кичевая, бульварная версия этой истории. «Гроза над Русью» — фильм, созданный мастером квазиисторических полотен А. Салтыковым, — чуть серьезнее, добротнее, достовернее в смысле фактур, декораций, психологии и т. п. Но и в том, и в другом случаях исходный тираноборческий пафос уступает в силе совсем иным чувствам по отношению к власти — чувствам, воспитанным в нас всем нашим историческим опытом и обнаруживающимся как-то помимо воли создателей и той и другой картины.
В «Царе Иване Грозном» центральный герой в исполнении Кахи Кавсадзе — образ амбивалентный. Актер играет одновременно и грозного царя, и обличающего его юродивого — Василия Блаженного, и это свидетельствует, по всей видимости, что в царе как бы наличествуют оба начала — злодейства и святости. Но они не вступают друг с другом в какой бы то ни было выраженный конфликт. Это как бы разные стороны и грани его натуры, разные маски, легко сменяющие одна другую в балаганном игрище власти. Грозный здесь — какое-то стихийное явление, он волен судить, пытать, убивать, казнить и миловать, самого же его судить по меркам нормальной человечности никому и в голову не приходит, как не приходит нам в голову обвинять в чем-либо самум или наводнение. Стихийная поэтизация неуправляемого и нравственно невменяемого деспотизма преобладает в трактовке этого образа над всеми остальными соображениями. Пафос языческого упоения кровью и властью вкупе с эстетикой мрачного гиньоля доходит до апогея в сцене массовых казней, когда Грозный рубит головы сплеча плохим и хорошим, сажает на кол правых и виноватых. Вакханалия злодейства достигает здесь такого размаха, что зритель, войдя во вкус, испытывает даже легкое разочарование, когда царь в конце сохраняет жизнь любимцу Басманову. <...>
Наталья Сиривля
«Искусство кино» 1993 год, № 11
обсуждение >>