Строительство города на Амуре, то есть реальное событие, превратилось в событие художественное. Ни вековая тайга, ни река Амур, ни развороченная стройкой земля — объекты все масштабные, претендовавшие заполнить кадр целиком — не заставили Герасимова отступиться от своего принципа: подробного, пристального, детального наблюдения за жизнью человека. В тесноте заселенных бараков не терялась нить режиссерского замысла, которая связывала людей и город, характеры и стройку, быт и пафос. Пафос не мог не возникнуть в рассказе о строителях Комсомольска. Пафос возник, но не в монтажной декламации, а следующим образом: люди спят после изнурительного труда, воздух в кадрах густ, надо поднимать ребят на канал, будильник подносят к уху — спят, поставят на ноги — спят, стреляют в потолок: «На канал!» В морозной дымке плывет бревно с воткнутым флажком, гонят бревно баграми, и открывается даль Амура с пробитой во льду полоской воды.
В кадрах воспроизведен особый вид жизни — на людях, в общежитиях, в котловане, на корчевке.
Марк Зак
«Искусство кино» № 3, 1988 год
обсуждение >>