Что-то в XVI веке, несомненно в Испании, на свете жил Дон Лупе Де Агирре, грабил караваны, четвертовал слуг, называл себя немилостью Господней, проще говоря: вёл вполне себе типичный образ жизни европейского гражданина-католика тех времен. Как-то в поисках обычных в те времена сокровищ попал он в нынешнюю Латинскую Америку, там изрядно заблудился, поднял бунт на плоту, уничтожил всех возможных претендентов на должность короля всея Эльдорадо, коим справедливо провозгласил себя, а после убил и дочку, в страхе, что та окажется в постели с недостойным, но дабы бедняжка не умирала девственницей, перед смертью малышка была великодушно изнасилована, а самопровозглашённый король в компании дружелюбных мартышек остался наслаждаться собственным триумфом. Всё бы замечательно, да по-царски, но вот ни Эльдорадо, ни каких богатств Агирре так и не нашёл, но всё-таки остался весьма интересной личностью, конечно, не очень адекватно реагирующую на критические ситуации, но интересную.......Именно эта личность легла в основу псевдо-исторического фильма гуру немецкого кино Вернера Херцога «Агирре, гнев Божий». Видно, что режиссера захватила эпоха безумцев, когда любой вчерашний башмачник и пейзанин менял географическую карту мира , а народы перемешивались в котле авантюр........Печально известный Писарро застрял в болотах будущего Перу. Чтобы определиться с дальнейшим планом, он отправляет в разведку четыре десятка бойцов. Среди них был опытный захватчик дон Лопе Де Агирре. Взяв за основу летопись праведного, но безумного монаха, что гостил на той экспедиции в страну грёз и золота, Херцог таки тщательно перевернул исторические факты, дабы не превращать в исторический трэш фильм, задуманный психологическим и философским. Психология и философия, как полагается у режиссёра культового, бьёт ключом, причём многократно, да по затылку. Нервозный, хромой и кривой другой немецкий, хоть и скандальный идол, Клаус Кински с живописными видами природы амазонки создают удивительный актерский тандем, в котором и без того уродливый Кински, смотрится таки совсем последним возжелателем Эсмеральды, что, естественно, задумано не затем, что более актёров симпатичнее не нашлось, а дабы показать несовершенство человека относительно общества, в котором оный обитает........А здесь и громоздкий как антикварный шкаф дворянин, и рассудительный красавец-офицер, сборище немытых вояк и плененное светило индейской знати. Но, пронзительными глазами обжигает то одного, то другого Агирре – человек, который «незаменим» для этого мероприятия, суровый воин и несгибаемый командир. Даже если мистического Эльдорадо нет – он создаст его своими руками, а других заставит помочь себе. Потому как он Перст указующий........Фильм отличается от большинства исторических лент многими психологическими и философскими этюдами. Особый упор был сделан на финальный монолог абсолютного безумца в окружении приматов. Этими эпизодами заретушировался простенький сюжет и множественные нестыковки повествования.......Зрители, возможно отметили документальность картинки. Это обманка. Да, преобладала живая съёмка, без эффектов. Сама природа умело было взята в союзники декораторами. Но, по большому счёту, чуть не каждую секунду глаза резали вопиющие ляпы. Причем, это не придирки, Все гораздо проще.......Сплошь и рядом конкистадоры закованы в латы. 24 часа в сутки. При любых обстоятельствах. Рекомендую поносить , не снимая, жестянку на груди и кастрюлю на голове в амазонской бане. И торжественно обещаю: всех добровольцев-желающих сердечный удар хватит за неделю. Верхом абсурда было и сплавление по бурным, мутным водам в полной амуниции. Достаточно неустойчивому плоту чуть накрениться, и всё. Плавать в доспехах человек не умеет......А отглаженные платья в пол у барышень? Без капельки амазонской глины или ила. Я более как уверен, что месяц походов по джунглям и пампасам любые локоны превратит в заурядный колтун. Но у кино- девиц не иначе трейлеры со стилистами в кустах были запрятаны ...... Помешательство. Иллюзия уродливым близнецом срослась с реальностью. Лица-маски мелькают среди деревьев, словно сам лес наконец вознамерился уничтожить инородное тело, плывущее по его артерии. «Мясо!» - радостно кричат детишки-каннибалы, бегом следуя за проплывающим плотом; и на берегах реки, где, по словам туземца, божье «созидание» еще не окончилось, испытания обнажают до костей человеческие пороки. Вернер Херцог жирными мазками рисует картину о человеческом разложении и наказании за пороки, где самой важной фигурой постепенно становится Агирре – монумент-напоминание обо всех тиранах и безумцах. «Мы сотворим свою историю», - восторженно говорит герой, планируя, какие страны он захватит после «Эльдорадо». И в этой нездоровой фигуре окончательно проступает знакомая личность обладателя усиков под носом и масштабных планов по перешиванию мира, переваренная творчеством Херцога, чтобы покорчиться зрителю в назидание. И, хотя персонаж фильма толком не «обоготворил» ни одной нации, он успел пообещать благоденствие всем, идущим за ним и превознести себя до небес, говоря, что он Агирре, Гнев Божий........Деморализация. Если длительное время кормить солдата лишь мечтами, с голоду у него начнут подрагивать ноги, а руки потянутся к столу сытого командира или даже к его шее. Уменьшающийся отряд движется в поисках Эльдорадо по волнам бурлящей реки, которая, как никто другой, походит на самого Агирре, по-прежнему организованного, но еще больше опасного. Цель в нем окончательно получила власть над средствами, и теперь этот человек все больше превращается в сметающую всех на своем пути стихию. Потому что он Меч, разделяющий ничтожных от избранных......Конечно, можно сказать, что Херцог был незауряден в показе неприглядности цивилизаторов или христианских догм ('эта книга молчит', 'церковь всегда с сильнейшим'). Но это только для тех зрителей, которые верят в романтику миссионерства. И только понемногу открывают, что все мерзости в Истории делались с именем Господним.
Воистину, удивительны были испанские вояки. Прожженные, закаленные в стычках, они безропотно шли на заклание за Агирре, Гневом божьим. Мягко говоря, не совсем верится, что даже мятежники не видели бутафории самопровозглашенной империи. Гораздо более практично было присоединиться к армии Писарро. Один выстрел или выпад шпаги.......Это фильм о мании величия и природе человеческих страстей. Все его герои движимы стремлением к богатству, власти и славе. Все кроме Агирре. В одном из монологов он говорит, что презирает своих спутников за их мелочные желания. Сам он бредит совершенно безумными и принципиально невоплотимыми идеями. Он представляет собой харизматичного маньяка, умело играющего на страстях, и ведущего за собой людей ради собственного безумия. Агирре – это воплощение иррационального стремления к смерти в погоне за иллюзией воспаленного мозга.
Что же до смысловой нагрузки, то похоже, что Херцог исследовал природу насилия и завоевательных войн. Он принадлежал к поколению, для которого эти вопросы были насущными. Их отцы поддались массовому психозу фашизма, а поколение самого Херцога, на момент съемок,30+, участвовало в войне во Вьетнаме или в протестах против нее........Фильм --очередное доказательство уникальности природы человеческого идиотизма, которое супротив всем законам, опять-таки, человеческой логики, достучалось едва ли не до легенд, когда проходящие мимо корабли с разорванными парусами будут вопить «привет», а все части света - гореть в огне, и все континенты - лежать на дне, ради тех, кто поёт во сне........Иногда думается, фильм снят только для того, чтобы запортретировать лицо Клауса Кински, играющего заглавного персонажа, с разных сторон. Кински в профиль, Кински анфас, Кински нависает над камерой, надувает губы, Кински кривляется, Кински ходит, завалясь на правый бок, Кински снова надувает губы, воображает о себе чёрт знает что и под конец вообще валяет дурака, исчезая в одном из притоков Амазонки и в титрах........Оранжевая краска вместо крови, комична так же как и белоснежные воротнички женщин, перенесших многодневный путь через джунгли. Бунт апатичен, голод ненатурален. Многочисленные смерти не вызывают сочувствия. Клаус Кински реалистично сумасшедший ( впрочем, как и всегда, впрочем, как в его собственной жизни), но что с того?.......Эльдорадо конкистадоры не нашли. Но и с пустыми руками не вернулись. Волна за волной накатывалось европейское иго на самобытные индейские земли. Зарождалась цивилизованная Южная Америка.......
Скучный фильм.
На протяжении всего действия не мог отделаться от ощущения, что это просто современных (на 1972 год) артистов одели в средневековые "консервы", и сказали, чтобы они изображали испанских конкистадоров.
Малобюджетность картины была очень уж очевидна; даже наивные мифологические пеплумы стыка 1950-60 гг гораздо больше "погружали в эпоху", чем этот фильм.
Не очень хорошо знаком с арт-хаусным творчеством Вернера Херцога, но в "Агирре..." мне бросилась в глаза откровенная халтура именно в режиссуре фильма: артисты либо недоигрывали, либо откровенно переигрывали.
Больше всех не понравился однообразный и неинтересный персонаж заглавного героя Агирре (К.Кински) - с вечно вытаращенными глазами и походкой как у больного люмбаго! :))
Кое-как вытянул фильму серую "6" по 10-балльной.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 06.03.2017 - 00:01:27
Хоть и очень красивая тропическая природа показана в фильме, сюжета нет никакого.
Вернер Херцог в чистом виде артхаусный режиссёр, снимающий кино не для всех, т. е. непременно очень длинное и нудное. "Каждый за себя, а бог против всех такой же длинный и нудный, "Зелёная кобра" смотреть было интереснее. Других фильмов Херцога я не видел.
Хоть и очень красивая тропическая природа показана в фильме, сюжета нет никакого. Просто набор каких-то однотипных цен! Для бюджета фильма в 370000 он, в принципе, таким и должен быть. В общем, фильм получился очень нудный, инертный без сюжета и смысла. Ерунда какая-то!
Мне нравятся фильмы Вернера Херцога Я просто попадаю под очарование природы Мне интересна более реальная жизнь в его фильмах, А Миссия мне показался менее правдоподобным, более наигранным, но это мое частное мнение.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 06.03.2013 - 20:58:31
Фильм очень красиво снят, но показался мрачным и довольно нудным, что характерно для Вернера Херцога. Близкий по теме и месту действия фильм "Миссия" смотрится лучше.
Не менее интересным для меня стало описание съемок и оценка фильма выложенная на страницах интернета http://horror-movies.ru/Reviews-1/Aguirre_Der_Zorn_Gottes.htm.
О фильме могу сказать. что он отличается от "Эльдорадо". Режиссеры по разному видят экспедицию на поиски Эльдорадо. Но и тот и другой фильм снимались на натуре, в условиях приближенных к действительности, и там и там люди вязли в болоте, а у Херцого еще и были привязаны к плотам. Не удивительно, что к концу съемок все были измотаны и опустошены. Если Херцог угрожал Кински пистолетом, то тот вообще отстрелил какому-то актеру палец. Понятно. что в действительности все было еще тяжелее, и не все люди могли бы выдержать такие испытания, поэтому были и срывы было и безумие. От фильма осталось хорошее впечатление, буду рекомендовать его своим знакомым. В жизни судьба чаще дает шанс на успех, но не всегда это заканчивается победой.
Спасибо, уважаемая Тея, обязательно воспоследую рекомендации. "Миссия" давно записана и ждет своего часа. Знаю, что это конец 18 века и что там парагвайские, кажется. иезуиты, ну и индейцы...
А насчет Луке... Писатель и историк обобщил в "Луне д-ра Фауста" практически все показания конкистадоров, и альтернативные в том числе. Хотя, конечно, и фильм "Агирре" и его роман - это, в 1-ю голову, худ. произведения. А "Темные века" я приложил для краснго словца и разнообразия, в качестве распространенного на Западе синонима средних веков. Хотя, если буквально и точнее, то правы Вы.
Уважаемый Владимир! С интересом прочла Ваш комментарий. Теперь точно постраюсь разыскать этот фильм! Если Вас интересует история Конкисты и особенности психологии конкистадоров в приличном киноисполнении, осмелюсь порекомендовать Вам фильм "Миссия" с Робертом де Ниро в главной роли. Там, конечно, время более позднее, XVIII век, но отмеченные Вами нюансы менталитета, на мой взгляд, отражены неплохо. "Луну доктора Фауста" я читала еще школьницей, и теперь очень рада узнать из Вашего сообщения, что этот прекрасный роман недавно переиздали. Тем не менее, не могу признать это произведение точным отражением тогдашней психологии. Очень качественным с художественной точки зрения, пожалуй. Но истинную психологию конкистадора лучше постигать по свидетельствам очевидцев. Есть, например, "Краткий рассказ о разрушении Индии", "История Индии" (напомню, что "Индией" в то время называли Америку) Бартоломе де Лас Касаса (1474-1566).
И еще одно уточнение: извините, конечно, но "темные века" в Европе, это раньше, V-X вв.
Фильм любопытный, но мрачный и скучноватый. Записал его в связке с другим на ту же тему – «Эльдорадо». Могу сказать, что специалистам по кино-конкистадорам (равно как и вообще - «за историю») не совсем внятно дается реставрация социально-психологической атмосферы ушедших эпох. Поэтому замени алебарды, аркебузы и шпаги на кастеты, автоматы и финки, и те же герои с равным усердием и идентичной нюансировкой будут играть в гангстерский боевик.
Такое ощущение, что ни режиссеры, ни тем более актеры знать не знают и не хотят про ту «психологию волшебного», которая двигала «джентльменами удачи» 15-16 вв., когда реальность документальная неуловимо стыковалась и клейко переплеталась со столь сильной магической составляющей, мистической верой в чудеса, что люди порой и не ведали, где они подлинно действуют, а где всего лишь галлюцинируют.
Между тем, фанатичные, часто вопреки логике и, невзирая на нечеловеческие трудности, поиски Эльдорадо во многом, объясняются этой самой «волшебной реальностью», в которой жил, не сомневаясь, средневековый человек.
А ведь для понятия этого небесполезно б ознакомиться с книгами, может быть, лучшего исторического психолога Франсиско Эррера Луке. Этот самобытный венесуэльский автор, историк и доскональный знаток конкисты (плюс по совместительству профессор психиатрии) очень дотошно воссоздает: 1) феномен мифологического сознания, превалировавший в психике среднестатистического европейца «темных веков», в целом, и 2) рыцарский комплекс, свойственный большинству дворян (и искателей Эльдорадо), в частности.
При этом достаточно лишь заглянуть в книгу «Луна доктора Фауста» Ф.Э. Луке, выпущенную, кстати, и у нас: изд-во «Эксмо», 2004 год, серия «Магический реализм».
отзывы
Воистину, удивительны были испанские вояки. Прожженные, закаленные в стычках, они безропотно шли на заклание за Агирре, Гневом божьим. Мягко говоря, не совсем верится, что даже мятежники не видели бутафории самопровозглашенной империи. Гораздо более практично было присоединиться к армии Писарро. Один выстрел или выпад шпаги.......Это фильм о мании величия и природе человеческих страстей. Все его герои движимы стремлением к богатству, власти и славе. Все кроме Агирре. В одном из монологов он говорит, что презирает своих спутников за их мелочные желания. Сам он бредит совершенно безумными и принципиально невоплотимыми идеями. Он представляет собой харизматичного маньяка, умело играющего на страстях, и ведущего за собой людей ради собственного безумия. Агирре – это воплощение иррационального стремления к смерти в погоне за иллюзией воспаленного мозга.
Что же до смысловой нагрузки, то похоже, что Херцог исследовал природу насилия и завоевательных войн. Он принадлежал к поколению, для которого эти вопросы были насущными. Их отцы поддались массовому психозу фашизма, а поколение самого Херцога, на момент съемок,30+, участвовало в войне во Вьетнаме или в протестах против нее........Фильм --очередное доказательство уникальности природы человеческого идиотизма, которое супротив всем законам, опять-таки, человеческой логики, достучалось едва ли не до легенд, когда проходящие мимо корабли с разорванными парусами будут вопить «привет», а все части света - гореть в огне, и все континенты - лежать на дне, ради тех, кто поёт во сне........Иногда думается, фильм снят только для того, чтобы запортретировать лицо Клауса Кински, играющего заглавного персонажа, с разных сторон. Кински в профиль, Кински анфас, Кински нависает над камерой, надувает губы, Кински кривляется, Кински ходит, завалясь на правый бок, Кински снова надувает губы, воображает о себе чёрт знает что и под конец вообще валяет дурака, исчезая в одном из притоков Амазонки и в титрах........Оранжевая краска вместо крови, комична так же как и белоснежные воротнички женщин, перенесших многодневный путь через джунгли. Бунт апатичен, голод ненатурален. Многочисленные смерти не вызывают сочувствия. Клаус Кински реалистично сумасшедший ( впрочем, как и всегда, впрочем, как в его собственной жизни), но что с того?.......Эльдорадо конкистадоры не нашли. Но и с пустыми руками не вернулись. Волна за волной накатывалось европейское иго на самобытные индейские земли. Зарождалась цивилизованная Южная Америка.......
На протяжении всего действия не мог отделаться от ощущения, что это просто современных (на 1972 год) артистов одели в средневековые "консервы", и сказали, чтобы они изображали испанских конкистадоров.
Малобюджетность картины была очень уж очевидна; даже наивные мифологические пеплумы стыка 1950-60 гг гораздо больше "погружали в эпоху", чем этот фильм.
Не очень хорошо знаком с арт-хаусным творчеством Вернера Херцога, но в "Агирре..." мне бросилась в глаза откровенная халтура именно в режиссуре фильма: артисты либо недоигрывали, либо откровенно переигрывали.
Больше всех не понравился однообразный и неинтересный персонаж заглавного героя Агирре (К.Кински) - с вечно вытаращенными глазами и походкой как у больного люмбаго! :))
Кое-как вытянул фильму серую "6" по 10-балльной.
О фильме могу сказать. что он отличается от "Эльдорадо". Режиссеры по разному видят экспедицию на поиски Эльдорадо. Но и тот и другой фильм снимались на натуре, в условиях приближенных к действительности, и там и там люди вязли в болоте, а у Херцого еще и были привязаны к плотам. Не удивительно, что к концу съемок все были измотаны и опустошены. Если Херцог угрожал Кински пистолетом, то тот вообще отстрелил какому-то актеру палец. Понятно. что в действительности все было еще тяжелее, и не все люди могли бы выдержать такие испытания, поэтому были и срывы было и безумие. От фильма осталось хорошее впечатление, буду рекомендовать его своим знакомым. В жизни судьба чаще дает шанс на успех, но не всегда это заканчивается победой.
А насчет Луке... Писатель и историк обобщил в "Луне д-ра Фауста" практически все показания конкистадоров, и альтернативные в том числе. Хотя, конечно, и фильм "Агирре" и его роман - это, в 1-ю голову, худ. произведения. А "Темные века" я приложил для краснго словца и разнообразия, в качестве распространенного на Западе синонима средних веков. Хотя, если буквально и точнее, то правы Вы.
И еще одно уточнение: извините, конечно, но "темные века" в Европе, это раньше, V-X вв.
Такое ощущение, что ни режиссеры, ни тем более актеры знать не знают и не хотят про ту «психологию волшебного», которая двигала «джентльменами удачи» 15-16 вв., когда реальность документальная неуловимо стыковалась и клейко переплеталась со столь сильной магической составляющей, мистической верой в чудеса, что люди порой и не ведали, где они подлинно действуют, а где всего лишь галлюцинируют.
Между тем, фанатичные, часто вопреки логике и, невзирая на нечеловеческие трудности, поиски Эльдорадо во многом, объясняются этой самой «волшебной реальностью», в которой жил, не сомневаясь, средневековый человек.
А ведь для понятия этого небесполезно б ознакомиться с книгами, может быть, лучшего исторического психолога Франсиско Эррера Луке. Этот самобытный венесуэльский автор, историк и доскональный знаток конкисты (плюс по совместительству профессор психиатрии) очень дотошно воссоздает: 1) феномен мифологического сознания, превалировавший в психике среднестатистического европейца «темных веков», в целом, и 2) рыцарский комплекс, свойственный большинству дворян (и искателей Эльдорадо), в частности.
При этом достаточно лишь заглянуть в книгу «Луна доктора Фауста» Ф.Э. Луке, выпущенную, кстати, и у нас: изд-во «Эксмо», 2004 год, серия «Магический реализм».