Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Журналистские заметки из Выборга оптимизмом не отличаются: ключевые настроения кинокритиков – смерть, тлен, боль, и все как один констатируют наплыв в кино дилетантов, непрофессионализм, дурновкусие и полное пренебрежение к реальности. Но это все про игровое кино, в котором ближайшие два-три года глобальных перемен ждать не приходится. Вот, казалось бы, наступил звездный час для документалистов – есть фора, время для победного рывка, шанс переманить зрителей. Фестивальные отборщики сбиваются с ног, чтобы помочь, буквально звонят в колокольчик: «Время дока». Даже такой зрительский фестиваль как «Окно в Европу» приглашает много неигровых картин, и не только в традиционный конкурс - в программе "Копродукция", например, целых три фильма документальных.

Документальное кино в Выбоге в разы интереснее и питательнее, чем конкурсное игровое, но людей в зале по-прежнему преступно мало: малобюджетные сюжеты и герои из реальной жизни не прельщают, даже дурная выдумка кажется зрителям априори интереснее российской реальности. Вообще, это тема большого разговора, а пока давайте все-таки закончим обзор неигровой программы. Последние герои наших выборгских хроник - кардиохирурги, метеорологи, армянские музыканты и Герой России.


«Окно в Европу-2016»: Мое сердце замерло


*
Боль сердца

В этом году на «Окне» целых три работы о хирургах, и одна из них, «„Сердце“ 40 лет спустя», получила главный приз неигрового конкурса. Почти сорок лет тому назад на экраны вышел документальный фильм Леонида Гуревича и Лео Бакрадзе «Сердце» - черно-белая лента о советских кардиохирургах, в которой впервые на нашем экране врачи размышляли о цене человеческой жизни, говорили о своих переживаниях, вызванных смертью пациента, о несовершенстве нашей медицины, недостатке знаний и ответственности врачей. В нем было много невероятных шокирующих сцен, невозможных, казалось бы, для советского экрана – пациент умирает на хирурическом столе, во время операции разрывается аорта и забрызгивает лицо врача, медицинская сестра несет в морг завернутое в пеленку тело младенца, которого не смогли спасти хирурги...

Свой фильм «„Сердце“ 40 лет спустя» Евгений Голынкин посвятил учителю и другу Леониду Гуревичу, автору той картины. Съемки проходили в Российском научном центре хирургии (РНЦХ) им. Академика Б.И.Петровского, один из героев фильма «Сердце» Г.Э. Фальковский даже принял участие и в новой картине. Кроме него беседы о врачебной этике, смерти, нравственности велись с десятком других ведущих хирургов центра. Медицина шагнула далеко вперед в техническом плане, но проблемы, одолевающие врачей, остались прежними. Никаких гарантий не может дать хирург, ни про одну операцию не в состоянии сказать, чем она закончится – жизнью или смертью. Больные всегда спрашивают, каков шанс, а ответы расплывчатые. Возможно, именно эта непредсказуемость исхода позволяет кардиохирургам считать свою профессию овеянной ореолом романтики.

«Окно в Европу-2016»: Мое сердце замерло

Фильм, несмотря на техническую простоту и самые тривиальные художественные средства, получился, самое главное, честным. Таков автор фильма Евгений Голынкин, не умеющий соврать в кадре: во время выговора молодому сотруднику один из врачей спрашивает режиссера, включена ли камера? «Да», - честно отвечает Голынкин. «Так выключите ее», - требует врач. Не врут и сами врачи, и даже просят режиссера показать в фильме правду. И открыто говорят, например, о том, что у каждого хирурга есть свое кладбище. Веру во всемогущество докторов эта картина, конечно, подрывает. Ведь подсознательно хирургия – наша последняя надежда. Даже когда надеяться можно только на Бога.



*
Герой России

Герой картины «Личная фотохроника Анатолия Лебедя» - подполковник ВДВ, герой России, отслуживший 22 года в армии, прошедший пять войн, а погибший самым нелепым образом – в ДТП. Русский Рэмбо, если что – и отверткой в глаз может дать – образ настоящего русского воина, воевавшего за родину и презиравшего хамство. Фильм длится 54 минуты и состоит из глав с географическими названиями – горячими точками истории: «Афганистан», «Ташкент», «Югославия», «Чечня», «Грузия», а также хрониками гражданской жизни «Начальство», «Награды», «Друзья», «Враги», «Ранения», и складывается из интервью с Лебедем, воспоминаний жены, друзей-однополчан и, как понятно из названия, личной фотохроники.

Кто он на самом деле - человек мира, рассуждающий о миссии принуждения к миру или человек войны, которому не важно, где воевать, на родной земле или на чужой территории («Будешь об этом думать, забудешь о задачах»)? Гордость отечества или профессиональный убийца, разделяющий всех людей на своих и врагов, добровольно отправлявшийся во все военные заварушки? С точки зрения автора фильма Валерия Довбни, лауреата, между прочим, премии ФСБ, разумеется, герой. Вот только не дает покоя, что за прямым и насмешливым взглядом этого приятного и подтянутого человека – трупы и чеченских боевиков, и афганских бушменов, и грузинских солдат и прочих нехороших людей. На вопрос о Грузии «Как в вам люди относились?» смеется. «Нормально относились. Просто против нас вели информационную войну. Мы заходили в магазин, а они нам говорили “Не убивайте нас”». Действительно, нормальное такое отношение. Солдат не может позволить себе задаваться вопросами, не может сомневаться в своей правоте.

«Окно в Европу-2016»: Мое сердце замерло

Друзья Афганцы уже давно при более серьезных делах – в 90-е держали в Москве рынки, потом возглавляли разные комиссии, отрастили животы, стали ближе к власти, столь благосклонной к силовым структурам (в фотохронике присутствуют Сердюков, Медведев, Путин, Шаманов). Лебедь избегал должностей, отказывался. Он хотел воевать, видел себя только на войне. Погиб в 2012-ом, разбился на мотоцикле под Москвой. Если был бы жив, поехал бы в Донецк и в Сирию сейчас. Такие солдаты нужны родине.

Удивительно в этой работе следующее: первая версия картины была в 2014-ом размещена в свободном доступе на Ютуб под названием «Анатолий Лебедь. Досье русского Рэмбо», где и находится по сей день. Вторая версия, показанная на фестивале, тоже лежит на ютубе в свободном доступе. Она на 9 минут длинее, хотя найти отличия без специального пересматривания обеих версий в принципе невозможно. Довольно странно и ничем не объяснимо, что картина, которая два года лежит в интернете, оказалась в конкурсной программе фестиваля.


*
Кухня погоды

Неигровой конкурс завершил новый фильм Ивана Твердовского «Прогноз погоды» - визуально роскошная картина о полярных метеорологах в Арктике. Съемочная группа отправляется в ежегодный продовольственный рейд по арткическим метеостанциям вместе с экипажем судна «Михаил Сомов», от Архангельска до острова Врангеля. Для российских полярников это единственная связь с большой землей. Корабль и расположенный на нем вертолет доставляет на метеостанции продукты, топливо и оборудование, а кинематографисты наблюдают на жизнью людей в маленьких поселках с поэтическими названиями Певек, Валькаркай, Амбарчик... Северный ледовитый океан - не только кухня погоды. Здесь свои опасности, одна из которых - белые медведи, настоящие террористы, «кучей соберутся, помучают нас и расходятся». Убивать их нельзя. Доступные средства самозащиты - перцовый баллончик, собаки да вертолет. Корабельная вертушка Ми-8 поднимается в воздух, ловит по рации просьбу с земли «Отгоните медведей» и начинает теснить косолапых к морю, подальше от человеческого жилья. «Медведей нельзя убивать, а метеорологов можно, много слишком метеорологов развелось», - ворчат вахтовики. Сгрузив бочки с топливом и припасы, люди прощаются. «Корабельное время 9 часов 30 минут, приглашаем команду на завтрак, приятного аппетита», - говорит капитан. Корабль отправляется дальше. До следующей встречи с людьми несколько дней, а то и недель пути.

«Окно в Европу-2016»: Мое сердце замерло

К достоинствам картины отнесем, в первую очередь, нечеловеческую красоту каждого кадра, а во вторую - высокий технологический уровень фильма - не так часто в нашей стране производят аудиовизуально конкурентноспособное кино, снятое для большого экрана, в хорошем разрешении, с прекрасным звуком. Лично мне не достало содержания: возможно, оттого, что жизнь полярников скудна на события (и интриги). Если вы любите кино, насыщенное не только открыточными пейзажами, но и эмоционально напряженное - вы будете разочарованы. И, тем не менее, «Прогноз погоды» - прекрасный фильм о российском севере.



Город музыки

В конкурсе копродукции был показан неигровой фильм Татьяны Данильянц «Шесть музыкантов на фоне города» в конкурсе копродукции. Это красочная картина о шести культовых армянских музыкантах, композиторах и исполнителях, навсегда вписанных своим творчеством в судьбу Еревана, города, который, пройдя вместе со всеми испытания ХХ века, живет, подчиняясь своему ритму и своей музыке. Герои картины: многократный лауреат премии Грэмми Арто Тунчбояджян и человек, прославивший «голос» дудука на весь мир, Дживан Гаспарян; Лилит Пипоян, уникальная поэтесса, композитор и певица, работающая со средневековыми армянскими источниками и «гений джаза» Малхас; восходящая звезда, композитор, исполнитель музыки на таре, Микаэл Восканян и шансонье Форш, любимый армянами со всего мира, они, «гении места» Еревана, говорят и поют о любимом городе, являя его зримую красоту и скрытую боль.

«Окно в Европу-2016»: Мое сердце замерло

Истории жизни и творчества шести музыкантов и города дополняет ставшая редкой хроника 90-х годов, времени «блокады и темноты», драматического периода в истории страны, о котором за пределами Армении практически никто не знает. Город и его музыка становятся в фильме Татьяны Данильянц единым целым. Фильм «Шесть музыкантов на фоне города» показывает Ереван, не только как одну из неформальных «столиц» джаза, но и как один из самых музыкальных городов мира.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия, семейное кино
Франция, Швейцария, 2016
комедия, приключения, семейное кино
Канада, Южная Корея, 2016
драма, социальная драма
Россия, Бельгия, Германия, Франция, 2017
драма, социальная драма
США, 2017
научная фантастика, приключения
Испания, 2017
комедия
Франция, 2016
комедия
США, 2017
боевик, приключения, фэнтези
США, 2017
мистика, триллер, фильм ужасов, фэнтези
США, 2015
все фильмы в прокате >>