Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

В Карловых Варах подходит к концу 52-й Международный кинофестиваль. Итоги смотра будут подведены уже завтра. На фестивальные награды претендуют две российские картины: победивший на «Кинотавре» фильм Бориса Хлебникова «Аритмия», который участвует в основном конкурсе фестиваля, и дебютная работа режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», которая принимает участие во второй конкурсной программе «К Востоку от Запада». Если «Аритмия» открывала смотр, то «Витька Чеснок» был показан уже ближе к завершению фестиваля.

Борис Хлебников и Наталия Мещанинова на фестивале в Карловых Варах

Смотр в чешском курортном городе на протяжении последних нескольких лет становится главным фестивалем для кино из Центральной и Восточной Европы. Он концентрируется на не самых известных широкому кругу зрителей именах, но, как правило, представляет довольно разнообразную палитру картин, снятых за последний год в регионе. Все чаще Карловы Вары становятся премьерной площадкой для фильмов из Грузии, Балканских стран, Польши, Украины, новых имен из Румынии, чьи самые известные кинематографисты уже давно закрепились в программах тройки главных фестивалей – Канн, Венеции, Берлина. Карловы Вары интересны не только поиском новых имен, но и набором тем, все чаще остросоциальных, волнующих современную Европу. В этом году, как отмечают многие критики, на первый план ожидаемо вышла тема мигрантов и шире – поиска своей родины, дома.

На российское кино в Карловых Варах смотрят с интересом. В прошлом году «Зоология» Ивана И.Твердовского получала там специальный приз жюри основного конкурса, в 2014-м его же «Класс коррекции» стал лучшим фильмом программы «К Востоку от Запада». В 2013 году в документальной секции побеждала «Труба» Виталия Манского, приз ФИПРЕССИ в том же году получал «Стыд» Юсупа Разыкова. Особого упоминания жюри «К Востоку от Запада» был удостоен фильм Виктора Гинзбурга «Generation П». Однако главную награду – «Хрустальный глобус» – из Чехии увозил только Сергей Бодров в 1996 году за свой фильм «Кавказский пленник».

Возможно, нынешний смотр принесет гран-при российской «Аритмии». Лирическая лента о паре молодых медиков, переживающих кризис семейных отношений, считается одним из фаворитов конкурса. Мы уже подробно писали про этот фильм после фестиваля «Кинотавр», где «Аритмия» была признана лучшим фильмом, а Александр Яценко – лучшим актером.



Российская «Аритмия» вызвала в Карловых Варах вызвала хорошую реакцию зарубежных критиков. Большинство отмечает гармоничное сочетание в фильме истории кризиса семейных отношений, понятной в любой точке мира, и работы российских врачей в период новой реформы, которая также затронута в «Аритмии».
«Хлебников на протяжении всего фильма сохраняет напряженную атмосферу, иногда это даже напоминает триллер, но не в плане мрачности и саспенса, несмотря на то, что речь идет о спасении жизней. Мы всячески поддерживаем героев, понимаем, что они на самом деле отличная пара, и хотим, чтобы они были вместе. Режиссер помогает нам принять их недостатки, и мы хотим, чтобы они приняли недостатки друг друга», – пишет Сineuropa.

Критик издания Владан Петкович отмечает динамичный монтаж ленты, работу Ивана Лебедева и Юлии Баталовой, найденные для съемок локации и современные сюжеты – с легкой иронией, но при этом социальным контекстом.

«История происходит в небольшом неназванном городе (съемки проходили в Ярославле, 250 км от Москвы), с характерными современными и историческими локациями, и конечно – это Россия – с неизбежными пробками, в которые попадает скорая помощь, где работает Олег», – пишет Cineuropa.

Рецензент Screen Бен Кролл отмечает выдающуюся работу актрисы Ирины Горбачевой и Александра Яценко, который критику «напоминает любопытную смесь американского сенатора Рэнда Пола и комика Бастера Китона».

Карловы Вары-2017: Как российское кино приняли в Чехии

Издание Variety отмечает, что «Аритмия» представляет собой хорошо знакомый широкому кругу зрителей портрет долгосрочных отношений и кризиса брака.

«В то время, как большинство российских фильмов, выходящих на международную арену, диагностируют социальные раны российского общества, картина Хлебникова превращает современную российскую среду лишь в фон, а не в героя – и не пытается лечить хроническое заболевание под названием современная жизнь, которое не знает границ», – пишет критик Джессика Кан.

Премьера другого российского фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» состоялась только вечером 6 июля. Рецензий на картину в зарубежных изданиях пока нет, однако показ ленты, по сообщениям информационных агентств, пользовался интересом у публики. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграл актерский состав картины. Главные роли в ней исполнили Евгений Ткачук, знакомый зарубежным зрителям по фильму «Зимний путь», и Алексей Серебряков, запомнившийся по «Левиафану». Небольшую роль – криминального авторитета – в фильме играет и режиссер «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов.



Картина дебютанта Александра Ханта – роуд-муви, страшная то ли сказка, то ли притча о жизни в провинции. Действие происходит в российской провинции, где живет с нелюбимой женой бывший детдомовец Витька Чесноков (Ткачук). Чеснок, как называют его местные друзья-забулдыги, мечтает купить квартиру, чтобы окончательно уйти от жены к новой подруге. В ипотеке Чесноку отказывают, но неожиданно в городе объявляется отец парня – тот самый Леха Штырь (Серебряков), прикованный к инвалидному креслу из-за болезни спинного мозга, бывший зэк, с алкогольной эпилепсией. Наследник Чеснок пытается избавиться от родителя и везет его в дом инвалидов в Воронежскую область. Так и начинаются приключения Чеснока на его красном Daewoo, рассекающем по зеленым трассам российской средней полосы под саундтрек из композиций рэперов Хаски, Пики, Нигатива и других.

Карловы Вары-2017: Как российское кино приняли в Чехии

Цветовое решение, придуманное режиссером и оператором Даниилом Фомичевым, призвано возвести эту на самом деле довольно трагическую криминальную историю, в категорию вымысла, авторской сказки о безотцовщине, следуемой из поколения в поколение. Но насколько сложно будет международной публике лишить ее провинциального российского контекста – с каждым вторым бывшим зэком, алкоголиками, квартирным вопросом, который губит семьи, и все той же атмосферы всепоглощающей нелюбви, находящейся в тренде после выхода фильма Звягинцева, – покажут только итоги фестиваля в Карловых Варах. Победители станут известны уже в субботу.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

притча, трагикомедия
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
комедия
Франция, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
драма, комедия
Франция, 2016
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
комедия, семейное кино
Франция, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
все фильмы в прокате >>