Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Лидия Польщикова-Тумаева биография
Годы жизни
Категории
Режиссёр, Сценарист, Композитор
Фильмография
Обсуждение
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

3
Наталья21 (Москва)    06.11.2011 - 22:01:12
БИОГРАФИЯ - http://tumaeffs.narod.ru/
2
Наталья21 (Москва)    06.11.2011 - 21:55:27
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ
КИНОРЕЖИССЕРА
ТУМАЕВОЙ ЛИДИИ СТЕПАНОВНЫ
(член Гильдии кинорежиссеров России)
11.03.1947 – 28.09.2004

Тумаева Лидия Степановна (девичья фамилия - Польщикова) родилась 11 марта 1947 г. в городе первого победного салюта – в Белгороде, в рабочей семье.
В школе рано обнаружились ее вокальные и актерские способности. Пела в школьном хоре, а в выпускном классе блестяще сыграла комическую Мерчуткину в чеховском «Юбилее». Мать Лидии, присутствовавшая на школьном спектакле, хохотала над уморительной чеховской героиней, но дочери своей в Мерчуткиной так и не узнала, и все донимала соседку по креслу одним и тем же вопросом: когда же выйдет ее Лидка?
После ошеломляющего успеха Лидии в школьном спектакле все были уверены, что Польщикова будет актрисой, и только родная мать активно была против актерской карьеры своей дочери – не хотела, чтобы дочь уезжала из Белгорода. Лида же, едва получив аттестат об окончании школы, попросту сбежала из дома, тайно отправившись со школьной подругой покорять театральную Москву.
Обе девушки провалились на творческом конкурсе, подруга вернулась в Белгород, а Лида устроилась на московской стройке маляром (СУ-84, Мосотряд 2), потом воспитательницей в детсаде №1819, потом секретарем-машинисткой в СУ-71 МТСС - 3, наконец, домработницей у журналистки Сони. Устраивалась везде, где был хоть какой-то заработок и угол, позволявший остаться в Москве и возможность заниматься любимым делом – сцена манила ее. Днем Лида работала, а вечерами репетировала в театральных студиях, которых в Москве всегда было великое множество. В одной студии Лида выступала как режиссер, в другой – как актриса, в третью студию она ходила наблюдать репетиции, как например, в ТРЭМ (театрально-режиссерские мастерские). ТРЭМом руководил тогда некто Огурекин, и там репетировались авангардистские пьесы Ионеску – «Стулья», «Носороги».
Жизненные университеты будущего режиссера продолжались с 1966 по 1969 год, пока Лидия не прошла конкурс в Московский государственный институт культуры (теперь это академия). Ей очень повезло: она попала в режиссерскую мастерскую О.Л. Кудряшова, тогда только начинавшего свою педагогическую карьеру (ныне это один из ведущих профессоров ГИТИСа). Сам О. Л. Кудряшов учился у Марии Осиповны Кнебель - прямой ученицы К.С. Станиславского.
Именно с мастерской О. Кудряшова для Лидии начинается постижение режиссуры не просто как профессии, но и как особого способа видения мира. О.Л. Кудряшов блестяще владел методикой действенного анализа – этого главного инструмента всякого режиссерского искусства и умело передавал свои знания ученикам. Сначала О. Кудряшов, а через несколько лет и знаменитый Борис Равенских оказали самое сильное влияние на формирование режиссерской индивидуальности Лидии Тумаевой, но, конечно, нельзя не сказать о влиянии на нее еще одного выдающегося художника. Лида участвовала практически во всех работах нашего курса, снимала совместно со мной все мои студенческие работы, и, конечно, она, как и я, прошла школу Марлена Мартыновича Хуциева. Вообще режиссерская лаборатория М. Хуциева уникальна, а уж педагогическая его система, кажется, противоречит всем существующим академическим педагогическим системам, и, тем не менее, как доказало время, она универсальна и чрезвычайно эффективна. Но в начале семидесятых Лида еще учится в мастерской О.Л. Кудряшова.
Вот перечень ее работ готовиться к поступлению в театральный институт. Подыскивала такую работу, чтобы иметь

1969 -1973 гг.


Поступление и обучение в Московском государственном институте культуры (МГИК) режиссерская мастерская О.Л. Кудряшова

1972 год
«ВОЛКИ И ОВЦЫ» А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Дипломный спектакль студентов 10 группы III-го курса театрально-режиссерского отделения Московского государственного института культуры
Режиссер-педагог О.Л. Кудряшов
Ассистент режиссера Л. Польщикова (Тумаева)
Ассистентство в спектакле мастера Лида заслужила за удавшейся ей самостоятельный отрывок по пьесе Мольера «Лекарь поневоле». Кудряшов был человеком принципиальный, и если он кому-то доверял важный участок работы, то, значит, было за что.


1973 год
Дом культуры «Полёт» (Подмосковье)
«МЕДВЕДЬ» А.П. ЧЕХОВ
«ПРЕДНАЗНАЧЕНО НА СЛОМ» Т. УИЛЬЯМС
Вечер одноактных пьес
Дипломная работа студентки МГИКа Польщиковой (Тумаевой) Л.С.


1974-1975 гг.

Со знакомства нашего в феврале 1974 г. начинается наша совместная работа.


В это время Лидия - руководитель разных театральных коллективов, в том числе и студии МИСИС (Московский институт стали и сплавов).
В студии МИСИС - постановка сценической композиции «СОЛДАТЫ» (Авторы композиции Лидия и Владимир Тумаевы) по письмам и стихам солдат и поэтов времен Великой Отечественной войны, которую мы начинали делать сообща, но вскоре меня забрали в армию, и с солдатами в гарнизоне я выпустил свою версию «Солдат», а Лидия – в Москве – свою.
В 1975-77 годах я прохожу срочную службу сначала на Урале, потом в Забайкальском военном округе. В июне 1975 года Лидия приезжает в воинскую часть на Урал, где официально становится моей женой. У нас «медовая неделя».
Пока я служу, Лидия начинает осваивать профессиональную сцену. В армию мне приходят ее письма, из которых я узнаю, что жена завербовалась на актерской бирже актрисой в Серовский драмтеатр. Там она играет исключительно главные роли. Переходит в другой театр и - снова главные роли.

1975 г. (октябрь)
Управление культуры Свердловского облисполкома
Серовский государственный драматический театр имени А.П. Чехова
«ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ» Г. МАМЛИН
Режиссер Петрашевич А.В.
В роли Тани – ЛИДИЯ ТУМАЕВА (гл. роль)

1976 год
г. Богульма
Русский драматический театр
«СЫН ВЕКА» И. Куприянов Режиссер П. Джапаридзе
В роли Насти – ЛИДИЯ ТУМАЕВА (гл. роль)
1976 г.
Богульма
Русский драматический театр
«ТРИ СЕСТРЫ» А.П. Чехов




В роли Ирины – ЛИДИЯ ТУМАЕВА (одна из гл. ролей)

Летом 1976 года мне в часть (г. Чита) пришла телеграмма из Москвы: «Поступила в ГИТИС к Равенских на режиссерский. Люблю».
Я гордился своей женой: ГИТИС казался тогда какой-то почти недосягаемой вершиной для мечтавших о режиссуре… К месту и не к месту в течение нескольких дней показывал я эту телеграмму своим сослуживцам. Никто из солдат не знал ничего о ГИТИСе, и приходилось им объяснять, какая это высочайшая вершина на режиссерском пути!

1976 – 1981 г.
ПОСТУПЛЕНИЕ В ГИТИС и обучение в режиссерской мастерской народного артиста СССР Бориса Равенских (Б.И. Равенских был учеником В.Э. Мейерхольда).
Диплом с отличием 30 ИЮНЯ 1981 г. Г-1 № 382568
Квалификация после окончания РЕЖИССУРА ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

Во время обучения Лидия поразила Б. Равенских своим актерским дарованием (он прилюдно сравнивал Л. Тумаеву с самыми выдающимися актерами, с которыми ему только посчастливилось работать). Кроме актерских,
у Лидии были яркие режиссерские работы (например, отрывок по роману А. Битова «Дни человека» (глава «Сад»), просмотрев который, Б. Равенских сказал: «Битова мне на стол. Теперь кое-кому придется подвинуться!». Это означало, что для педагогической работы мастер намеревался взять отрывок Лиды вместо какого-нибудь уже намеченного.
Возможно, Лидия была единственной ученицей, кто осмеливался открыто возражать своенравному учителю, о несдержанности и резкости которого по адресу нерадивых актеров и студентов ходили по Москве всякие байки.
К концу обучения Б. Равенских включил Лиду в число 19 актеров и режиссеров, с которыми он затевал открыть в Москве свой Молодой театр (см. «список 19» в книге Нины Велеховой «Одна жизнь», издательство «Искусство» 1990 г., стр.271)
Было уже получено разрешение министерства культуры на открытие Молодого театра, проведен первый сбор труппы, но в тот вечер в подъезде собственного дома Б. Равенских умер от сердечного приступа.

После смерти мастера Лидия написала короткую заметку для книги о театре Бориса Равенских. И эту короткую заметку есть смысл привести целиком без купюр, потому что в ней полностью выразилась вся человеческая сущность и вся образная стилистика творческого метода самой Лидии Тумаевой.
«Мой Мастер Б.И. Равенских всегда был, есть и будет для меня человеком магическим. Он как явление природы –дождь, снег, ветер, - всегда мощный и неожиданный. Пленник истины, он пытался пленить ею и нас, учеников, втянуть в свой бесконечный и мучительно-радостный поиск сути каждого автора и его пьесы. Наградой же за все страдания на этом пути становилось рождение формы спектакля, эмоционально взрывающей авторскую идею. «Я все сказал, остальные пусть скажут другие!» - бросил как-то в конце работы мой Мастер, и эта фраза навечно впечаталась в мое сознание.
Даже смерть его стала для меня последним уроком.
Черта, за которой ни звука, только – ЛЮБОВЬ, БОЛЬ и неподвластная времени ПАМЯТЬ. О гении.
БЛАГО-ДАРЮ».
(заметка напечатана в сборнике «Театр Бориса Равенских», С.-Петербург, 1997 г., книга вторая, стр. 83)

1978 г., ноябрь - рождение дочери МАРИИ
Лидия не ушла в академический отпуск, как это было заведено в институте (и как того требовал обычно сам Б. Равенских в подобной ситуации: или материнство или режиссура! Совмещать невозможно!). В институте, во всяком случае, готовились проводить Л. Тумаеву в «заслуженный» академический отпуск, после которого, конечно, ни о каком обучении в режиссерской
мастерской Б. Равенских и речи не могло быть.
Лидия имела смелость через две недели после родов появиться в мастерской. Все знали позицию Б. Равенских по этому вопросу и ждали разноса. Но непредсказуемый мастер оценил отчаянный поступок студентки по-своему: «Молодец, что не распустила себя!», - бросил он, увидев новоявленную мать. Лидия не потолстела после родов, и своим появлением продемонстрировала, что по-прежнему основным для нее была режиссура, а уж потом весь остальной мир. Мне даже приходилось на первых порах нашу малютку возить через всю Москву (иной раз дважды в день!) в ГИТИС на кормежку. Лидия грудью кормила девочку в перерывах между репетициями, пристроившись где-нибудь среди театральных выгородок. Так велик был ее настрой на профессию, что даже рождение ребенка не могло сбить ее ни на минуту с намеченного пути.

1979 г.
Горьковское областное управление культуры
Горьковский ордена «Знак Почета»
театр юного зрителя им. Н.К. Крупской
Тирсо де Молина «РЕВНИВАЯ К СЕБЕ САМОЙ»
Комедия в 2 действиях
Перевод М. Донского
Постановка заслуженного деятеля искусств РСФСР Бориса Наравцевича
Художник Сергей Бархин
Ассистент режиссера ЛИДИЯ ТУМАЕВА
(студентка ГИТИСа им. Луначарского)
Премьера 15 декабря 1979 года

Одна актриса после премьеры написала Лидии на программке:
«Пусть хватит Вам сил и веры как можно дольше не изменять себе».
Новикова 16 XII 79 года

А Лидия никогда и не изменила себе. У меня случались компромиссы, у нее – никогда. Она была скала, за которою можно было спрятаться и перевести дух. А, главное – набраться сил для продолжения пути.

1980 г.
Ю. Олеша «ТРИ ТОЛСТЯКА»
Сказочное представление в 2 действиях
Постановка заслуженного деятеля искусств РСФСР Бориса Наравцевича
Движение Андрей Дрознин
Ассистент режиссера ЛИДИЯ ТУМАЕВА
(студентка 4 курса ГИТИСа им. А.В. Луначарского)
Премьера 11 февраля 1980 г.

1981 г.
Челябинский областной драматический театр им. X – летия Октября
А. Гайдар «Р.В.С.»
(Быль в 2 действиях)
Инсценировка – Л. Шварца и Н. Климовой
Режиссер-постановщик ЛИДИЯ ТУМАЕВА
Сезон 1980-81 гг.

На последних курсах института Лидия проходила практику в Нижнем Новгороде у Бориса Наравцевича, главного режиссера местного ТЮЗа. Наравцевич был сильным режиссером, а как главный режиссер обладал еще и абсолютной властью в театре: он бесцеремонно мог вмешаться в работу очередного режиссера и все переделать, если показанный результат его почему-то не убеждал. У себя в театре он был истиной в последней инстанции. И никто из очередных режиссеров не смел ему возражать.
Пришел Наравцевич и на генеральный прогон дипломного спектакля Лидии. Остановил прогон, взошел на сцену и показал актерам, как правильно надо сделать только что показанный кусок. Повернулся к Лидии:
-Согласны, Лида?
-Нет, - последовал немедленный ответ.
В зале воцарилась мертвая тишина.
-Почему? – удивился главный.
Дебютантка объяснилась, заметив, что предложение главного концептуально противоречит ее решению.
Снова воцарилась тишина.
За тридцать лет совместной жизни я много раз был свидетелем бесстрашных поступков своей жены. Она никогда не боялась открыто возражать людям, от которых зависела. Не боялась, потому что в эти минуты думала не о последствиях для себя, а об истине. Умный человек всегда чувствует такую грань, и никогда не держит зла.
При всей авторитарности характера Наравцевич был человеком интеллигентным. Он развел руками и удалился на последние ряды, где просидел до самого конца прогона. Спектакль так и вышел без его исправлений. А Лидия после дипломного спектакля получила приглашение от Наравцевича работать в его театре режиссером, но через полгода должна была родиться вторая дочь, и вопрос с театром Наравцевича был отложен на неопределенное время.


1981 г.
Горьковское областное управление культуры
Горьковский ордена «Знак Почета»
театр юного зрителя им. Н.К. Крупской
«Приключения Чиполлино» Д. Родари
Сказка в 2 частях С. Богомазова и З. Потаповой
Режиссер ЛИДИЯ ТУМАЕВА (дипломница ГИТИСа)
Премьера 27 июня 1981 года

1981 г.

Совместная с Тумаевым Владимиром работа над короткометражным фильмом «ИДIОТЪ» (29 минут)
Для В. Тумаева «Идiотъ» был курсовой работой во ВГИКе
Композиция по одноименному роману Ф.М. Достоевского написана В. Тумаевым.
Режиссеры-постановщики Владимир и Лидия Тумаевы
В роли князя Мышкина снялся Борис Плотников, в роли Рогожина – Александр Новиков (студент актерской мастерской С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой), в роли Лебедева – Вадим Гемс (студент реж. мастерской С. Скворцова – М. Хуциева)
На кинофестивале в Тбилиси в 1988 г. («Амирани») фильм «Идiотъ» получил приз «За лучшую режиссуру».




1982 г. январь, рождение второй дочери - ВЕРЫ.


В восемь лет маленькая Верочка стала приводить домой бездомных собак и кормить. Собаки были запущенные, и мы боялись, что наша дочь подхватит от бездомных собак какую-нибудь заразу. Наши попытки переключить внимание дочери на что-то более разумное не увенчались успехом, и вот однажды дочь принесла в дом с какой-то помойки чумную собаку. Всей семьей мы выходили ее и оставили у себя. События с дочерью потом мы отразили частично в нашем фильме «Лунные псы». После выхода фильма критики упрекали нас в якобы жестоком обращении с психикой девочки-актрисы, говорили, что нельзя заставлять ребенка играть такие непосильные по драматизму сцены и т.д. Но в том-то и дело, что мы никого никогда не заставляли сверх своих сил что-либо переживать. Наша дочь, сыгравшая главную роль, сама поднимала предельную планку психологических переживаний. Ее даже приходилось сдерживать. Для нее работа над фильмом была продолжением ее жизни, и в кино, как и в жизни, она выкладывалась по максимуму.



1983 г.
Совместная с Тумаевым Владимиром работа над дипломом - короткометражным фильмом «Воспитание по доктору Споку», 20 минут.
Сценарий по одноименному рассказу В. Белова написан В. Тумаевым
Режиссеры-постановщики Лидия и Владимир Тумаевы
В главной роли снялся н.а. СССР Ю. Назаров

1985 г.
Свердловское областное управление культуры
Ирбитский государственный драматический театр им. А.Н. Островского (основан в 1846 году)
А. Арбузов «ВИНОВАТЫЕ»
Роман в двух частях, пяти главах
Режиссер-постановщик ЛИДИЯ ТУМАЕВА
Спектакль в Ирбите стал хитом, и в течение нескольких лет успешно собирал театральную кассу. Главный режиссер усиленно пыталась перетянуть Лидию в свой театр, основанный в 1846 году.

1986 год
Работа над короткометражным фильмом «ПОЕЗДКА К СЫНУ», 29 минут
По рассказу Г. Николаева «По важному делу»
Автор сценария Владимир Тумаев
Режиссеры-постановщики – Лидия и Владимир Тумаевы
Фильм участвовал во многих кинофестивалях и был награжден:
Первое место - Москва, 1986 г. (а также приз за лучшую опер. работу - А. Васильеву).

Первое место – Оберхаузен, Германия, 1987 г. (в составе программы советских фильмов), «Поездка к сыну» получила также приз Католического жюри.
Первое место - Клермонт-Ферран, Франция, 1988 г., а также Приз зрительских симпатий.
«За лучшую режиссуру» - Алма-Ата, 1987 г.
- Тбилиси, 1988 г. (также приз за лучшую опер. работу).
Приз Жюри – в городах Тур и Анжир (оба Франция, 1988 г.), Киев.
Приз журнала «Юность» 1986 г. (вручал гл. редактор Дементьев).


Все свои студенческие фильмы я снимал вместе с Лидией. Это было равноценное с обеих сторон творческое сотрудничество, но официально закрепить наш творческий союз не удавалось: требовали, чтобы Лидия сняла дебют. Мы подумывали для пользы дела совершить этот шаг. В семейном архиве сохранилась творческая характеристика Лиды, написанная М. Хуциевым. Это была рекомендация для объединения «Дебют».

Характеристика
Лидия Тумаева принимала активное участие в работе руководимой мной режиссерской мастерской ВГИКа (1978-83 гг.)
Практически все работы студента мастерской В. Тумаева делались совместно с Л. Тумаевой. Я счел нужным и полезным предоставить им эту возможность и всячески поддерживал их альянс, так как видел в нем плодотворную творческую перспективу. Лидия Тумаева обладает истинными режиссерскими качествами: хорошим вкусом, волей, энергией.
Думаю, что Л. Тумаева имеет все основания для самостоятельной постановки в ЭМТО «Дебют», куда я ее и рекомендую в качестве режиссера-дебютанта.
Марлен Хуциев.
02.11.87 г.

Возможно, мы бы дождались официального дебюта Лидии, но скоро поняли, что это был уже лишний шаг: мы ведь уже фактически работали вместе. И когда в 1988 году на «Мосфильме» Р. Быков предложил мне снять «Педагогическую поэму» по книге А. Макаренко, я поставил условием, что сорежиссером на этой картине будет Лидия. Мне было обещано, что в процессе работы над фильмом мой соавтор будет тарифицирован как режиссер-постановщик, поэтому вопрос с дебютом Лидии отпал сам собою.

1986 г.
Свердловское областное управление культуры
Каменск-Уральский театр драмы
А. Володин «ФАБРИЧНАЯ ДЕВЧОНКА»
Роман в 2 частях
Режиссер-постановщик ЛИДИЯ ТУМАЕВА
начало работы 10-15 ноября 1985 года, премьера – начало 1986 г.

1986 г.
Свердловское областное управление культуры
Ирбитский государственный драматический театр им. А.Н. Островского (основан в 1846 году)
В. Мережко «НОЧНЫЕ ЗАБАВЫ»
Режиссер-постановщик ЛИДИЯ ТУМАЕВА
Май 1986 г.

1988 - 1991 гг.
Работа на «Мосфильме» над двухсерийным фильмом «Педагогическая поэма» по книге А. Макаренко «Педагогическая поэма»
Автор сценария М. Рощин.


Нас, режиссеров, не устраивала прямолинейная экранизация знаменитого педагогического бестселлера, мы предложили расширить сюжет и ввести туда линию брата, который был белогвардейцем, воевал на стороне Деникина, эмигрировал во Францию, и оттуда поддерживал связь с Антоном Макаренко и со своей семьей, оставшейся в Советской России. Дочь брата-эмигранта воспитывалась в семье знаменитого советского педагога. Мы поставили новую задачу перед сценаристом, однако сроки шли, а изменений в сценарии все не было, и тогда, по инициативе режиссеров, был приглашен молодой драматург Александр Сеплярский, и новый расширенный вариант

сценария «Антон» писался Владимиром и Лидией Тумаевыми совместно с А. Сеплярским.
На роль Антона Макаренко нами был утвержден Петр Мамонов, блестяще прошедший все актерские пробы, но администрация фильма с актером так и не заключила официального договора. Впрочем, договоры не были заключены ни с одним актером, отобранным и утвержденным режиссерами (всего около двухсот актеров).
Художник А. Пархоменко нарисовал эскизы масштабных декораций – они должны были строиться в Харькове, но к началу съемок так и не были построены.
Режиссеры отказались снимать исторический фильм на «фоне стенок», и «до последнего» убеждали руководство вернуться к масштабному проекту фильма. Однако фильм был закрыт.

1991 – 1995 гг.
Лидия и Владимир Тумаевы регистрируют ТОО «Пеликан», берут банковский кредит (исключительно заслуга в получении кредита принадлежит Лидии Тумаевой, сумевшей убедить руководство РНБ)
и снимают фильм «Лунные псы».
Сценарий и постановка Лидии и Владимира Тумаевых.
Оператор В. Тумаев.
В главной роли (под фамилией Вера Буняева) в возрасте 9-10 лет снялась Вера Тумаева.
Первоначальный вариант фильма 143 мин., второй вариант – 120 минут.

Фильм приглашался на 45 Берлинский кинофестиваль (1995 г., где демонстрировался в рамках программы «Кинопанорама»), получил приглашения на кинофестивали в г. Торонто (Канада), Сочи, Пезаро (Италия), Выборг, Минск, Смоленск и многие другие города. В 1996 году фильм в течение месяца демонстрировался в колледжах и университетах штата Мэн (США).

Фильм завоевал Главный приз на кинофестивале «Окно в Европу» и Приз Гильдии кинорежиссеров России, Приз прессы на кинофестивале «Листопад -95» в г. Минске.
В этот же период Лидия становится членом Гильдии кинорежиссеров России.

2001-2004 г.
Наша студия - Некоммерческое партнерство по развитию и поддержке кино «Русский синематограф».
С 2001 мы с Лидией и дочерьми зарегистрировали НП «Русский синематограф» и подали в Комитет по кинематографии проект художественного фильма «Страна любви», написанный нами по рассказам В. Токаревой «Паша и Павлуша» и «Я есть. Ты есть. Он есть». Сценарий два года подряд подавался на экспертную комиссию, но мнения комиссии делились ровно пополам.

Следующие два года мы подавали на экспертную комиссию наш сценарий «Все проходит», написанный по чеховской «Моей жизни». Узнать что-либо о судьбе этого сценария нам никогда так и не удалось, несмотря на все мои попытки.
Конечно, мы не сидели, сложа руки: за годы вынужденного простоя мы с Лидией по частным заказам сняли два десятка видеофильмов, которые по своему художественному уровню вполне можно было показывать по телевизионным каналам. Возможно, так оно и произойдет когда-нибудь: эти фильмы как-то всплывут, во всяком случае, мы их делали в «полевых условиях» с максимальной отдачей. И там было много творческих находок, которые мы готовились применить в своих будущих экранных проектах.

«МАРЛЕН» документальный фильм, 2004 г. 107 минут
Фильм-портрет н.а. СССР, кинорежиссера Марлена Хуциева
Работая с М. Хуциевым над его документальным фильмом «Люди 1941 года» (М.М. Хуциев пригласил нас с Лидой в 2001 году поработать на его документальной картине режиссерами), мы снимали весь процесс работы мастера над фильмом, потом снимали его педагогическую работу в режиссерской мастерской ВГИКа, и работу над радиофильмом «Пушкин». Нашей задачей было показать творческую лабораторию выдающегося художника

Лидия погибла 28 сентября в 21 час. 45 мин. по оренбургскому времени, на 71 км трассы Оренбург-Орск.

«МОЯ ДОРОГА» ("ЭТО Я" - первый вариант названия) документальный фильм 2004 г., 32 минуты

режиссер и оператор Лидия Тумаева.
Название фильму дал я после его первого просмотра.
Так вышло, что этот фильм оказался единственным, который Лидия сняла без моего участия.
А роковой для нас Оренбург начинался так: на кинофестивале «Сталкер», который происходил осенью 2004 года в Оренбурге, Лидию пригласили показать наш фильм «Лунные псы». В рамках кинофестиваля был еще один показ – в Орске, который находится в 300 км от Оренбурга. После показа фильма и встречи со зрителями, Лидия возвращалась в Оренбург. В пути она снимала то, что ей казалось важным.
До Оренбурга оставалось 71 км, когда бешено несшийся в ночи автомобиль влетел на очередной – и последний в жизни Лидии – подъем.
На скорости более 140 км в час (скорость потом была установлена экспертизой) водитель протаранил табун-призрак, который перебегал в потемках трассу. Первая сбитая лошадь, перелетевшая через автомобиль, смяв крышу салона, не оставила Лидии, сидевшей на переднем пассажирском месте, никаких шансов. Водитель отделался царапинами.
На кассете, подобранной на месте катастрофы, было отснято чуть больше тридцати минут. Это было все, что Лидия успела снять в ту поездку. Самое поразительное было то, что отснятый материал представлял собою готовый фильм. Я не переставлял в нем НИ ЕДИНОГО кадра, а между тем материал был идеально сложен и выверен по темпо-ритму еще во время съемок, и иначе как пророческим его нельзя назвать. Это было ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЛАНИЕ ХУДОЖНИКА О НЕПРЕХОДЯЩИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ.
Последняя работа свидетельствует, что Лидия ушла на подъеме творческих сил, ушла с камерой в руках, успев сказать в последние мгновения своего земного бытия самое важное, самое главное о смысле жизни.
Всю жизнь мечтала поставить в театре чеховскую «Чайку», которую мне теперь хочется снять в кино по ее блестящей режиссерской разработке, написанной Лидией за месяц до гибели.
Похоронена на Хованском кладбище (Москва).
1
Колосовская Елена (Орск-Самара)    18.03.2009 - 18:02:30
Она встретила свою смерть когда ехала из Орска,после показа и встречи со зрителями в кинотеатре "Орск". Так как в зале были в основном зрители в возрасте до 20 лет, то фильм не был воспринят-нас тогда больше интересовали радости и разочаровария своих 17 лет.. Соответственно и беседовать с женщиной, пытавшейся как-то проникнуть в наши души, никто не захотел. Другая часть аудитории была потрясена фильмом, мне тоже казалось,что слова могут что-то испортить. Сейчас я бы очень хотела найти фильм "Лунные псы", если кто-то сможет мне помочь в этом деле - пишите на почту CHIGABUSH@BK.RU

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
психологический триллер
США, 2024
детский фильм, приключения, фэнтези
Бельгия, 2023
криминальный фильм, триллер
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram