Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Михаэль Ханеке суммирует двадцать лет своей критики западной цивилизации

«Хэппи-энд»: Скорбное бесчувствие

Маленькая Ева (фантастическая Фантина Ардуан) живет с депрессивной матерью, которая после развода и прочих неприятностей держится исключительно на таблетках. Дитя новых технологий, девочка документирует унылый быт предположительно в Snapchat, сопровождая всё короткими текстовыми комментариями: вот мамин вечерний ритуал с чисткой зубов и расчесыванием волос, вот наш хомяк - дала ему мамины таблетки, что-то он затих. Через какое-то время затихает и мать - от передозировки спасительных медикаментов, так что Еве предстоит пожить с отцом Тома Лораном (Матьё Кассовиц). Тот женился и снова удачно - молодая пассия Анаис (Лаура Верлинден) ждет ребенка. В фамильном дворце Лоран тем временем что-то стухло: глубоко пожилой патриарх Жорж (Жан-Луи Трентиньян) прикидывается маразматиком и пытается свести счеты с жизнью, а его властная дочь Анна (Изабель Юппер), ответственная теперь за семейный бизнес, планирует выйти замуж, кажется, по расчету (с выгодой для того самого бизнеса), а еще изо всех сил привлекает к фамильному делу сына Пьера (Франц Роговски), который не слишком спешит стать самодовольным буржуа. Трещать по швам показное благополучие начинает, впрочем, не с появлением маленькой Евы, а с несчастного случая на стройке, которым занимается компания Лоранов. Происходит обвал - и один из рабочих, отправившийся в не предназначенный для этого туалет, стоявший на обрыве, получает серьезную травму. Это и другие отступления от намеченного курса счастливой жизни семья Лоран старается исправить любой ценой.

«Хэппи-энд» австрийского мэтра Михаэля Ханеке начинается с пятиминутного почти немого пролога - Ева снимает на телефон короткие ролики, их перебивают титры с именами съемочной группы, дальше режиссер включит режим бесстрастного наблюдателя, к которому его постоянный зритель и привык. Этим прологом Ханеке возвращается к излюбленной теме видео, которая его, строго говоря, и прославила на первых порах. В «Видео Бенни» и «Забавных играх» он без пророческой позы и даже хладнокровнее «Черного зеркала» показывал не то, как технология домашнего просмотра влияла на европейское общество, но что жуткие мифы о телевидении рассказывают о самом этом обществе. Как и в «Видео Бенни», Ханеке использует стереотип, что социальные сети и новая публичность сделали молодое поколение равнодушнее старого (к слову, того самого, которое якобы лишилось куска эмпатии с появлением видеокассет). При ближайшем рассмотрение, правда, оказывается, что взрослые используют технологии для куда более неприятных вещей - например, пытаясь быстро замять неприятный инцидент или отдаваясь очередной интрижке. В финале Ханеке вновь вернется к оптике детского взгляда через объектив смартфона - чтобы показать, каким смехотворными маскарадом лицемерия всё это благополучие видится пускай не самой эмоциональной, но крайне сообразительной героине.

«Хэппи-энд»: Скорбное бесчувствие

Это аккуратное повторение пройденного, вероятно, и привело к тому, что с «Хэппи-эндом» Ханеке впервые за двадцать лет, со времен как раз «Видео Бенни», приехав в Канны, не получил вообще ничего. Хотя Франция принимала его в статусе редкого режиссера, который побеждал на фестивале два раза подряд (причем с двумя предыдущими картинами). Секс, ложь и видео не единственный классический для Михаэля Ханеке мотив, который затесался в новый фильм. Про впитывающих новый порядок детей он снимал в «Белой ленте», про безжалостность наносной толерантности - в «Скрытом». Наконец, «Хэппи-энд» не случайно в шутку прозвали сиквелом «Любви»: и там, и там Жан-Луи Трентиньян, только ради Ханеке и вернувшийся в большое кино, играет персонажа по имени Жорж, которому приходится задушить подушкой любимую жену. В «Любви» Жорж выступал носителем утонченного вкуса и учителем музыки, в «Хэппи-энде» - предприимчивым бизнесменом, которого тотальное благополучие не спасло от разочаровывающей встречи с бренностью человеческой плоти. Этот тяжелый опыт позволил Жоржу Лорану взглянуть на мир с той же простотой, что и его внучке. И эта невыносимая абсурдность бытия начала толкать его к единственному - странно было не ожидать тут от Ханеке эту мрачную шутку - хэппи-энду. Впрочем, счастливый конец действительно, кажется, возможен: Ханеке видит по крайней мере в двух членах семьи (в Еве и Пьере) необходимый скептицизм, мудрое нежелание множить мнимую добропорядочность, которая выливается в дежурные жесты. Пострадавшему рабочему дают денег, слуг восточных кровей с очень взрослым видом (и достаточно бессмысленно) журят, когда хозяйская собака кусает их дочь.

Не хуже жюри Канн или зрителей Михаэль Ханеке чувствует, что начинает не поспевать за осмыслением происходящего. И хотя по иронии на фестивале в прошлом году выиграл не менее антибуржуазный «Квадрат», выбравший объектом критики не богатеев, а заботливых деятелей современного искусства, австриец оказывается более точен в диагнозе. В сущности, он принимает роль прикованного к креслу-каталке Жоржа-Трентиньяна - старика, который от несогласия с происходящим вокруг начинает, как может, ломать комедию. А «Хэппи-энд», несмотря на фирменный дискомфорт, чуть ли не самая комедийная и оптимистичная картина режиссера. И из этого кресла-каталки Ханеке прекрасно видит, как выходят из моды интеллектуальные плакаты, запустившие в 90-е на мировую орбиту и его, и Ларса фон Триера, и других безжалостных европейских художников. Видит он и как молодые режиссеры начинают бороться с несправедливостью, не порицая окружающих, а рассказывая о себе или об угнетенных. Как Ева рассказывает о себе при помощи видео, а Пьер - при помощи демарша с приглашением на белоснежный обед в честь помолвки матери группы африканских беженцев. В этом ключе «Хэппи-энд» выглядит абсолютно логичным завещанием и прощанием - Ханеке передает эстафету, дальше действовать будут они.

«Хэппи-энд» в прокате с 25 января.


Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма
Россия, 2017
биография, драма
Польша, Россия, Сербия, 2018
биография
Бельгия, Германия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2018
приключения, семейное кино, экранизация
Япония, 2017
мелодрама, триллер, экранизация
Германия, Испания, Франция, Великобритания, США, 2017
приключения, семейное кино
Норвегия, 2017
мелодрама, спортивный фильм
Россия, 2018
фильм ужасов
Ирландия, 2017
кинокомикс
США, 2018
драма, мистика, приключения
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>