Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

В Ханты-Мансийске начинает работу XV международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», он пройдет с 3 по 9 марта. В этом году отборочную комиссию возглавил известный кинокритик, консультант фестиваля в Локарно Борис Нелепо. Именно он в значительной степени ответственен за то, какие именно фильмы попали в конкурсную программу. О том, где сейчас бьется нерв мирового кинематографа, мы решили спросить его самого.

Борис Нелепо

В международной программе «Духа огня» будут соревноваться восемь картин. Почему именно они? Каковы были критерии отбора?

То, что будет показано, – одни из самых значимых и обсуждаемых мировых дебютов прошедшего года. Я знаю, о чем говорю: как кинокритик и консультант кинофестиваля в Локарно весь год езжу по миру, смотрю по пять фильмов в день. Могу с уверенностью сказать, что все значимые кинодебюты видел. Из них мы отобрали в шорт-лист около 50 картин, с которыми потом начали более прицельно работать, чтобы из пятидесяти вычленить восемь. Разумеется, самый главный критерий – некая общая идея, объединяющая наши показы. Мне хотелось, чтобы фильмы, показанные в Ханты-Мансийске, как-то друг с другом перекликались, разговаривали.

Что вы имеете в виду?

Кино снимается много, и все оно достаточно разнородное. Хочется, чтобы у зрителя сложилась какая-то полифоническая картина как самого мира, так и кинематографа, который об этом мире сообщает. У нас на фестивале будут фильмы очень широкой географии, с разных континентов. Камбоджа, Египет, Сирия, США, Польша, Португалия… Все картины – очень региональные, в них много от того места, где они снимались. Таким образом, находясь в Ханты-Мансийске, мы можем совершить практически кругосветное путешествие. Увидеть, жизнь, насущные проблемы, искания, эмоции людей в тех странах, где мы никогда не были, и не знаем, побываем ли.

Что покажет «Дух огня»

Не окажутся ли эти проблемы непонятными хантымансийцам и гостям фестиваля?

Этика программирования фильмов на любом фестивале заключается в ответе на вопрос: для кого эти фильмы отбираются? Я не ставил перед собой цель добиться исключительного кураторского самовыражения. Ответ очень четкий: для зрителя. Все восемь отобранных нами картин будут интересны не только профессиональному кинокритику, но и широкой публике – здесь мы постарались соблюсти определенный баланс. И не стоит думать, что речь о каких-то компромиссах, – каждую из них я по-настоящему люблю.

Опыт, который эти фильмы показывают, зритель может совместить со своим. Например, картина «Алмазный остров» камбоджийского режиссера Дэви Шу – про строительство элитного микрорайона, строители которого никогда не будут в нем жить. Египтянин Тамер Эль-Саид снял фильм про Каир перед революцией – все эти истории понятны и нам.

Фильмы объединяет и нечто большее, чем географическая разнородность – некая сверхзадача. Я бы сказал, что все они вызваны необходимостью снимать кино. Не секрет, что в XXI веке кинематограф лишился части силы из-за огромного количества конкурирующих медиа – сериалов, интернета, социальных сетей. Кинематограф теряет зрителя, и в этих фильмах я увидел веру в кино, в необходимость снять то, что было снято, – не просто ради того, чтобы потешить самолюбие или сделать коммерчески успешное предприятие. И, хотя в этом году у нас в конкурсе все картины – первые игровые (регламент позволяет участвовать и со вторым фильмом), режиссеров сложно назвать начинающими, если судить по мастерству этих картин. Все они ставят в своих фильмах фундаментальные, сложнейшие вопросы.

Вы говорили, что само название «Духа огня» хорошо знают, и это помогало вам в работе. Неужели и в Камбодже знают про ханты-мансийский фестиваль?

Мы говорим о показах фильмов не только с режиссерами, а чаще – с продюсерами, компаниями, которые их представляют. И именно эти компании делают выбор, давать ли эту картину нам или другому фестивалю. В России фестивалей много, и между ними весьма серьезная конкуренция. За многие фильмы нам приходилось бороться. И здесь свою роль сыграло то, что за 15 лет, что «Дух огня» проходит в Ханты-Мансийске, моими предшественниками уже были установлены партнерские отношения с сейлз-агентами, а также с продюсерами, которые выбирали, где бы они предпочли увидеть российскую премьеру своих фильмов. Факт, что фестиваль все эти годы задавал очень высокую планку – участием достаточно заметных режиссеров, составом жюри, – вызывал доверие и сильно помогал в переговорах.

Кроме того, мотор фестиваля - это не только люди, которые отбирают фильмы, но и команда, часто остающаяся в медийной тени, но совершающая колоссальную работу по переговорам с агентами, приглашению гостей, организации кинопоказа. Эта команда на «Духе огня» состоит из потрясающих профессионалов, работающих здесь много лет. Я же лично чувствую ответственность, занимаясь отборами программ после Андрея Плахова и Петра Шепотинника - настоящих титанов как кинокритики, так и кураторства.

Что покажет «Дух огня»

Были ли финансовые сложности с организацией?

К счастью, серьезных не было, благодаря поддержке партнеров. Многим сложно понять в век торрентов и тотального пиратства, что организовать кинопоказы – это не так-то просто. На самом деле это трудоемкий и сложный процесс с огромным количеством контрагентов – нужно договориться о правах, чтобы сделать переводы, чтобы привезти гостей, оформить визы... Все это очень дорогостоящее мероприятие, и представить его без надежного партнера, мецената – очень сложно. Так что роль спонсоров – фундаментальная, ключевая, и это мировая практика. «Духу огня» повезло: уже более десяти лет его поддерживает «Газпром нефть», которая является не просто спонсором, а партнером, разделяющим идеи фестиваля. Как вы знаете, компания даже вручает здесь свой собственный приз – «За сохранение культурных традиций». Мы невероятно благодарны им за это партнерство.

В этом году впервые пройдут показы фильмов «Духа огня» в Москве. Для чего это делается? Стоит ли в следующем году ожидать притока столичных зрителей в Ханты-Мансийск?

В первую очередь, мы очень гордимся программой, долго работали как над ней, так и над организацией кинопоказов, и, соответственно, очень хотим, чтобы ее посмотрели как можно больше зрителей – ведь все делается в первую очередь для них. Это совсем не значит, что фестиваль смещает фокус с Ханты-Мансийска, ровно наоборот: «Дух огня» с рождения неразрывно связан со столицей Югры, и на кинематографической карте мира она давно стала одним из принципиальных фестивальных пунктов. Но распространять программы на другие города - это международная практика: сейчас кинофестиваль в Локарно проводит «Локарно в Лос-Анджелесе», организацией «эха» своих программ регулярно занимаются Роттердам и другие смотры поменьше.

Конечно же, фестивальную атмосферу - само настроение прекрасного города, возможность совместного просмотра с жителями Ханты-Мансийска - экспортировать невозможно. Как и огромное количество мероприятий фестиваля, составляющих его - можно сказать – душу: церемонии открытия и закрытия, которые лично ставит Сергей Александрович Соловьев, его спектакли, круглые столы и тому подобное. Но не сделать небольшую подборку фильмов для «эха» в Москве было бы неправильно. И мы будем очень рады, если столичные зрители так вдохновятся этими показами в Центре документального кино, что запланируют себе на следующий год поездку в Югру.

Что покажет «Дух огня»

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

боевик, военный фильм, драма, триллер
Великобритания, Нидерланды, США, Франция, 2017
комедия
Италия, 2014
комедия
Бельгия, Франция, Швейцария, 2017
детский фильм, приключения, семейное кино, сказка
Германия, 2017
боевик, триллер
Франция, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2016
все фильмы в прокате >>