Герои комедии Владимира Меньшова "Любовь и голуби" живут где-то в далекой сибирской деревне. Вася разводит голубей, а его жена Надя хлопочет по хозяйству. Но авторы приготовили герою сюжетный сюрприз, из-за чего вся его жизнь пошла наперекосяк. На экране это выглядит эффектным трюком – падает отпускник Вася, не удержавшись на ступеньках родного порога, и проваливается в глубину ласковой черноморской волны... И ждет его там, как водится, встреча с красивой разлучницей в феерическом исполнении Людмилы Гурченко...
А зачем, собственно, весь этот сыр-бор? Коснуться до всего слегка, вперемежку с солеными шуточками позабавить зрителей чудаковатостью персонажей-простачков? Поразить профессионалов лихими монтажными переходами, реанимацией мельесовских трюков начала века вроде зажигающихся на небе звезд в форме предостерегающей фразы:"Вася, будь осторожен!"? Или речь идет о том, что рано или поздно родственные и дружеские чувства возьмут свое, и состоится возвращение "блудного сына" к покинутому семейному очагу? И вновь будет по-старому, даже еще лучше. Главное - не падать духом, не унывать, а жить весело, с настроением, легко. А может, все сразу, вместе? И то, и другое, и третье? Обращение к сказочным, фольклорным мотивам в расчете на самую широкую зрительскую аудиторию?
Александр Федоров
Фильм-кадриль. Его «фигуры» — это коленца, которые выкидывает подчас с нами жизнь. Печальные или смешные—это как посмотреть. Тем, кто их переживает, может быть, и не до смеха. Судите сами: любимый муж чуть было с любимой женой не расстался. Правда, на время. Но со стороны такие истории часто оказываются еще и забавными. Не случайно же есть на этот счет лукавая поговорка: милые бранятся — только тешатся.
А ведь история банальная. Но не будем торопиться обвинять авторов в пристрастии к банальщине. Ведь банальное— это еще и распространенное, заурядное. Важно только, чтобы ход размышлений не был банальным.
Фильм-лубок. Его герои рисованы чуть гротескно — какими бывают персонажи народной комедии. Добрый юмор обладает способностью преображать все вокруг. Веселыми глазами смотрят авторы на случившееся в дальнем сибирском селе.
Пьеса «Любовь и голуби» была хорошо известна театралам по спектаклю московского театра «Современник», когда В.Меньшов задумал ее снять для кино. Он понимал, разумеется, какая рискованная пришла ему на ум затея. Пьеса из тех, что требуют режиссуры особой точности и вкуса,— чуть в сторону, и комедия-лубок превратится в довольно пошлое комикование. Если же найти верный тон, то не игра, а наслаждение—роли выписаны сочно, фактурно и улыбку вызывают, и сочувствие. Действие происходит в Сибири, где можно такой простор показать, по какому современный городской люд ой как стосковался. И через этот простор, через чистоту и красоту эту выразить нравственные основы героев. И пусть через гротеск, через ерничество балаганное пробьемся мы к тем настоящим ценностям, которые носят в себе люди.
Любовь и измена. Любовь, конечно, берет верх. Люди еще больше ее начинают ценить. Счастье свое чувствуют острее. И метафора естественно возникает из самого что ни на есть бытового ряда: голуби. Их разводит Василий. Уж и сын взрослый, скоро в армию, а он, Василий, никак не может остепениться — все возится со своими птицами. Свистит, как мальчишка, в небо из-под руки смотрит и счастлив.
Но тот, кто хранит в себе детство, тот и душою чист. Не случайно полет голубей будет самым поэтичным местом фильма. Говорит Василий, окая по-сибирски. И весь он должен быть как пацан-переросток, нескладный. Бежит — руки-ноги выбрасывает, как лось. Как пацан наивный — такого облапошить враз можно. Поэтому так боится отпускать его жена в дальнее путешествие к морю, в отпуск, на курорт, где только глаз да глаз.
Единственный в фильме и пьесе персонаж — Раиса-разлучница вызывает не совсем добрые чувства. Раису играет Людмила Гурченко, это одна из немногих «отрицательных» ролей, сыгранных актрисой. Но и здесь не будем торопиться с приговором. Ведь и у Раисы своя судьба, свое горе, свое одиночество, ее тоже понять нужно. Это важно для фильма: понять каждого. Тогда будем не просто осуждать, а сочувствовать. Даже и суд должен быть на добре замешан.
Игра актеров тут — именно игра. Никто из зрителей не забудет ни на минуту, что перед ним Гурченко, которая играет Раису, что перед ним не фотография жизни, а условность притчи. Поэтому и краски фильму нужны броские, детали поведения и костюма— неуловимо смешные и «говорящие».
В. Кичин
«Советский экран» № 23, 1984 год
(в сокращении)
обсуждение >>