Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История кино >>

В современном мире телевидение выступает одним из мощнейших источников информации, широкодоступных средств образования и развлечения разных социальных групп. На человека обрушивается огромный поток информации по многообразным каналам.
Проблематика, касающаяся всестороннего анализа и глубокого исследования экранной культуры, в частности, особенностей критического освоения медийного пространства, становится весьма актуальной. В последнее время произведения медиакультуры, разнообразных видов и жанров имеют широкое распространение, при этом обладание умением критически оценивать, анализировать их особенно важно и ценно в современной социокультурной ситуации для широких слоев населения.
В настоящее время неслучайно наблюдается активизация внимания со стороны исследователей в области медиа к изучению творчества российских и зарубежных медиакритиков, медиапедагогов, киноведов. Одним из известных специалистов в области медиакритики был Георгий Владимирович Кузнецов (1938-2005).
Творческий портрет медиакритика Г.В. Кузнецова
Георгий Владимирович родился 21 июля 1938. Окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру. Всю свою жизнь и профессиональную деятельность Георгий Владимирович посвятил телевидению и радиовещанию. С 1958 года работал корреспондентом радио, далее активно работал на телевидении. Георгий Владимирович был ведущим целого ряда телевизионных программ. В частности, вел программу «Эстафета новостей» Центрального телевидения, вел первый репортаж с Останкинской башни с прямой трансляцией на Францию 7 мая 1967 года, программу «Пресс-центр» на четвертом канале, входил в число авторов широко известной многосерийноной эпопеи «Наша биография».
С 1983 года Г.В. Кузнецов работал в Главной редакции пропаганды Центрального телевидения, далее был ведущим программы «Добрый вечер, Москва!». В феврале 1990 года по личному распоряжению первого секретаря Московского горкома партии Георгий Владимирович был отстранен от ведения прямого эфира, что было связано с организацией им призыва о создании демонстрации демократических сил против наступающей реакции. С 1991 года Г.В. Кузнецов вел на Первом канале программу «Киноправда?!», а в 1995 – предвыборные дебаты.
Он был одним из ведущих преподавателей факультета журналистики МГУ, с 1991 года руководил кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, опубликовал ряд книг, учебно-методических пособий, десятки статей в периодической печати. Профессиональная деятельность Г.В. Кузнецова была отмечена премией Союза журналистов России «За журналистское мастерство». По его книгам и учебникам учились многие российские телевизионщики и, думается, что еще не одно российское поколение будет учиться.
Я. Засурский вспоминал о Г.В. Кузнецове: «Георгий был замечательным журналистом, отстаивающим демократические ценности, очень честным, принципиальным, смелым. Я помню, как мы вместе проводили конкурс школьников, которые хотели поступить на наш факультет, и он живо интересовался тем, о чем думают ребята. Из того набора выросли очень толковые журналисты. Он вел прекрасные доперестроечные передачи о кино, и при этом был блестящим организатором учебного процесса, умел сочетать журналистский профессионализм с талантом педагога» [Засурский, 2005].
Генеральный директор некоммерческой организации «Интерньюс» М. Асламазян отмечала: «Георгий Владимирович был особой фигурой. Он у нас преподавал, и это были действительно уроки журналистского мастерства. Коллег могли задевать его бескомпромиссные суждения о профессии, но ведь и по отношению к себе он был весьма критичен, чем вызывал большое уважение и единомышленников, и оппонентов. Для телевизионной журналистики Георгий Владимирович сделал чрезвычайно много» [Асламзян, 2005].
Невозможно не вспомнить слова известного медиакритика и медиапедагога В.В. Егорова, касающиеся выдающихся качеств профессионализма Г.В. Кузнецова: «Все или почти все современные исследователи телевидения, советские и «постсоветские» ученые прошли сквозь огонь, воду и медные трубы практической работы на телевидении. Одни уходили оттуда в науку по доброй воле, другие - по «доброй воле» тогдашнего руководства. И лишь немногие сохраняли и приобретенный опыт создания телепередач своими руками, и поиск закономерностей развития самого молодого СМИ. В этих редких случаях сплав личного практического опыта и теоретических исследований рождал у такого человека удивительную способность растить новые поколения профессионалов, обучать и воспитывать: тележурналистов. Именно таким человеком с уникальной судьбой предстает кандидат филологических наук, доцент Георгий Владимирович Кузнецов. Руководить такой кафедрой, где собрались классики тележурналистики, доктора наук, лауреаты многих международных и российских премий, где каждый профессор – особая личность и особая «телевизионная стать», значит завоевать непререкаемый авторитет среди коллег, уметь мобилизовать их таланты на решение общих проблем» [Егоров, 2004, с. 3].
Творческий портрет медиакритика Г.В. Кузнецова
Среди публикаций Г.В. Кузнецова можно выделить «Критерии качества телевизионных программ» (2002), «Так работают журналисты ТВ» (2004), «Телевизионная журналистика» (2002), «Методика советской телевизионной журналистики» (1979), «Журналист на экране» (2008), «Журналист ТВ: за кадром и в кадре» (1990), «Так работают журналисты ТВ» (2004), «ТВ-журналистика: критерии профессионализма (2003), «Семь профессиональный граней журналиста ТВ» (2001), «Радиожурналистика» (2000) и др.
Особо интересна, с нашей точки зрения, книга Георгия Владимировича «Так работают журналисты ТВ» (2004). Данное учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики, практических работников регионального телевидения. В целом содержание данной работы построено в виде живого, увлекательного разговора автора с молодыми специалистами, которые пришли работать на телестудии в пору постсоветских потрясений. Георгий Владимирович подробно описывает собственные творческие провалы, основной причиной которых считает самонадеянность и амбиции.
Материал книги условно можно разделить на два больших раздела: в первом, рассматриваются вопросы, касающиеся методов работы журналистов телевидения (наблюдение, интервью разных видов, «спроектированная ситуация») и использование их в практике (в передачах, фильмах), специфические особенности деятельности журналистов и политических лидеров в контексте демократических выборов, особенности зрительского восприятия, взаимодействие журналиста с другими участниками творческого процесса и героями передач, исторические факты развития телевидения. В целом в первом разделе учебного пособия представлена базовая информация для овладения профессией тележурналиста.
Говоря о ценности и значимости истории развития телевидения Г.В. Кузнецов утверждал: «Что касается названий ушедших в прошлое телепередач, которые рассматривались в качестве примеров - это ведь часть истории ТВ. И если эту историю не желают хранить сами телеработники - им не до того в погоне за быстротекущим временем, - то долг исследователей экранной журналистики, по крайней мере, фиксировать и по мере возможности осмысливать происходящее в этой важной для демократического развития общества сфере» [Кузнецов, 2004, с.128].
Во втором разделе книги подробно освещаются профессиональные проблемы в области тележурналистикии и способы их решения. В частности, Г.В. Кузнецов, утверждал, необходимы самоограничения журналистов (особенно после трагедии «Норд-Оста»).
Георгий Владимирович очень деликатно из главы в главу, напоминал нынешним молодым специалистам, что они начинают свою деятельность не с «чистого листа», как многим из них представляется, что и в советское время работали такие мастера, у которых очень полезно поучиться: «Из прошлого опыта ветераны ТВ считают наиболее ценной атмосферу творчества, свойственную первым десятилетиям ТВ, в противовес нынешнему облегченному, «конвейерному» производству программ; они мечтают о том времени, когда телевизионная речь – речь дикторов, ведущих, репортеров – снова станет эталоном русской речи для всего населения страны. Старые телефильмы также, по мнению ветеранов, могут служить образцами как по драматургии, операторской и режиссерской работе, так и по гуманизму идей.
Творческий портрет медиакритика Г.В. Кузнецова
Былые «Бенефисы» намного выше нынешней телевизионной эстрады. Театральные телепостановки А. Эфроса и других режиссеров остаются недосягаемой классикой. Главный вывод: надо преодолеть противоестественный разрыв поколений работников ТВ, сочетая энергию молодых с опытом мастеров» [Кузнецов, 2004, с. 223].
А иногда получается, что объявляют: смотрите репортаж, а вместо события, без которого, собственно, не может быть репортажа, демонстрируют выступление корреспондента вместо уже «ускользнувшего» от камеры действия. Заявляют: смотрите ток-шоу, а вместо «разговорного представления» показывают обычную беседу или дискуссию, где отсутствует действенная аудитория, эксперты, зрительские отклики, а ведущий навязывает зрителям именно собственную точку зрения. В связи с этим, остается только лишь «разговорное», а «представление» полностью исчезает. «Объявляют в дни всяческих выборов, даем «теледебаты». А вместо них – монологи претендентов на властные места. Наконец, объявляют: смотрите информационно-аналитическую программу, а зритель видит на экране С. Доренко или Е. Киселева, у которых подбор информации донельзя субъективный, анализ же сводится к защите их «хозяев» [Кузнецов, 2004]. В результате «жанровая путаница» приводит общество к путанице в мозгах.
Таким образом, медиакритику и медиапедагогу Г.В. Кузнецову удается обобщить и проанализировать специфические черты телевидения, особенности деятельности исследователей журналистики, возникающие профессиональные проблемы и пути их разрешения, приход в телекомпании новых сил.
Построение книги, с нашей точки зрения, помогает читателю без особых трудностей понять своеобразие и специфику телевидения в информационном процессе, источники его развития, изучить функциональные основы телевещания.
Не менее интересным представляется сборник, вышедший из под пера Г.В. Кузнецова под названием «Семь профессиональных граней журналиста ТВ» в 2001 году. Этот сборник - продолжение книги «Так работают журналисты ТВ». Еще в 1993 году Г.В. Кузнецов впервые выдвинул идею семи «граней» (амплуа, разновидности профессии, ролей, различия функций) тележурналиста, которая стала широкоизвестной и в дальнейшем вошла в содержание многих учебников.
Выявляя тип аудитории, к которой обращается в своих работах Г.В. Кузнецов, можно констатировать, что его работы обращены к самой разной аудитории - массовой и академической (преподавательской, исследовательской, профессиональной). В то же время данная особенность не связана с поверхностным изучением вопроса. Доказательной базой может послужить высказывание самого ученого: «Осмысление социальных функций телевидения как средства массовой коммуникации в обществе поможет журналисту точнее определить свое собственное место, свои профессиональные задачи, свою роль. Журналист должен постоянно учитывать, с одной стороны, интересы аудитории, а с другой - цели, поставленные руководством вещательной организации. В отечественной тележурналистике традиционно считается, что то и другое, в общем, совпадают как в прошлом «монолитно-едином» обществе, так и при современной ориентации телевидения на реальные интересы зрителя» [Кузнецов, 2002, с. 20].
В работах Г.В. Кузнецова используются разнообразные средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, метонимии, ирония и др. Это видно на примере следующего текста: «Не всегда духовная связь героев присутствует так явно, порой подбор «пары» кажется несколько искусственным, но не в этом дело. Сама идея показа того, как Россия, «которую мы потеряли», – вовсе не потеряна, а продолжается в лучших людях – великолепна. Мы смотрим на сегодняшнюю жизнь, примеривая ее к вершинам духа прошлых лет. Не всегда сравнение в нашу пользу. Не всегда хватает пятнадцати минут для проникновения во внутренний мир героев. Что делать, таков наш торопливый век. Но я уверен: эти фильмы будут смотреться как откровения для многих... Собраны лучшие творческие силы – от «зубров» экранной документалистики Льва Рошаля и Дмитрия Лунькова до молодых авторов и режиссеров провинциальных студий: тут Алтай и Удмуртия, Ростов и Новгород Великий, Тува и Калининград. Чувствуется жесткая рука продюсеров: все фильмы приведены к достаточно высокому стандарту, все отличаются четкостью, внятностью авторского подхода к истории и современности – качествами по нынешним временам редкими. Не хотелось бы писать об откровенно слабых работах или о тех, что попали в «портретную номинацию» случайно» [Кузнецов, 2004, с. 12].
Творческий портрет медиакритика Г.В. Кузнецова
В своей педагогической деятельности Георгий Владимирович обращался и к проблематике медиаобразования на материале телевидения. Значительное место от отводил проблематике активного использования учителями телевидения в учебно-воспитательном процессе. По мнению Г.В. Кузнецова, «телевидение способно помогать обучающимся в обычных школах и вузах, устраняя противоречие между все более массовым характером образования и дефицитом талантливых педагогов-ученых. Безусловно, хороший. преподаватель, показанный на экране, лучше плохого в аудитории. Для обучения на дому, как и для приобщения к социуму, весьма перспективна двусторонняя телесвязь по кабелю. Но и накопленный в нашей стране многолетний опыт телевизионной подготовки поступающих в вузы показал, что телекурсы эффективнее обычных подготовительных занятий» [Кузнецов, 2002, с. 29]. Особую роль Г.В. Кузнецов отводил учебным передачам [Кузнецов, 2002, с. 29].
Исследование профессиональной деятельности Г.В. Кузнецова позволило нам сделать вывод, что его работы выполняют несколько медиаобразовательных функций [Короченский, 2004]:
- познавательную, подразумевающую изучение материальной и духовной действительности при подготовке медиатекста. Исследователь стремился рассмотреть телевидение, работу мастеров экрана в контексте. политической, идеологической, социокультурной обстановки и т.д.;
- регулятивную, направленную. на ориентацию людей в социуме, выработку ценностного. отношения к произведениям в области телевидения и радио;
- просветительскую (развивающую, культурно-образовательную), предполагающую передачу аудитории накопленного в телевидении и кино исторического и культурного опыта.

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, комедия
Великобритания, 2017
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2017
мелодрама, эротика
США, 2017
комедия, приключения
США, 2017
притча, трагикомедия
Россия, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
комедия
Франция, 2017
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
все фильмы в прокате >>