Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Неурожай в Год кино выглядит не случайностью, а закономерностью, но отчаиваться рано

Ангелы революции, фильм из конкурса Кинотавра 2015 года


На Депутатской улице есть заброшенный отель, чья изувечные глазницы глядят с укором разбитых стекол в белом свете фонарей как минимум третий год. За эти три года он не изменился (ну, кошек стало больше, стекол еще меньше), но из занятной локации для хоррора превратился в некий символ. Допустим, российского кино. В этом году на фестивале одним из коронных номеров было не только сокрушаться конкурсной программе, но и отыскивать в очередной картине образ России - женщина с хвостом, очень депрессивная питерская девушка, голый мужик, кустарными изобретениями причиняющий добро всей планете, - есть, где разгуляться.

Не надоедает вспоминать, что в 2014-м, где поперек тренда приз взяло «Испытание» Александра Котта, бал правили женщины-режиссеры, продемонстрировавшие, что лучше чувствуют время, что им есть, что сказать, а главное как - на уровне кожи, эмоционально, честно. Тогда все добродушно и оптимистично хихикали, мол, самое жесткое социальное кино снимается при поддержке Минкульта. Год спустя фильмы, открывавшиеся двуглавым орлом, чаще остальных вызывали недоумение. В 2016-м недоумение расползлось кляксой по всему списку участников, а орел мелькает все реже, чаще всего - перед очень сомнительными картинами (как и теми, которые получили поддержку Фонда кино).

Про контрольную культурную зачистку на уровне бюджета и поддержки понятно даже на уровне кухонной мудрости: озвученная документом о культурной политике работа велась в течение двух лет, и вот ее первые плоды (в прошлом году были вершки), помноженные на растерянность российских авторов, которым не утыкается в плечо рука бюджета, а оптимизм заменяет четкое представление о том, что же делать. Поэтому конкурс во всех смыслах показательный: «Кинотавр» дал панораму поля брани, где лоскуты земли отгрыз и откровенный телик («Врач», «После тебя»), и непритязательный копеечный сай-фай («Человек из будущего»), и потонувший в авторской стерильности триллер («Разбуди меня»), и четко выполненный плакат на остросоциальную тему («Ученик»).

Рекордно много дебютов (от Куценко до Бильжо), хватает многострадальных проектов: «Я умею вязать» три года монтировали-монтировали да не вымонтировали, «Рыба-мечта» мучительно искала финансирование, «Разбуди меня» от сценария Стемпковского до фильма Проценко тоже прошла длинный путь. Роковой 27-ой - если перекинуть мостик к стартовавшему параллельно футбольному Чемпионату Европы (14 фильмов конкурса - это вратарь, 10 полевых и трое на замену), - показал, как «травмировавшихся» или «не восстановившихся» топ-игроков отечественного кинопрома стараются заменить футболисты из Академии, а те, увы, не выстреливают. В прошлые годы главные фигуры-авторы Кинотавра-2016, Серебренников и Твердовский, оказывались среди равных, в этом - не в лучшей форме и не среди тех, кто своим мастерством и азартом может разжечь кинематографический огонь. Причины отчасти можно отыскать на проходившем по соседству Кинорынке: Хомерики и Мизгирев ушли в совсем большое кино, Сайфуллаева, Хлебников, Мещанинова и Попогребский снимают сериалы, Федорченко, Звягинцев и Местецкий просто медленно работают. Вдогонку отборщикам, конечно, летели обвинения, что какой-то фильм не взяли (чаще всего, почему-то в паре с местоимением «мой»), но «Кинотавр» уже не первый год доказывает, что если точечные ошибки могут быть, то системные - вряд ли.

Трудно быть богом

Возгласы о смерти кино в год кино все-таки преждевременны: хоронить основную команду по выступлению дубля или даже третьего состава слишком уж сомнительная затея, да и перенаправить эту мысль в чуть более позитивное русло несложно. Выборка фильмов, показанных на «Кинотавре» в год кино, крупным планом снимает - через запятую - мертворожденность официоза, всеобщую потерю вектора, трудности перевода истории на киноязык, которая от растерянности в том числе и возникает.

Новые имена, мягко говоря, не выстрелили: многочисленные киношколы то ли пока не оправдывают надежд, то ли это стихийный, системный сбой сознания, когда автор мечется между самостью и жанром, начинает что-то говорить, но быстро сваливается в бубнеж или нечленораздельные фразы. Да и уже известные режиссеры не взяли новых планок - тоже очень симптоматично, хотя главные имена отечественной индустрии последних лет зажглись тоже не то чтобы в окружении света звезд - откуда появилась вера в кинематографическую «красную машину» не очень понятно. В окруженный сомнительным пафосом Год кино полезно напомнить, что лицо кинематографа - это не установки свыше, а личности, способные вытащить на себе заветный проект. Чем-то похожим еще недавно объясняли трудности сериалостроения: нет системы, при которой можно производить сезон за сезоном, поэтому «Оттепель» или «Ликвидация» - это разовые подвиги, авторские рывки.

Вот и хорошее кино, думается, остается в плоскости подвига, на территории несправедливости, и награждение жанровой картины «Хороший мальчик», вслед за прошлогодним триумфом «Про любовь», неслучайно. Извечная конфронтация так называемого фестивального и зрительского кино зашла в тупик: что лучше, кино, которое похвалят критики, или кино, которое увидят многие? Сейчас избушка поворачивается к первым спиной, а авторы уже не стараются усидеть на двух стульях, все больше предпочитая мейнстрим. Этот процесс не вчера начался и не завтра кончится, но хочется верить, что все умрут, а выживут только любовники.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

боевик, военный фильм, драма, триллер
Великобритания, Нидерланды, США, Франция, 2017
комедия
Италия, 2014
комедия
Бельгия, Франция, Швейцария, 2017
детский фильм, приключения, семейное кино, сказка
Германия, 2017
боевик, триллер
Франция, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2016
все фильмы в прокате >>