В «Заложнике» выразительность зрелищной стороны ощущается с первых же кадров, когда в гущу мирной толпы врезается пулеметная очередь, падают люди, единственная вина которых в том, что они хотели спасти своих детей от оспы; безжалостные всадники пристреливают врачей в белых халатах, медсестер, поджигают повозки с медицинским инвентарем, вздергивают на виселицу санитаров. И всем этим торжищем смерти и истребления командует мрачный бек в черной чалме, зовущий всех, кто остался в живых, идти по кишлакам и селеньям, нести заразу, нести смерть. «В этом ваше спасение перед аллахом», — яростно возглашает он, готовый в своей ненависти к новой власти идти на любые, самые чудовищные преступления, лишь бы не дать ей утвердиться, не дать людям обрести мир, покой, право свободно трудиться на своей земле. Впрочем, с той же стремительностью, с какой свершилась эта кровавая расправа, происходит и перемена ситуации. Подоспевший на помощь красный отряд внезапно ударял по банде, взял в плен бека, и с этого момента и начинает развиваться главная пружина событий... Отправляется в путь под охраной конвоя небольшой обоз с медикаментами, горстка людей, которым во что бы то ни стало нужно довести драгоценную, купленную на валюту вакцину, чтобы подавить очаги эпидемии, не дать ей распространиться по таджикской земле. А чтобы пройти невредимыми через кордоны подстерегающих на пути банд, вместе с обозом едет заложник — тот самый черный бек, связанный, охраняемый специально приставленным красноармейцем. Этот заложник и есть самый надежный талисман обоза, его пароль и пропуск.
Много разного случится на пути обоза, много внезапных встреч и превращений: друзья окажутся врагами, враги — с той же мгновенностью — друзьями. Будут мчаться, сотрясая горы грохочущим эхом выстрелов, синие всадники, подобные пришедшим из легенд неустрашимым мстителям, умеющие бить без промаха из влитых в обе руки револьверов, совершать стремительные пируэты в седле, дать с коней и невредимыми скатываться с горных круч (конники-каскадеры под руководством У. Кудайбергенова работают с поразительной лихостью). Будет любовь и горечь разочарования, будут комические сцены в лагере бандитов. Будет боль потерь и печаль расставания с людьми, о которых мы так мало успели узнать. И... топот копыт среди изумительно красивых гор...
Кинокритик Александр Липков
«Спутник кинозрителя», август 1984 года.
обсуждение >>