Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

История кино >>

Около полусотни фильмов - комедий, детективов, триллеров, пародий - за семьдесят с лишним лет. Таков на сегодняшний день баланс одного из самых кассовых режиссеров французского кино - Жоржа Лотнера. Было время (на рубеже 80-х), когда в наш прокат вышли сразу пять его фильмов, что, разумеется, не прошло незамеченным. Публика до отказа заполняла кинозалы, а критики (в том числе и автор этих строк) дружно упрекали Лотнера в эстетизации насилия и возмущались, что смерть подавалась им порой как один из аттракционов «черного юмора»...
На фоне нынешних «рыночных» российских боевиков полупародийные ленты Жоржа Лотнера «Жил-был полицейский», «Полицейский или бандит» и «Незадачливый» по части профессионализма кажутся почти недосягаемыми вершинами. А с точки зрения черного юмора «Криминального чтива» Квентина Тарантино возня с трупом в лотнеровском фильме «Никаких проблем» кажется, вообще, «папочкиным кино»...
Впрочем, вернемся к самому Лотнеру. В 30 лет он был уже хорошо известен в «узких кругах» парижских кинематографистов сначала как ассистент режиссера, а потом как автор нескольких короткометражек. Его полнометражный дебют в кино состоялся в 1958 году, совпав по времени со становлением «новой волны» французского экрана. Это была комедия «Прыщавая малышка». Поставив несколько фильмов с участием Бернара Блие («Шагай или сдохни», «Умолкните, барабаны», «Седьмой присяжный»), Жорж Лотнер поставил коммерчески весьма успешный сериал о «черном монокле».
Блестяще овладев ремеслом развлечения, Ж.Лотнер из фильма в фильм делал ставки на звезд - будь то дуэт Лино Вентуры и Бернара Блие в «Наемных убийцах» и в «Агентах тайной полиции», Луи де Фюнеса и Мишеля Серро («Во сырой земле похороненный») либо соло Мирей Дарк, Жана Габена, Миу-Миу или Пьера Ришара...
Мирей Дарк вносила лирические нотки в пародийные и комедийные ситуации, хотя иногда, как в мрачноватом триллере «Ледяная грудь», она вынуждена была играть несвойственную ее имиджу психопатологическую роль убийцы-сомнамбулы. Миу-Миу непридужденно чувствовала себя в стихии черного юмора ленты «Никаких проблем», не без погрешностей вкуса пародировавшей драму Фолкера Шлендорфа «Убийство умышленное и непреднамеренное» (1966). Орнелла Мути в «Смерти негодяя» пленяла зрительный зал красотой зеленоватых глаз, талантливо подчеркивая достоинства своего знаменитого партнера Алена Делона, игравшего благородного мстителя, сражающегося со Злом. Эта картина вместе с предыдущей совместной акцией Лотнер-Делон («Ледяная грудь») как бы выпадала из пародийно-комедийного хороводы большинства лотнеровских сюжетов 70-х-80-х годов. По-видимому, романтический образ Делона потребовал от режиссера, выступавшего в этих лентах и автором сценария, подходящей для суперзвезды драматургии.
Быть может, потому сотрудничество Лотнера с Делоном было недолгим. Зато с не менее маститым Жан-Полем Бельмондо режиссер, похоже, нашел общий язык. Приходится только удивляться тому, что эта встреча произошла так поздно - в 1979 году. Ведь Бельмондо еще с начала 60-х чувствовал себя в комедийно-пародийной стихи как рыба в воде. Так или иначе, пародийность «Полицеского или бандита» («Кто есть кто»), основанная на штампах детектива и полицейского триллера вынесла на гребень успеха фигуру своего рода французского агента 007 - комиссара Боровица. По такому же принципу, только с большим креном в сторону комедии, был поставлен и «Незадачливый» («Игра в четыре руки»), где персонаж Бельмондо снова попадал в самые пикантные ситуации. Упругий ритм этих лент, короткий, «клиповый» монтаж, «хитовая» музыка, яркие краски, ошеломляющие трюки безотказно приковывали публику разных стран. Детища тандема Лотнер-Бельмондо в течение нескольких месяцев занимали верхние строчки в списках бестселлеров французского и европейского проката. После небольшого перерыва на непритязательную комедию положений с Миу-Миу («Резонно ли это?»), оперативно снятую в том же авторском составе (композитор Филипп Сард, оператор Анри Декэ), Жорж Лотнер вернулся с Бельмондо, чтобы снять, пожалуй, один из самых нашумевших фильмов в своей карьере - «Профессионал».
Помню, наше телевидение тех лет порадовало поклонников «Кинопанорамы» фрагментом из этой картины. Под завораживаще печальную музыку Эннио Морриконе на одной из парижских улиц встречались в смертельном поединке двое - объявленный вне закона сотрудник спецслужбы Жосс (Жан-Поль Бельмондо) и его бывший коллега (Робер Оссейн), получивший задание убрать своего давнишнего приятеля... Камера на какие-то мгновения заглядывала в их глаза, потом опускалась вниз, к рукам, в которых были плотно сжаты револьверы. Каждый из героев медлили стрелять первым... А музыка все звучала. И, казалось, еще миг, и они, отбросив к чертям собачим вражду и чьи-то дурацкие приказы, по-мужски обнимут друг друга, но...
Словом, сильно сыгранный и поставленный эпизод «Профессионала» обещал встречу с незаурядным фильмом, горьким и глубоким по мысли, психологически сложным. Жаль, что на деле вышло иначе. А ведь прекрасные актеры, будь у них драматургические возможности, могли бы это сыграть, да еще как! Но Ж.Лотнер предпочел привычную дорогу лихого боевика, изменив накатанной колее, помимо описанного эпизода, лишь в самом конце картины, где ее сверхпобедительный ерой неожэиданно, вопреки всем прежним стереотипам, терпел поражение...
Через три года состоялась еще одна встреча Лотнер-Бельмондо в водевиле «Веселая пасха». К знакомому по «Полицейскому или бандиту» дуэту Бельмондо и Мари Лафоре добавилась юная звезда Софи Марсо, сыгравшая в «Веселой пасхе» роль мнимой дочери главного героя. Поставленная с чисто французской фривольностью и комедийным блеском, картина давала бенефисную возможность для всех трех актеров. Каждый из них максимально использовал представившийся шанс улучшить настроение себе и зрителям...
В 90-х Лотнер работает, на мой взгляд, без прежнего энтузиазма. Комедия «Служба размещения», действие которой происходит в отеле, вышла довольно монотонной и не слишком смешной. А детектив с Жан-Полем Бельмондо «Незнакомец в доме» получился слишком уж академичным, даже скучноватым.
За последние 10-15 лет Жорж Лотнер поставил еще несколько фильмов, в частности «Ковбоя» и продолжение сенсационной «Клетки для безумцев» Эдуара Молинаро. Его картины «Измененная жизнь Жерара Флока», «Уничтоженный дом» и «Допустимая опасность» еще раз доказали, что слово «профессионал» относится не только к главному герою, сыгранному Бельмондо. И сегодня вряд ли кто-то из нас упрекнет Жоржа Лотнера за такие слова : «Меня вгоняют в скуку психологические штуки. Я пытаюсь развлечь людей, которые скучают от серьезных проблем. Я всегда старался быть режиссером, имеющим коммерческий успех».
Честное признание, лишенное амбициозных претензий. Впрочем, смотрите фильмы Лотнера и решайте сами...

обсуждение >>

№ 1
Зоя Молокова (Москва)   23.11.2013 - 11:47
Отличный режиссер, все фильмы запоминаются. У него всегда играли лучшие актеры- Ален Делон , Жан-Поль Бельмондо, Лино Вентура, Бернар Блие и многие другие.Вчера , 22 ноября 2013 года Жорж Лотнер скончался.... читать далее>>
персоны

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
психологический триллер
США, 2024
детский фильм, приключения, фэнтези
Бельгия, 2023
криминальный фильм, триллер
США, 2023
триллер
США, 2023
фэнтези
Великобритания, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен