«Есть сюжеты, не требующие психологических проникновений, а требующие крепкой руки, хорошей профессиональной мускулатуры. Таким, казалось, и мог быть фильм о поселковом детстве «После войны — мир» (режиссер Анатолий Никитин), но странное дело: жесткие реалии, чернота бытия, правда без прикрас— как здорово мы научились это делать! — а меня не покидает чувство, что я смотрю типичную картину студии имени М. Горького десятилетней давности. Такая надоевшая кинопроза (ее и в литературе хоть отбавляй) с пацанками и пацанами, первыми Любовями, первыми в ней разочарованиями, нежностью к матери одного героя, конфликтами — другого, возвращением отца-солдата — к одному, невозвращением — к другому. Вся мысль— в названии, мол, это был не мир, опять война— бандиты, драки, голод, ненависть. Лет пять назад порадовались бы правде, а сейчас ее мало, просто правды, даже щедро приправленной хроникой. Поначалу, помните, хроника нас потрясала, потрясает и сейчас, но художественная ткань многих фильмов не выдерживает испытания на прочность подлинностью. Когда не хватает собственных изобразительных средств, режиссеры хватаются за хронику, как за фиговые листочки, чтобы прикрыть ею срам несостоятельности.»
Алла Гербер
«Советский экран» № 15, 1989 год
обсуждение >>