Фильм был поставлен Бертраном Блие в самом начале волны интереса киноиндустрии к теме гомосексуализма. В картине играли "вальсирующие" Жерар Депардье и Миу-Миу. А место ушедшего из жизни Патрика Дэвэра занял Мишель Блан. Любовный треугольник в этой сатирической притче приобретает неожиданный оттенок: напористый персонаж Депардье уводит героя Блана от симпатичной женушки! Мало того, вскоре "сладкая парочка" решает подработать мужской проституцией. У какого-нибудь ремесленника такой сюжет моментально превратился бы в порнографию, но Блие виртуозно балансирует на лезвии бритвы ни разу не порезавшись и не оступившись.
Сергей Кудрявцев считает, что "по мысли Блие, общество окончательно демускулинизировалось, стало похоже не просто на женщину, а на заурядную шлюху, низкопробную стерву". По-моему, это увлечение глобальными обобщениями, традиционными для российской критики. Почему окончательно?
Неужели общество так однородно? Я лично не склонен видеть в "Вечернем костюме" столь пессимистический вердикт в духе "катастрофического оптимизма" самых мрачных притч Марко Феррери. У Бертрана Блие достаточно здравого смысла и самоиронии, чтобы не претендовать на роль Высшего судьи и разоблачителя. Да и последующие работы режиссера, особенно "Спасибо жизнь!" (1991), показали, что он, оставаясь по-прежнему провокатором и сатириком, вопреки всему сохранил в душе лиризм и даже определенную сентиментальность мировосприятия, насколько и сатирический.
Александр Федоров
обсуждение >>