В прокат выходит «Блокбастер» - отечественная комедия про то, как телеведущая Лиза (Светлана Устинова) поехала с горя есть шаурму, а в итоге пустилась во все тяжкие с провинциалкой Наташей (Аня Чиповская), которая пыталась ограбить кассу микрокредитования. Мы решили вспомнить еще несколько фильмов про женщин, которые ни в чем себе не отказывали, - тут есть и феминистические высказывания, и роуд-муви, и просто откровенные зарисовки из жизни, например, девочек-подростков.
*
«
Быстрее, кошечка! Убей! Убей!» (1965)
Образцовый сексплотейшн режиссера
Расса Майера, прославившегося не в последнюю очередь благодаря фиксации на большой женской груди. История трех танцовщиц гоу-гоу, которые сначала нападают в пустыне на молодую пару, а потом пытаются ограбить калеку, которому по страховке предположительно досталось немало американских долларов. Лучше всего фильм описывает мем «
Я видел порно, которое начиналось точно так же», но у Майера, помимо неряшливого сценария и эротики (или софт-порно, как писали в поздних рецензиях 70-х), есть драйв, мчащиеся по пустыне тачки и музыка the Bostweeds. Со временем фильм стал культовым - и даже получил признание критиков, ужасавшихся по поводу безудержной объективации женщин, а потом сдавшихся бесстыдному напору Майера.
*
«
Женщины на грани нервного срыва» (1988)
Китчевый пазл
Педро Альмодовара про бурные чувства, выросший из пьесы
Жана Кокто «
Человеческий голос». Актрису дубляжа Пепу (
Кармен Маура) бросает пожилой любовник Иван (
Фернандо Гильен), с которым они озвучивали «
Джонни-Гитару»
Николаса Рэя, - и она отправляется в практически детективную одиссею в поисках ответа на вечный вопрос «Почему?». Начинаясь как кино о кино, «Женщины» оперативно садятся в электричку эксцентричной и пестрой альмодоварской комедии - вместе с Пепой покоя не находят и другие сеньоры (в том числе бывшая жена Ивана). Вскоре отчаянная романтика Кокто окончательно теряется среди выстрелов, летающих пластинок и выходов
Антони Бандераса, на старте карьеры регулярно снимавшегося у Альмодовара.
*
«
Тельма и Луиза» (1991)
На подступах к новому столетию
Ридли Скотт снял по сценарию дебютантки
Кэлли Кхури феминистское роуд-муви про двух подруг (
Джина Дэвис и
Сьюзен Сарандон), которые решили устроить себе спокойный уикенд без мужа и бойфренда соответственно, а оказались в бегах - из-за непредумышленного убийства. Ленту Скотта приняли на ура (и даже назвали нео-феминистской), но этим великий британец не ограничился - в «Тельме и Луизе» не в последнюю очередь интересны слои насилия: от психологических манипуляций до оскорблений и физической силы. Вслед за классическими фильмами Нового Голливуда, вроде «Бонни и Клайда», это роуд-муви не надеется исправить мир в пределах хронометража, скорее - тыкает пальцем в его болевые точки.
*
«
Доказательство смерти» (2007)
Виртуозно стилизованный под грайндхаус 70-х фильм
Квентина Тарантино про группу чирлидерш, давших отпор маньяку-каскадеру (
Курт Расселл), который любит увечить девушек на Chevrolet Nova 1971 года. Отвязная месть четырех подруг (
Зои Белл,
Розарио Доусон,
Мэри Элизабет Уинстед и
Трэйси Томс) заставит его пожалеть об извращенном проявлении природы хищника.
*
«
Все умрут, а я останусь» (2008)
Умение
Валерии Гай Германики откровенно и честно говорить о школе и подростковых проблемах вызовет широкий общественный резонанс, когда Первый канал закажет ей сериал «
Школа», а «Все умрут» можно назвать генеральной репетицией (хотя и более цельной в смысле высказывания). Выпускной и последние дни школьной жизни в сценарии
Юрия Клавдиева и
Александра Родионова буквально напоминают первобытный обряд инициации - и отмеченный особым упоминанием жюри Канн фильм Германики это очень точно передает. От драк и трёпа в туалете до неловкого первого секса и нескончаемой злости на окружающих - камера
Алишера Хамидходжаева фиксирует историю надежд и отчаяний трех подруг (
Агния Кузнецова,
Полина Филоненко и
Ольга Шувалова) с хирургической документальностью.
*
«
Отвязные каникулы» (2012)
Детки в порядке: кислотно-неоновая драма про весенние каникулы от любимца
Вернера Херцога и вечного enfant terrible американского кино
Хармони Корина («
Гуммо», «
Мистер Одиночество»). Четыре подруги (
Селена Гомес,
Ванесса Хадженс,
Эшли Бенсон и
Рэйчел Корин) отправляются во Флориду, где с размахом будут гулять студенты. Ежегодный праздник алкоголя, травки и сексуальной свободы выльется в попытку ограбления банка (в балаклавах и с водяными пистолетами), а также знакомством с рэпером по кличке Alien (
Джеймс Франко с платиновыми зубами). Корин не только передал буйство подростковой свободы, но и помог Гомес и Хадженс избавиться от скучного и ханжеского амплуа хороших девочек с канала Disney.
Читать рецензию.
*
«
Как меня зовут» (2014)
Отвязные каникулы по-русски: москвички Саша (
Александра Бортич) и Оля (
Марина Васильева) отправляются на отдых в Крым (тогда еще Украина), чтобы позагорать, искупаться и заодно познакомиться с Сергеем (
Константин Лавроненко), отцом Оли, которого она никогда не видела. На всякий случай подруги решают поменяться ролями: Саша говорит, что она Оля, и начинает проверять родительские инстинкты Сергея. Отпуск на море, взросление и выяснение отношений с фигурой отца в полнометражном дебюте
Нигины Сайфуллаевой по сценарию
Любови Мульменко оказываются взрывоопасной смертью: секс, слезы, разговоры о семье и алкоголь из горла. Впрочем, «Как меня зовут» славен не физической откровенностью, а психологической - это искреннее и по-хорошему интимное кино.
Читать рецензию.
*
«
Служанка» (2016)
Феминистский «
Расёмон»
Пак Чхан-ука («
Олдбой»), разыгранный в декорациях Южной Кореи времен японской оккупации. Прохвост по прозвищу Граф (
Ха Джон-У) желает обольстить дочь покойного богача Хидеко (
Ким Мин-Хи), чему должна поспособствовать наивная Вам Сакэ (
Ким Тхэ-Ри), устроенная к будущей жертве служанкой. Рассказанная с трех точек зрения попытка авантюры с целью выгодного брака обращается хичкоковским эротическим триллером о поисках собственной идентичности и желании сбежать от обыденной тирании. Как и «Тельма и Луиза», «Служанка» не ограничивается патриархальной критикой и не стесняется пускать в ход твисты, откровенные сцены и смертельные ловушки.
Читать рецензию
обсуждение >>