Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Арт-хаус в кино >>

Калоши счастья

«Берцы» Екатерины Шагаловой

Журналист Сергей (Тимофей Каратаев) после разоблачающего важных шишек репортажа лишается работы на телевидении и погружается в домашнее адище быта. Экс-националист, поклонник Александра Башлачева и усталый правдоруб, он живет в небольшой захламленной квартирке вместе с матерью (Татьяна Лютаева), ее пока неокольцованной пассией (Алексей Барабаш) и младшей сестрой (Мария Антонова), которой из-за психического заболевания не стоит совершать ошибку и выходить на улицу. Сергей не торопится искать работу, пассивно рвет отношения с девушкой (Дарья Екамасова) и избивает потенциального насильника сестры, который оказывается невиновным и после примирительного употребления пары бутылок алкоголя дарит обидчику берцы. Те, если сказать им: «Веди, куда надо», доставят носителя в правильное место. Для Сергея судьбоносной локацией оказывается подземный переход, где он занимается сексом с незнакомкой (Ксения Лаврова-Глинка), как окажется позже - радиоведущей. Жизнь меж тем не налаживается, а движется к паре трагедий и одному удивительному перерождению.

«Берцы» Екатерины Шагаловой

«Берцы» Екатерины Шагаловой, режиссера «Однажды в провинции», первое время прикидываются густо замешанным социальным кино, но с появлением главных героев (берцев) идут ва-банк, обнаруживая абсолютно сказочную природу. Сергей-дурак истошно орет на обувь, та ведет его в новый омут неприятностей, по квартире разливается запах надвигающегося инцеста (сестра не скрывает чувств к брату, да и мать, именующая сына исключительно Серым, не очень понимает границы дозволенного), а герои с особым тщанием, как брат-даун короля Мидаса, превращают все, к чему прикасаются, в дерьмо. То, что «Берцы» - мрачная сказка о потерянном времени (поколении, стране - нужное подчеркнуть), кое-как объясняет лубочных персонажей, фантастические коленца сценария и сериальные диалоги, в которые удивительным образом закралось одно живое, современное слово (выбивающееся из словарного запаса картины – «овуляшка»).

«Берцы» Екатерины Шагаловой

Картина Шагаловой, как это бывает с неудачным социальным кино, не столько препарирует заявленные проблемы, сколько утрирует и ерничает, увлекается гротескным наслоением язв, подменяет избыточностью незнание фактуры. В «Берцах» можно увидеть самое неправдоподобное за историю российского кино изображение телерепортажа, сумбурный ремейк знаменитой сцены из «Необратимости» Гаспара Ноэ и целую галерею более или менее тусклых персонажей - от спящего в одном ботинке главного героя до влюбленной хабалки в исполнении Екамасовой (впрочем, есть в картине и очень органичный персонаж Барабаша - мягкий мужчина, который мирится с разбродом в семье возлюбленной). Берцы, как сотовый в «Чертовом мобильнике» - современной французской сказке о том, что нужно бояться своих желаний, - последовательно портят жизнь сменяющихся хозяев и их близких. Один буквально впадает в детство, другой становится бомжом. А выход из порочного круга наследственных травм и перверсий сокрыт в институте брака, где муж - во дворе, а жена - у плиты. Не случайно мать Сергея, словно заведенная, повторяет мудрую мысль о том, как меняется жизнь с рождением ребенка. Это, а не демонические сапоги-судьбоходы, в вывернутом наизнанку мире «Берцев» и является настоящим чудом.

«Берцы» Екатерины Шагаловой

Казалось бы, нравоучения в кино давно стали вотчиной размашистых и безмозглых блокбастеров, нишевых драм (преимущественно для девочек и/или подростков) или отправившихся в крутое пике больших режиссеров. Фильм Шагаловой, рассказывающий о том, что миру достаточно чудес, а нужно немного строгости, в эти координаты не вписывается, зато задевает несвежий, но последнее время часто обсуждаемый тренд, когда режиссеру схематичные персонажи и самому не очень-то интересны. Не случайно в «Берцах» сочная работа художника-постановщика затмевает старания всей остальной съемочной группы: люди существуют, но существуют неправильно, бесконтрольно, эгоцентрично, и если их переставить – то будет счастье.

«Берцы» в прокате с 12 февраля.

«Берцы» Екатерины Шагаловой

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 4
её-косы-нагадали-на-меня (где-то)   22.04.2015 - 22:42
Вот реально прошибло. Тут тоже пихну этот пост. Один замечательный япошка, работающий в анимэ индустрии, сказал, что произведения не нужно обсуждать – их нужно просто хавать. Так вот, пока я жрал этот... читать далее>>
№ 3
Владимир Тимирязев (Москва)   15.02.2015 - 11:13
Очень живописный фильм, в гротескной форме изображена вся суть нашего беспривязного бытия, что придаёт идее фильма ещё больше убедительности и сопереживания. В судьбе Светы, отвергнутой возлюбленной героя... читать далее>>
№ 2
anb28 (Москва)   10.02.2015 - 14:11
отличное кино. Был на втором пред.показе. Ренессанс Лютаевой превратит её в мейнстрим, в стольких проектах снимается. Барабаш не переставляет удивлять. Соглашусь с автором, картинка не просто сочная,... читать далее>>
№ 1
Илис (Ишим)   10.02.2015 - 10:10
Очень ждем-с!Даёшь ремейк "Пощёчины общественному вкусу"! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

музыкальный фильм, приключения, семейное кино
Китай, США, 2015
биография, драма, музыкальный фильм
Франция, Италия, 2016
исторический фильм, комедия
Бельгия, Германия, Люксембург, 2017
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2017
военный фильм, детектив
Россия, 2017
мистика, приключения, фэнтези
Россия, 2016
детский фильм, комедия
Россия, 2017
боевик, комедия, научная фантастика
Испания, Канада, 2016
приключения, сказка
Украина, Андорра, 2016
драма, исторический фильм, триллер
Испания, США, 2016
боевик, драма, криминальный фильм
Великобритания, Франция, 2016
комедия
США, 2017
все фильмы в прокате >>