Лента Крайс — наряду с «Теснотой» Балагова и «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Ханта настоящий крик живого кино в океане отечественных экранизаций, ремейков, продолжений и голливудских «копирок».
Снимая за микроскопические для российского кино деньги (1,5 млн рублей), Аня, наступая на до сих пор кровоточащую рану страны, связанную с национальными конфликтами, создала картину, сочетающую в себе откровенный хоррор и высокопарную драму.
При всей жёсткости и мрачности, пусть и скрытой за ширмой сатиры, «Нашла коса на камень» не становится чернухой. Да, как и «Груз 200», картина также «хлопает дверью», прощаясь с советским укладом. Но там, где Балабанов вспоминает, что он мизантроп, Крайс одёргивает действие нежностью, сочувствием и ностальгией по ушедшей юности.
Ностальгия, взросление в российской провинции, смелость и европейский дух экспериментального кино делают из «Нашла коса на камень» весьма интересный коктейль, русский по духу и визуалу, но европейский по форме исполнения. История семьи, которая раскалывается как по идеологическим, так и по нравственным вопросам: для одних насилие — грех, после которого не спастись, для других метод решить свои проблемы; смерть — то ли рутина, то ли способ существовать.
Тимур Алиев
обсуждение >>