Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Родион Щедрин

Родион Щедрин (Роберт) фотография
Дата рождения
Категория
Композитор
Фильмография
Обсуждение
Родион Щедрин: смотреть фильмы онлайн
Родион Щедрин:
смотреть фильмы онлайн

Щедрин Родион Константинович

Роберт

Родился 16 декабря 1932 года в Москве.

Композитор, пианист, педагог.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (13.04.1970).
Народный артист РСФСР (13.04.1976).
Народный артист СССР (2.09.1981).

В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Реально же заниматься по фортепиано начал частным образом — у М. Л. Гехтман. Продолжил свое музыкальное образование в Московском хоровом училище (1944—1950).
В 1950—1955 годах учился в Московской консерватории имени П. И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина) и фортепиано (класс Я. В. Флиера).
В 1959 году там же окончил аспирантуру (рук. Ю. А. Шапорин).
Первая работа в кино — фильм «Высота» (1957).
В 1965—1969 годах — преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников - О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев.

Композиторской работе неизменно сопутствовали выступления Щедрина на концертной эстраде как исполнителя своих сочинений — пианиста, а с начала восьмидесятых годов и как органиста.

В 1973 году избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почетного председателя СК России.

Депутат Верховного Совета РСФСР 6-го, 9-го созывов.
В 1989 году от Союза композиторов он был избран народным депутатом СССР. Кроме того, имея собственную политическую программу, он вошел в известную Межрегиональную группу народных депутатов за перестройку в СССР, участниками которой состояли академик А. Сахаров, будущий первый Президент России Б. Ельцин, будущий мэр Москвы Г. Попов, философ Ю. Афанасьев.

Имеет литовское гражданство. Знаменитая пара Майя Плисецкая (супруга) – Родин Щедрин в 1991 году из россиян получили литовские паспорта первыми. С 1990 года работает за рубежом; жил в Литве, ныне — в Германии.

Балеты:
«Конёк-Горбунок» (по одноимённой сказке П. П. Ершова, 1960).
«Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе «Кармен» , 1967).
«Анна Каренина» (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, 1972).
«Чайка» (по мотивам одноимённой пьесы А. П. Чехова, 1980).
«Дама с собачкой» (по одноимённому рассказу А. П. Чехова, 1985).
Главные женские партии во всех балетах исполняла примадонна Большого театра Майя Плисецкая.

Оперы:
«Не только любовь», лирическая опера в 3 действиях с эпилогом (по мотивам рассказов С. П. Антонова, либретто В. А. Катаняна, 1961).
«Мёртвые души», оперные сцены (по роману «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, либретто Р. Щедрина, 1977).
«Лолита» (по одноимённому роману В. В. Набокова, либретто Р. Щедрина, 1992).
«Очарованный странник» (по одноимённой повести Н. С. Лескова, либретто Р. Щедрина, 2002).
«Боярыня Морозова» (русская хоровая опера для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р. Щедрина по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой», 2006).
«Левша» (Сказ о тульском косом Левше, опера в 2 действиях по одноимённой повести Н. С. Лескова, либретто Р. Щедрина, 2013).
«Нина и 12 месяцев», мюзикл (на японском языке по сказке С. Я. Маршака, 1988).
театральные работы
Музыка для театра
«Они знали Маяковского». Пьеса В. Катаняна, постановка Н. Петрова (Ленинградский театр им. Пушкина, 1954)
«Первая симфония». Комедия А. Гладкова (Театр им. Ленинского комсомола, 1956)
«Мистерия-буфф». Пьеса В. Маяковского, режиссёр В. Плучек (Московский театр Сатиры, 1957)
«Дамоклов меч». Пьеса Н. Хикмета, режиссёр В. Плучек (Московский театр Сатиры, 1959)
«Гроза». Пьеса А. Островского (Малый театр, 1961)
«Баня». Пьеса В. Маяковского (1962)
«Теркин на том свете». Поэма А. Твардовского, режиссёр В. Плучек (Московский театр Сатиры, 1965)
призы и награды
Ленинская премия (1984) — за оперу «Мёрвые души» (1977), поэму для хора «Казнь Пугачёва» (1981), «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра.
Государственная премия СССР (1972) — за ораторию «Ленин в сердце народном» и оперу «Не только любовь» (1961, новая редакция).
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1992 года (25 декабря 1992) — за хоровую музыку «Запечатлённый ангел» по Н. Лескову.
Награжден орденами СССР.
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 декабря 2007 года).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 декабря 2002 года).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 декабря 2012).
Премия имени Д. Д. Шостаковича (Россия, 1992).
Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995).
Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976).
Почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979).
Почётный член Академии изящных искусств ГДР (1982).
Почётный член Международного Музыкального совета при ЮНЕСКО (1985).
Член Берлинской Академии искусств (1989).
Почётный профессор Московской консерватории (1997).
Почётный профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2005).
Почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (2007).
Почётный профессор Пекинской консерватории (2008).
Номинант GRAMMY в номинации «Лучшее сочинение в современной академической музыке» за Concerto cantabile (1997).
Композитор года Питтсбургского симфонического оркестра (2002).
Немецкая музыкальная премия «Echo Klassik 2008» — за оперу «Боярыня Морозова» (2008).
Премия «Овация» (2008).
Золотая медаль Министерства культуры Армении (2008).
Российская Национальная театральная премия «Золотая маска» — за оперу «Очарованный странник» (2009).
Номинант GRAMMY в номинации «Лучшее произведение современного композитора в области академической музыки» за оперу «Очарованный странник» (2009).
Кавалер ордена Св. Анны 3-й степени (12 февраля 2010) (указ № 1/АII-III-2010, грамота № 12/AIII-2010, подписаны в Мадриде), в воздаяние заслуг перед Отечеством.
Премия города Москвы — за создание русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» (2012).
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».

последнее обновление информации: 22.04.17

Поэты и музыканты о Р. К. Щедрине

«Однажды Гия Канчели, композитор в бархатной темно-синей тужурке и с такими же бархатными глазами, после премьеры, на которую он приехал из Германии, говорил мне о Родионе Щедрине: „Это большой композитор, может быть, крупнейший в мире сейчас“. Привыкнув к ревнивому лепету моих коллег, я был поражен.

Щедрин — большое „Щ“ русской музыки. Такой буквы нет ни в одном алфавите — ни в английском, ни в немецком. Беспощадная новая его музыка — мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шенберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях ХХ века. Щедрин же прыгнул с нами физически в ХХI век. Какой надо иметь талантиЩЕ, чтобы из нашего дерьма и ужаса создать сокровиЩЕ!
Ещё, Щедрин, ещё!»
А. А. Вознесенский

«Его гениальное ощущение оркестрового звучания сказалось не только в очень популярных Первом концерте для оркестра „Озорные частушки“ и „Кармен-сюите“. Королем современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств. Его произведения играют лучшие исполнители мира, такие как Л. Маазель, С. Озава, М. Янсонс, О. Мустонен, М. Венгеров. Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в очень трудное для русской музыки время. Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от „официального советского музыкального курса“.»
М. Л. Ростропович

«В этом сезоне надеюсь познакомить как можно более широкий круг зрителей с новой постановкой Мариинского театра — «Мёртвыми душами». Это великая опера Родиона Щедрина, не я один, кстати, ставлю это произведение в один ряд с «Войной и миром» Прокофьева или с «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. С первой же минуты мы видим в гоголевских героях себя, это зеркало беспощадно метко показывает, как мы живём, какие мы жуткие и почему такими стали. Поразительно, но сегодня, в 2011 году, эта опера воспринимается гораздо острее, чем в конце 1970-х, когда её впервые поставили. Гоголь обладал удивительным зрением и слухом. Только он мог увидеть и описать Россию так метко. Многие из тех, кто уже побывал на спектакле, поразились, сколь актуален он сегодня. И тема христопродавцев, и пассаж о том, что «один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Зрители смеются в этом месте, но смеются-то они над собой. А потом задумываются о том, что почти два века прошло и при этом мало что изменилось.»
В. А. Гергиев

«Щедрин — мастер оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов. Материал его произведений кажется на первый взгляд обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведет нас в глубины музыки, которая полна искрометности, остроумия, иронии, юмора, жизнерадостности, подлинного комизма…»
Л. Маазель

«Его музыка вечна, популярность её будет со временем только возрастать. Большие личности всегда задают тон времени. Новое не всегда удобно для современников, что закономерно. Для меня Родион фигура знаковая, Он великий композитор. Время его настоящего полного признания ещё впереди. Я уверен, что его будут играть всегда и везде. Главное, что его творчество всегда связано с русским фольклором. Он национальный русский композитор. Я очень люблю его музыку, чту его как пианиста, как моего великого друга.»
С. Л. Доренский

«Я могу сказать, что мой слух необыкновенно любовался его „Кармен-сюитой“. Это для меня прелестная совершенно вещь, потому что здесь как бы современное перенесение музыки не оскорбляет то, что всем известно. Наоборот, музыка целует музыку. Они находятся в нежном и неоскорбительном для слуха союзе.»
Б. Ахмадулина

«Сочетание блестящего остроумия и глубокого чувства драмы, тонкой мысли и мощной конструкции, смелого, подчас дерзкого эксперимента и неизменности русской национальной традиции, помноженное на высочайшую технику письма, — это всегда восхищало и восхищает меня в творчестве Родиона Щедрина.»
М. В. Плетнев

«Родион Щедрин подарил Нью-Йоркской филармонии шедевр, который войдет в небольшое число написанных за последнее время произведений, обогативших репертуар классической музыки. Сюжет оперы восхитителен. Материала в ней для театра предостаточно. Это и притча, это и страстная чувственная и платоническая любовь, и страшный грех убийства, расплата за него, татарский плен и пытки, белая горячка героя, которого преследует призрак запоротого им до смерти монаха, восхитительная цыганка и жестокий князь. Щедрин все эти сюжетные нити сводит в увлекательную музыкальную ткань…

Радостно видеть композитора, который пишет настоящую музыку, а не просто набор звуков, притягивающий внимание к их создателю только потому, что автор прославлен и знаменит… Сколько раз мне доводилось наблюдать, как некоторые надменные творцы с их риторическими претензиями на создание так называемой «музыки будущего» бесследно исчезали, несмотря на титанические усилия их неистовых адептов.
Радостно осознавать, что судьба даровала мне достаточно долгую жизнь и возможность быть участником случившегося.»
Л. Маазель

«Казнь Пугачёва» — одно из самых дорогих для меня сочинений Щедрина. Его язык, как всегда, у Родиона, правдив и ярок. Четкая архитектоника эпизодов, свободная техника письма, искусное сплетение голосов — все это делает музыку «Пугачева» совершенной. Здесь нет ничего лишнего, здесь каждая нота, каждый нюанс, каждый штрих используются с предельной силой и эффективностью. Для меня каждое исполнение поэмы «Казнь Пугачева» — это лично пережитое событие.

Требовательность Родиона хорошо известна, с годами он своих принципов не изменил: интерпретатор должен буквально до сотой доли выполнять все то, что написано в партитуре. Мастерство и совершенство складываются из нюансов, из деталей, из четкого выполнения указаний композитора. Общая линия, конечно, крайне важна, но художественное целое немыслимо без наличия всех слагаемых в интерпретации. И здесь нет главного и второстепенного: все важно, каждая мельчайшая деталь определяет высокий конечный результат.
За многие годы нашего общения я наверное уже могу позволить себе сказать, что проник в суть его творчества. Его музыку я уже просто чувствую, мне и слов особенных не нужно. Мировая премьера оперы «Боярыня Морозова», доверенная мне, это бесценный подарок судьбы. Ещё один шаг вперед в моей профессиональной жизни. Момент абсолютного творческого счастья, которое, я надеюсь, разделил с моим замечательным хором.»
Б. Г. Тевлин

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 16
Элла Иванова (Москва)   3.01.2017 - 18:12
Родион Константинович, поздравляем Вас с Новым 2017 годом! Хочется пожелать Вам творческих успехов, здоровья, не терять оптимизма и чувства юмора. Новых Вам творений, вдохновения и удачи! Мы никогда... читать далее>>
№ 15
Гицман   24.07.2016 - 08:03
Здравствуйте Родион Константинович,мне 12 лет,но мне уже ясно,что моя жизнь будет связана с сочинительством классической музыки,скажите пожалуйста,как добиться такого-же успеха,как и вы? читать далее>>
№ 14
знаток 1990 (Молодогвардейск,)   16.12.2015 - 12:45
С днём рождения уважаемый Родион Константинович. Для вас этот год особенно тяжёлый. Крепитесь. Здоровья вам крепкого. читать далее>>
№ 13
Галина Осипова   11.05.2015 - 13:00
Уважаемый Родион Константинович! Я верю, что память о Майе Михайловне будет увековечена в Москве, будет создан музей Майи Плисецкой. Верю, что в этом благороднейшем деле Вам помогут честные, преданные... читать далее>>
№ 12
родион_щедрин   4.05.2015 - 19:42
Уважаемый Родион Константинович! Примите соболезнования от Родиона из Липецка. За то время что мы с вами знакомы, Майя Михайловна стала для нас родным и близким человеком. Трудно осознавать, что мы... читать далее>>

Родион Щедрин: пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники