Знаменитый итальянский режиссер Лукино Висконти (1906-1976) родился в Милане, в семье, принадлежащей к древнему герцогскому роду. Его отец был театральным меценатом и дал своим детям (а их было семеро) прекрасное образование. Уже в детстве Лукино увлекся искусством - литературой, музыкой, театром. Часами пропадал в Ла Скала, слушая голоса прославленных певцов. В юности он много путешествовал, учился в кавалерийской школе, служил в армии. Увлечение верховой ездой на время стало подлинной страстью Висконти - он несколько лет разводил породистых лошадей... Но в итоге тяга к искусству оказалась сильнее - к тридцати годам Лукино решил посвятить себя кино. И уже в сорок с лишним стал одним из самых известных режиссеров мира.
"Гибель богов" - одна из ключевых работ мастера. Это беспощадная в своем социально-психологическом анализе драма становления тоталитарного режима в Германии первой половины 30-х. На примере семьи крупных сталелитейных промышленников Висконти удалось показать истоки триумфа нацистской идеологии.
В фильме играет блестящий актерский ансамбль. Дирк Богард ("Ночной портье", "Провидение", "Смерть в Венеции"), Ингрид Тулин ("Молчание" и "Крики и шеЂоты" И.Бергмана), Шарлотта Рэмплинг ("Ночной портье", "Макс - моя любовь"), Хельмут Грим ("Кабаре"), Флоринда Болкан ("Короткий отпуск", "Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений"). И, конечно же, открытый Висконти, тогда еще начинающий актер Хельмут Бергер ("Людвиг", "Семейный портрет в интерьере"). Эпическая мощь "Гибели богов" вызвала целую волну подражаний.
Эпигоны Висконти пытались имитировать его стилистику, брали "напрокат" его ведущих актеров и операторов. Однако даже самая талантливая последовательница Висконти - Лилиан Кавани ("Ночной портье", "Шкура", "Берлинский интерьер"), на мой взгляд, так и не смогла приблизиться к уровню шедевров великого мастера...
Александр Федоров
обсуждение >>