Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Пейзаж в тумане (1987)

Пейзаж в тумане информация о фильме
Оригинальные названия
Landscape in the Mist
Topio stin omichli
Paysage dans le brouillard
Год
1987
Страна
Греция, Франция, Италия
Отзывы
Рейтинг:
  7.5 / 8 голосов

   
Сценаристы
, ,
Композитор
Элени Караиндру
Продюсеры
, Эрик Эманн, Стефани Сорлат
Актеры
Михалис Зеке, Таня Палайологу, Стратос Церцоглу, , Алики Георгули, , , Кириакос Катриванос, , , Вассиа Панагопулу, Вассилис Буйиуклакис, , , , Яннис Фириос, Никос Курос, , , Герасимос Скиадаресис, Димитрис Каберидис, Тассос Палацидис
Премьера
10 сентября 1988
Жанр
Роуд-муви о двух детях, мальчике и девочке, которые ищут своего отца, который, предположительно уехал жить в Германию. Ими овладевает навязчивая идея найти этого человека, чтобы он помог им в их сложной жизни между детством и юностью.

последнее обновление информации: 29.09.12

...Бывают такие моменты, когда все наши тщательно выверяемые и педагогически обоснованные рассуждения о детском и недетском кино вдруг рушатся, ибо практика подсказывает пример, не укладывающийся ни в одну, даже самую искусную концепцию.
Двое: девочка лет двенадцати-тринадцати и ее пяти-шестилетний братишка бредут через всю страну на север, чтобы сесть в поезд и уехать к отцу в ФРГ.
Южная зима, напоминающая нашу позднюю осень. Длинные шоссе, поливаемые дождем, пустынные, слегка замусоренные пляжи: не сезон. Гулкие вокзалы и деревенские, забитые товарняком полустанки. Непарадная, неканоническая Греция, почти не отличимая от любой географической точки унифицированного цивилизацией пространства. Чуть отстраненная, сумеречная реальность, похожая и не похожая на явь, как бывает во сне.
Костистый, обезьяноподобный шофер-дальнобойщик подсаживает детей в свою машину, им по пути. Но это только видимость человеческого участия. Во время остановки шофер заглянул в придорожное кафе, спросил еды и бутылку вина. Когда же утолил голод и жажду, зазвал девочку в крытый фургон. На глинистой, размытой дождями обочине стоит грузовик. Безлюдье, низкое серое небо. Из-под мокрого брезента, воровато оглядываясь, выскакивает шофер. Пауза мучительно затягивается. Наверное, девочки уже нет в живых? Но вот брезент тихонько дрогнул. Медленно, невыносимо медленно появляются тонкие ножки в детских чулочках и бесформенных башмаках. В летаргическом оцепенении девочка разглядывает запачканную кровью руку.
Я не знаю более трагической сцены насилия в сегодняшнем, богатом кошмарами кинематографе...
Ангелопулос заставляет нас почувствовать, как зарождается в сознании ребенка смутная связь между явлениями, страшная тем, что она представляется естественной, единственно возможной. Мир устроен так — и ребенок терпеливо покоряется злу. Оно так огромно, так неотвратимо, что все равно настигнет и раздавит...

Маленький полустанок. Отсюда можно доехать до границы. Но нет денег. На платформе предается безделью солдат. Девочка медленно подходит к солдату — и называет сумму. Ровно столько стоит билет до границы.
В ответ солдат не произносит ни слова, но блестяще сыгранная им сцена — маленький шедевр, драма в драме, со своей завязкой, борьбой противоречивых страстей.
По Станиславскому мы могли бы теперь рассказать об этом солдате все: о молодости и казарме, о тоскливых армейских буднях, о подавленных желаниях и бедности родительского дома, оставшегося где-то далеко. Вокруг безлюдно, только крашенные ржавым суриком товарные составы. Солдатская жизнь бедна радостями, а молодость требует свое. Никто не узнает, значит, преступления как бы и не будет?
И тут в фильме, в мире, похожем на давящий сон-преследование, блеснул слабый луч надежды. Солдат кладет деньги на ступеньки вагона — и уходит. Двое юных героев продолжают свой путь, спаянные единством своего детства, отгороженностью от остальных.
Повстречавшийся им на пути парень находит среди мусора, несомого ветром по улицам, обрывок фото- или кинопленки. Пленка — брак, на ней едва видно что-то мутное, неразборчивое. Новый знакомый начинает фантазировать: вот река, дерево в тумане...
Появление этого нечаянного встречного завершит еще один виток странствий и возвестит о событии: возникновении первой детской любви. Развитие души, как всякий природный переход в новое качество, суть потрясение, здесь боль души подчас неотличима от радости, и то непонятное, что происходит, страшит. Еще виток — и ревность, и отсутствие взаимности, переживаемое как предательство. Так узнают о недостижимости желанного счастья. Счастья нет, но есть сладкая горечь понимания и сочувствия, которая, впрочем, его не заменяет.

Мир не знает, куда идет. Наши герои на границе, ночь, черная река, шарящий прожектор, чья-то отрывистая команда, стрельба. Огромная машина зла продолжает свою работу. После выстрелов долгая тишина. Думаешь, что дети погибли.
Но нет: за кадром раздается голос девочки, зовущей брата. Лодка достигла берега. Экран постепенно наполняется светом осеннего туманного утра.
И — дерево, прекрасное и нездешнее, как на картине Брейгеля.

Ирина Добровольская

«Искусство кино» № 9, 1989 год

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 2
Геннадий Воланов (Москва)   15.01.2019 - 12:11
Необычайно нудное роуд-муви про двух детей, ищущих отца. Однако после такого кислого начала дальше моя рецуха будет сугубо положительной! ;)) Очень хорошая постановка, великолепная работа оператора... читать далее>>
№ 1
Никита Никитин (Калуга)   1.12.2014 - 02:59
Кино-театр.ру в Telegram