Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Татьяна Самойлова

Татьяна Самойлова (Tatyana Samoilowa) фотографии

Самойлова Татьяна Евгеньевна

Tatyana Samoilowa

Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965).
Народная артистка России (10.06.1992).

4 мая 1934, Ленинград, РСФСР, СССР — 4 мая 2014, Москва, Россия.

Дочь актёра Евгения Валериановича Самойлова (1912-2006) и инженера Зинаиды Ильиничны Левиной (1914-1995).
В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву.

В школьные годы Татьяна занималась балетом. Окончила
балетную студию при МАМТ имени К.С. Станиславского и В.И.
Немировича-Данченко, и её даже приглашала учиться в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее. Татьяна, воспитанная на фильмах и спектаклях отца, всегда хотела стать только актрисой.

В 1953 году поступила в Театральное училище им. Б.В. Щукина,
где училась до 1956 года.

В 1957 году снялась у Михаила Калатозова в фильме «Летят журавли».
Фильм принёс актрисе всесоюзную известность и стал её лучшей
киноработой.

В 1959 году окончила Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского.

В 1958-1959 годах — актриса Театра им. Вл. Маяковского.
В 1959-1960 годах — актриса Театра им. Евг. Вахтангова.
В 1967-1992 годах работала в Театре-студии киноактёра, затем в Театре современной пьесы.

В 1990 году была почётным гостем 43-го Каннского кинофестиваля, где ей присудили специальную премию за творческий вклад в искусство кино.

Имя Татьяны Самойловой внесено в список лучших актрис XX века.
Отпечаток ладони навечно запечатлён на звёздной набережной Круазет в Каннах. В Париже её именем названа аллея роз.

В день своего 80-летнего юбилея, 4 мая 2014 года, актриса была
госпитализирована в отделение реанимации Боткинской больницы в тяжёлом состоянии с ишемической болезнью сердца и гипертонией. Скончалась в тот же день в 23:30 по московскому времени.
Прощание с Татьяной Самойловой прошло 7 мая в Доме кино, похоронили актрису в тот же день на Новодевичьем кладбище столицы (участок № 5).
театральные работы
Дипломные спектакли:
"Маша - "Живой труп", Л.Толстой
"Сверчок на печи", Ч.Диккенс

Театр Маяковского:
Лиля Брегман – "Дальняя дорога" А.Н. Арбузов (постановка Е.И. Зотовой)

Театр "Современник":

Таня - "Вечно живые", В. Розов

Театр-студия киноактера:
Таня – "Таня" А.Н. Арбузов (постановка А. Полякова)
Госпожа де Реналь – "Красное и чёрное" А. Стендаль (постановка С.А. Герасимова) – (не сыграла)
Катерина – "Гроза" А.Н.Островский (постановка Г.Л. Рошаля и В.П. Строевой)
“Легенда” – “Жизнь моя – кинематограф” (постановка В.С. Спесивцева)

Московский Литературно-драматический театр ВТО:
Моноспектакль по стихам Вероники Тушновой

Музыкальный театр п/р Г. Чихачёва:
Екатерина II – “Великая любовь Екатерины Великой” (За зеркалом) Е. Гремина (постановка Г. Чихачёва)
призы и награды
1957 - Премия жюри XI Каннского фестиваля (1958) "Апельсиновое дерево" как "Самой скромной и очаровательной актрисе"(Франция) — за фильм "Летят журавли".
1959 - Étoile de Cristal (Франция) - лучшая актриса
1958 - Премия МКФ "Юсси / Jussi", Финляндия - лучшая иностранная актриса (фильм "Летят журавли")
Премия Ассоциации немецких кинокритиков, 1959, ФРГ - лучшая актриса (фильм "Летят журавли")
1990 - Специальная премия за вклад в киноискусство на МКФ в Каннах, Франция
2002 - Лауреат премии Национальной академии кинематографических наук "Золотой Орел", Россия.
2007 - Специальный приз МКФ в Москве, Россия - за выдающийся вклад в мировой кинематограф.
Орден "Знак Почёта".
Орден Почёта (30 апреля 2009).

последнее обновление информации: 04.05.17

Вечно живые. Ушла Татьяна Самойлова, советская звезда, которую помнит мир

Народная артистка Татьяна Самойлова - одна из трагедий нашего кино. Трагедий этих тьмы, и тьмы, и тьмы, и они уже породили очень много невидимых миру слез.

Первая красавица курса, девушка с экзотичной внешностью, с невероятными раскосыми глазами, полная молодого оптимизма и энергии, уверенная в своем будущем. Она была счастливым ребенком: отец - знаменитейший Евгений Самойлов, кумир театра и кино, идол всех женщин Советского Союза. Она училась танцу, на нее обратила внимание сама Майя Плисецкая. Но Самойлова предпочла драму и пошла учиться в легендарную "Щуку" - училище имени Щукина, откуда вышло много великих вахтанговцев, включая Василия Ланового - ее первую любовь и первого супруга. Красота окружала ее: красавец-отец, красавец-муж, и сама красавица, от которой вскоре будет неметь сам Пабло Пикассо.

Экзотическую девушку пригласили на первую в ее жизни кинороль - конечно, экзотическую: в фильме "Мексиканец" с красавцем Олегом Стриженовым в главной роли. Даже успех был красивым и экзотическим: зрители воспринимали фильм как картинку из недоступной заграничной жизни - в одном ряду с "Человеком-амфибией".
И сразу - уже триумф, причем громкий, всемирный: Самойлова сыграла Веронику в фильме Михаила Калатозова "Летят журавли" и стала суперзвездой. Ей стоя рукоплескал зал Каннского фестиваля, фильм получил единственную в нашей истории Золотую пальмовую ветвь, а его главная звезда - приз жюри. С формулировкой "Самой скромной и очаровательной актрисе".

Тогда ее узнала вся планета. Ее лицо мелькало на обложках мировых журналов в одном ряду с самыми популярными знаменитостями. С ней мечтал сняться Жерар Филип. Пикассо сулил ей звездную жизнь. Эта советская звезда была не только красива - она обладала той актерской искренностью, которая пленяла сразу и навсегда. Ее раскосые глаза обещали талант, границы которого были еще никому не известны. Этот триумф мог стать поворотным пунктом в ее судьбе: ее готовы были снимать крупнейшие кинокомпании, на нее сыпались лестные предложения. Но она была представительницей великого СССР, и советские официальные органы отклоняли любые западные контракты: "Самойлова очень занята!".
А она не была занята. Девушка с экзотическим разрезом глаз вряд ли могла играть типичную комсомольскую активистку в типичном советском кино; режиссеры ею восхищались, но в своих фильмах ее "не видели". Да и успех картины "Летят журавли" в глазах партийных функционеров был сомнительным: "воспевание" девушки, не дождавшейся жениха-фронтовика, приравнивалось к пропаганде проституции. И Запад, наверное, не случайно клюнул на этот порочащий Россию фильм, а что мило врагу, то враждебно родине. Вот примерно так рассуждала политизированная критика, и актрису, у ног которой лежал "весь Париж", у нас снимать не очень торопились. Ее снял, в память о недавнем триумфе, Калатозов в "Неотправленном письме". Потом каннскую звезду пригласил венгерский режиссер Михай Семеш на роль советской разведчицы в шпионском триллере "Альба Регия" (ее партнером там был кумир венгерского кино Миклош Габор). Потом итальянский классик Джузеппе Де Сантис снял ее в роли коллаборационистки Сони в фильме из времен Второй мировой "Они шли на Восток". Но все это уже не шло ни в какое сравнение с ее первым и главным успехом. Звездный путь прервался на взлете просто потому, что любая звездность казалась подозрительно "не нашей": с ней просто не знали, что делать. И вспоминали о Самойловой, как вы заметили, в основном заграничные режиссеры.
Но вот неожиданно вспомнил режиссер наш, и к тому же классик: Александр Зархи доверил экзотической красавице роль самой Анны Карениной. В этом фильме Самойлова снова встретилась с Майей Плисецкой, сыгравшей Бетси Тверскую. Советская "Анна Каренина" тоже была приглашена на Каннский фестиваль, который всегда любил возвращаться к своим прежним фаворитам и теперь нетерпеливо ждал новой встречи с Татьяной Самойловой. Но не дождался: Франция была в огне студенческих волнений, и в знак солидарности с молодежью революционно настроенные зачинатели французской "новой волны" не дали открыть фестивальный занавес, а жюри сложило полномочия. Каннская премьера фильма не состоялась, новый триумф Самойловой - тоже. В России же картину приняли, как всегда, кисло-сладкими усмешками: в глазах миллионов Анна Каренина не должна обладать столь вызывающей экзотической красотой.

Так вторая по-настоящему звездная роль Татьяны Самойловой не то чтобы не состоялась, но была как бы придушена - сначала судьбой-индейкой в Канне, потом вечной хмурой бдительностью у себя дома.

И потянулись годы бездействия. Актрисе перепадали незначительные роли в фильмах, которые забывались уже в год выхода. Семейная жизнь тоже стала нестабильной: уходили мужья, приходили новые, в итоге безработная актриса осталась в полном одиночестве. В ресторане Московского Дома кино, который тогда славился своей атмосферой дружественности и скромными ценами, часто могли видеть молчаливую женщину, которая сидела, как правило, за столиком у окна совершенно одна - в ней с трудом узнавали блестящую красавицу с каннских подмостков, а если узнавали, то опасались потревожить бестактностью. Самойлова приходила туда столоваться, ее знали официантки и подкладывали ей вкусные кусочки, делали порции чуть побольше. Возможно, она приходила не только поесть, но и чтобы ее кто-нибудь вспомнил, подошел, поговорил с ней. Потом ее перестали видеть и там.
В 2008 году, спустя почти полвека после каннского триумфа, о забытой звезде вспомнил молодой режиссер Игорь Волошин и снял в эпизоде своего фильма "Нирвана". Эпизод был прекрасен, эксцентричен, ярок, 74-летняя актриса там блеснула новой гранью своего таланта, еще неведомой: трагикомедийной. Но на Берлинском фестивале, где состоялась премьера, и Самойловой уже не было, и зрители на экране ее не узнали: в кино слава и приходит и уходит очень быстро.

Одиночество, забвение, ощущение ненужности и традиционная для наших былых суперзвезд нищета делали свое дело. Самойлова много болела, питалась скудно, и были случаи, когда она исчезала из дома, и спустя несколько дней ее находили где-нибудь в больнице, где пожилые врачи могли только ахать, признав в старой молчаливой женщине экранную красавицу, освещавшую их юность. А молодые, скорее всего, уже и не знали, кому ставят капельницу.

Это, увы, типичная для нашего кино судьба. Пока человек нужен и приносит отечественному искусству мировую славу, его терпят. А потом бросают и забывают до некролога. Актерские гонорары советской поры не позволяли накопить на обеспеченную старость, и уж тем более речи не могло быть о своем бизнесе, который обычно кормит угасшие западные светила. И только редкие телевизионные всхлипы о трагических судьбах потерянных по дороге звезд нарушают могильную тишину вокруг них, еще живых. Но и эти отдельные всхлипы - дань не милосердию как закону жизни, а спорадическим поискам сенсации.

Сейчас о Татьяне Самойловой как раз готовились вспомнить: в канун ухода ей исполнилось восемьдесят. И был уже объявлен вечер в Доме кино. Звезда Канна должна была явиться своим былым почитателям приодетой, ей говорили бы ласковые слова, ей снова должны были перепасть кусочки любви и счастья.

Теперь будет вечер прощания навсегда. И ласковые слова Татьяна Самойлова уже не услышит. Останется ее ладошка, оттиснутая на Аллее звезд во французском Канне. Уникальная ладошка - по-моему, единственная, оставленная там звездой из России.

Валерий Кичин

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 512
Семруч (Ленинград)   10.07.2017 - 09:29
Ну поменяйте ради бога фотографию в российских актерах. Это жуть какая-то. читать далее>>
№ 511
Волкова Наталья (Красноярск)   10.07.2017 - 07:07
... . "Неотправленное письмо". Роль -Таня, геолог. читать далее>>
№ 510
Любовь Р   9.07.2017 - 23:04
... С этим я вроде не спорила . Лучшая роль Вероника .Как раз та милая девочка . И еще помню в фильме "Неотправленное письмо " вроде . читать далее>>
№ 509
Волкова Наталья (Красноярск)   9.07.2017 - 21:17
... А разве речь идет о внешности? читать далее>>
№ 508
Ю.А.Виноградов   9.07.2017 - 21:08
... Интересно, что же в ней выдающегося? Обычная, миловидная и только. читать далее>>

Татьяна Самойлова: пресс-центр >>

Все статьи пресс-центра >>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники