Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Правильное до зевоты кино про расовые притеснения в NASA

«Скрытые фигуры»: Афроамериканки вышли в дамки

1961 год. США и СССР ведут космическую гонку, и Америка, увидев по телевизору улыбку Юрия Гагарина, понимает, что отстает. Тогда NASA решает задействовать все резервы - и допустить к сверхсекретному проекту «Меркурий» «цветных» сотрудниц агентства. Математики Кэтрин Джонсон (Тараджи П. Хенсон), Мэри Джексон (Жанель Монэ) и Дороти Вон (Октавия Спенсер) начинают трудиться во благо США: Кэтрин проверяет за белыми мужчинами их расчеты, Мэри занимается инженерными работами, а Дороти становится неофициальным руководителем афроамериканского отдела, куда входит еще немало женщин-специалистов. В какой-то момент даже самые скептичные люди в NASA начинают замечать, что интеллектуальные способности не связаны с цветом кожи и полом - и это событие едва ли не более значимое, чем первый орбитальный космический полёт Джона Гленна (Гленн Пауэлл).

«Скрытые фигуры», снятые Тедом Мелфи по мотивам одноименного нон-фикшн романа Марго Ли Шеттерли, выступают в жанре духоподъемного правильного кино. Оттого, вероятно, фильм и окупился пятикратно в американском прокате. Период расовой сегрегации в США из XXI века выглядит особенно дико: Кэтрин приходится бегать в туалет «для цветных» в другое (неблизкое) здание, а домой возвращаться в хвосте автобуса. В NASA её тоже при любом удобном случае принимают за уборщицу, но с предубеждениями, в отличие от законов, олицетворяющих расистскую метафору «знай своё место», можно бороться при помощи таланта.

«Скрытые фигуры»: Афроамериканки вышли в дамки

Смачно-неполиткорректное время, впрочем, оказывается всего лишь задником: Мелфи больше интересует история успеха (трёх героинь в частности и NASA вообще). В телевизоре мелькают Джон Кеннеди и Мартин Лютер Кинг, однажды в парке происходит демонстрация за права чернокожих, но всё это так и остается дежурными, уже растиражированными сценами, как эпизоды с туалетом и автобусом. «Скрытые фигуры» ни разу не выходят за пределы плаката в поддержку здравого смысла, герои которого разговаривают, как в агитроликах. - Я чернокожая женщина, - объясняет Мэри Джексон, почему в NASA всем наплевать на её знания и профессионализм. - А я поляк-еврей, чьи родители погибли в концлагере, - парирует коллега. Вот и поговорили.

При этом «Скрытые фигуры» мало интересуются собственными героинями именно как людьми, а не учеными или жертвами сегрегационной политики (здесь принято писать, что Мелфи все-таки белый). Фильм будто бы сам удивляется, а потому и восхищается уму заглавного трио. Оттого всё показанное и выглядит голой риторикой, как в «Прислуге» пятилетней давности, которая принесла «Оскар» за лучшую роль второго плана Октавии Спенсер. В этом году её снова номинировали, «Фигуры» также претендовали на статуэтки за лучший фильм и лучший адаптированный сценарий, но в соседстве с «Лунным светом» любая награда картине Мелфи выглядела бы торжеством зашоренной политкорректности, в которой так часто обвиняют премию. Показательно, что в обеих картинах снимались певица Жанель Монэ и теперь уже «оскаровский» лауреат Махершала Али. Достаточно поставить рядом их персонажей из «Света» и «Фигур», чтобы стало понятно, какой фильм - про людей, а какой - про правильные лозунги.

«Скрытые фигуры» в прокате с 16 марта.


Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Великобритания, 2017
триллер
Австралия, США, 2017
боевик, приключения
США, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2016
военный фильм, драма, мелодрама
Россия, 2017
биография, военный фильм, исторический фильм, триллер
Великобритания, Франция, Чехия, 2016
комедия
Франция, 2017
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2017
боевик, комедия, криминальный фильм
Италия, 2017
все фильмы в прокате >>