Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Как славно загнать человека в капкан, как славно травить человека!

«Планета обезьян: Война»: Цезарь должен умереть

Группа военных крадется сквозь густые заросли леса, разросшегося неподалеку от мегаполиса, когда-то называвшегося Сан-Франциско. Каски украшают воинственные надписи в традиции вьетнамской кампании, а сопровождают вояк «шавки» - обезьяны, поддержавшие бунт человеконенавистника Кобы и впавшие в немилость к лидеру разумных приматов Цезарю (Энди Серкис). Отряд натыкается на погранпост неприятеля - и деловито начинает истребление. Обезьяны, само собой, перегруппируются и дадут отпор - в живых останется лишь четыре человека и горилла-предатель. Если в «Восстании» люди охотились на обезьян, а в «Революции» - приматы на оленей, то в «Войне» потенциальная жертва впервые разворачивается и дает отпор. Настоящая сеча однако еще не началась: одержимый обезьяноцидом лидер военных, Полковник (Вуди Харрельсон) не упустит шанса встретиться с шимпанзе Цезарем лицом к лицу и только потом покончить с поумневшими приматами.

Прошло пятнадцать лет с тех пор, как экспериментальная вакцина, призванная излечить болезнь Альцгеймера, изменила положение сил на Земле: человечество принялось вымирать и деградировать, обезьяны - умнеть практически на глазах. Пока подданные Цезаря обустраиваются в лесу и ищут землю обетованную подальше от агрессивных людей, те рыщут по обломкам цивилизации, желая истребить всех шимпанзе, орангутанов и горилл, якобы желающих смерти человечеству. Когда Полковник убьет жену и сына Цезаря, тот отправится тропой мести, но эгоиста из первой разумной обезьяны не получится - тезке римского императора вновь придется спасать свой народ.

«Планета обезьян: Война»: Цезарь должен умереть

«Война» Мэтта Ривза венчает новую трилогию из цикла «Планета обезьян» - шестичасовой приквел к событиям, описанным в ленте 1968 года с Чарльтоном Хестоном (впрочем, возвращение на Землю челнока «Икар», думается, тоже ждет переосмысление). Финал сомнительно грандиозный - две с половиной экшн-сцены (одна - с участием вертолетов), разбавляющие череду неспешных и выспренних диалогов и монологов, зато - высокая концентрация отсылок к истории человечества. Новая «Планета обезьян» и прежде стремилась разыграть шекспировскую трагедию с участием шимпанзе (Цезарь получил имя благодаря пьесе Великого барда), но с каждым новым фильмом амбиции авторов неизменно росли.

Стоило обезьянам обрести единство, как в «Революции» раскол в их ряды внес пострадавший от людей Коба (здесь принято напоминать, что это тюремный псевдоним Сталина). В «Войне» гранатомет аллюзий палит без перерыва: уже первая сцена старательно отсылает к «Апокалипсису сегодня» и войне во Вьетнаме, как недавний «Конг: Остров черепа», - и будет делать это еще топорнее и навязчивее. На Вуди Харрельсона взваливают непосильную ношу сыграть Дональда Трампа в шкуре полковника Курца - он старательно пучит глаза, сжимает губы, гладит лысую голову и даже произносит программный монолог о том, что обезьяны нет-нет да и решат истребить людей, которые рано или поздно и сами превратятся в безмолвных зверей. Покинуть пределы тиранической карикатуры он будто и не пытается - Полковник выступает эдаким мелким бесом, что бы он о себе ни думал. Тем временем Цезарь поочередно примеряет маски мудрого царя, бродяги высокогорных равнин из вестернов про месть, Бена-Гура и даже Андрея Первозванного, хотя итоговая точка его развития, конечно, Моисей. Так новая трилогия последовательно показывает эволюцию обезьяньего самосознания - от общности через осмысление собственной истории - к зарождению духовности.

«Планета обезьян: Война»: Цезарь должен умереть

Продуманная концепция трилогии по-своему изящна - а главное, неплохо стыкуется если не с сатирико-постколониальным романом Пьера Буля 1963 года, то с пенталогией, снятой по его мотивам (1968-1973). Там Голливуд тоже всячески играл с приметами времени, намекая то на Вьетнам, то на атомную бомбу (в кино она фигурировала под именем кобальтовой).

Рассказать историю обезьян как бы их глазами - тоже идея амбициозная и прогрессивная, но вылившаяся в итоге в то, что трилогия отличается удивительной неповоротливостью и схематичностью. Перед каждой репликой и жестом здесь будто считают до трех, а высокий драматизм симулируется однотипным стоном фортепиано. Редкие юмористические вставки, ради которых сочинили даже пугливую обезьяну-конформиста, ограничиваются глупыми стереотипами - нелепыми падениями и метанием дерьма, что идет вразрез с заявленным ракурсом. Как бы Ривз и съёмочная группа ни пытались изобразить, что «Войну» сняли разумные обезьяны, овладевшие передовыми цифровыми технологиями и азами сценарного мастерства, маскировка периодически сползает. Вряд ли Цезарь с сородичами так старательно косплеили бы «Апокалипсис сегодня» и выписывали остатки человечества как примитивных милитаристов. У них есть задачи и посерьезнее. Например, отстроить новую цивилизацию.

«Планета обезьян: Война» в прокате с 13 июля.

00:00 / 00:00
РЕКЛАМА

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма
Россия, 2017
комедия, приключения, семейное кино
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, мистика, научная фантастика, триллер
США, 2017
комедия
Италия, 2017
боевик
Болгария, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2016
биография, исторический фильм, семейное кино
Великобритания, 2017
боевик, исторический фильм
Россия, 2017
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Великобритания, 2017
мелодрама, научная фантастика
Норвегия, 2017
все фильмы в прокате >>