Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Капиталина Лазаренко

Капиталина Лазаренко (Шаманова) биография
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Обсуждение

Лазаренко Капиталина Андреевна

Шаманова

13 февраля 1925, село Танеевка, Самарская губерния, РСФСР, СССР — 7 января 2007, Москва, РФ

Заслуженная артистка РСФСР (20.07.1976).
Народная артистка России (12.09.1994).

При регистрации рождения получила имя в честь главного труда Карла Маркса — «Капитал».
Окончила музыкальную школу в Махачкале (1943). Начала петь в Махачкале в полупрофессиональной эстрадной бригаде в 1941 году, главным образом в госпиталях, участвовала в самодеятельности Дворца культуры рыбаков, пела перед сеансами в кинотеатрах всё: и оперные партии, и арии из популярных оперетт, и песни советских композиторов.
Позже её пригласили в хор Дагестанского радиокомитета, где она впервые и получила свою трудовую книжку.
С 1945 года - солистка эстрадного Литовского джаз-оркестра, приехала с ним в Москву (Вильнюс был в немецкой оккупации).
Огромная загруженность выступлениями не помешала Капиталине продолжить музыкальное образование в Гнесинском училище.
С 1946 года, как солистка ВГКО (позднее Москонцерта) - в концертной группе А. Вернера, участвовала в больших программах «Когда зажигают огни» и других. Они с успехом шли на гастролях в Одессе, Тбилиси, Ленинграде.
Первую свою запись на пластинку сделала с оркестром Леонида Утёсова, в котором стала солисткой в 1956 году. Затем стала солисткой Эстрадного оркестра под управлением Эдди Рознера, где она работала вместе с Ниной Дордой.
С 1965 года - солистка эстрады, выступала в сборных и с сольными концертами. Начинала с веселых, зажигательных, танцевальных песен: «Чико-чико», «Беса ме мучо», «Гитана», «Танцевать так танцевать» и другие, также стала исполнять гражданские, патриотические, антивоенные песни: «Россия — Родина моя» В. Мурадели, «Заздравная» И. Дунаевского, «Письмо в Запорожье» Е. Жарковского, «Вернись на Волгу» П. Аедоницкого, «Могила неизвестного солдата» А. Двоскина и другие.
Продолжала выступать и в 90-е годы, голос ее звучал по-прежнему молодо и сильно. В сольных концертах пела «Снег седины» Г. Пономаренко, «Посвящение Шукшину» Е. Птичкина «Погадай мне, кукушка» В. Темнова, «Седина» М. Табачникова, а также русские городские романсы: «Снова пою», «Две гитары», романсы Б. Прозоровского и другие. Гастролировала в США.

Похоронена на 28 участке Пятницкого кладбища.

последнее обновление информации: 30.05.20
Лет десять назад, на одном из концертов Капиталины Лазаренко я взял у нее интервью. Она рассказала о своей жизни: «...Махачкала, сорок третий год... Я окончила музыкальную школу и участвовала в самодеятельности Дворца культуры рыбаков. Параллельно прирабатывала в кинотеатрах — пела перед сеансами. Время было тяжелое — война. Пела все подряд: и оперные партии, и арии из популярных оперетт, и песни советских композиторов. Потом меня пригласили в хор Дагестанского радиокомитета, там я впервые и получила свою трудовую книжку».

— «Я видел старую афишу, там вы значились как Кити Шимановская».
— «Да, было такое. Приехал в Махачкалу Литовский джаз, и музыканты пригласили меня на репетицию. Попросили спеть что-нибудь. Кончилось тем, что я бросила Махачкалу и поехала с ними работать. Приехали в Москву, музыканты своего дома еще не имели — Вильнюс у немцев был. Стали работать. И дали они мне псевдоним: вместо Капиталины — Кити, вместо Шамановой, моей девичьей фамилии — Шимановская...»

— «В Москве, наверное, трудно пришлось поначалу?»
— «Не сладко. Учебу в Гнесинском училище приходилось совмещать с работой. Приютила меня солистка этого же джаза Эсфирь Ласкина. Вот кто по-настоящему помог мне в жизни — она и кров дала, и петь учила, и мастерам эстрады меня показала. Мы тогда выступали в зале им. Чайковского. Неудобно говорить, но был успех. Слухи дошли до начальства, и на один из моих концертов пришла дирекция ВГКО. Тогда еще Всероссийское гастрольно-концертное объединение было, и его руководители ходили на концерты.

Потом меня пригласили в концертную группу Александра Николаевича Вернера. Я у него многому научилась. Артист он был, конечно, феноменальный. Он ставил искрометные программы: «Когда зажигаются огни», « Не в бровь, а в глаз», с которыми мы ездили в Одессу, Тбилиси, Ленинград и везде имели успех, вот тогда я и получила признание публики...» Мой муж был кадровый военный, прошел путь от рядового до генерала. Воевал, был контужен, но, к счастью, вернулся живой. А ведь многим война принесла невосполнимое горе. И я просто не мыслю своего репертуара без песен времен Великой Отечественной. Иногда мне говорили: «Капа, зачем тебе это нужно? Выходит красивая женщина и начинает петь о войне. Зачем это? У тебя другой жанр». А я не могу не петь об этом, о верности ушедшим...»
Во втором отделении того концерта Капиталина Лазаренко исполняла лучшие песни своего репертуара, старинные романсы... Как давно все это было: «Гитана», «Караваньера», «Вишневый сад», «Чико-чико», «Бесаме мучо». «Мою любовь» она бисировала. Ах, как она пела эту румбу! Сколько динамики, страсти, темперамента! Не зря равнодушные к европейской эстраде американцы в свое время выпустили с этими и другими песнями целый «гигант» под весьма лаконичным названием «Поет Капа!»

А первую свою запись на пластинку она сделала с оркестром п/у Л. Утесова. «Помню, выступала в ЦДРИ, и на концерте присутствовал Леонид Осипович Утесов. Я пришла расстроенная за кулисы оттого, что плохо пела. И вдруг слышу голос с сипотцой: «Где же здесь Капочка Лазаренко?» — «Вон там она, за ширмой сидит». А я просто плачу — так ужасно расстроена. Он подошел и ласково тронул за плечо: «Деточка, как вы хорошо пели. Идите ко мне работать».

Именно в концертных программах Государственного эстрадного оркестра РСФСР п/у Л.О. Утесова произошло становление Лазаренко как певицы. Прав был Евгений Петросян, когда говорил: «Школа Утесова не могла не сказаться на дальнейшей творческой судьбе его учеников, и именно Утесов сумел придать природному дарованию Капитолины Лазаренко четкие формы Мастерства. Мастерства с большой буквы».

Борис Савченко

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 7
Вайра   25.02.2017 - 11:35
Конечно. Не от слова капитал, а от слова капитолий (Capitolium), один из 7 холмов ДР. читать далее>>
№ 6
Tanusha Baranova (Khabarovsk)   15.02.2017 - 18:04
Зачем наводить тень на плетень: придумывать, что в 1925 г. в Херсоне молодые родители только и думали о Карле Марксе и его труде "Капитал", поэтому и назвали так дочь. Имя Капитолина латинского... читать далее>>
№ 5
Лидия Воробьева   31.12.2015 - 18:15
До сих пор помню её очаровательный голос. А сейчас её почему-то совсем забыли. А жаль... читать далее>>
№ 4
Юра00 (Москва)   30.06.2014 - 15:23
Да, это бывает: В дни долгих разлук Голоса телеграмм и звонков напоминают Вам дальних подруг. "Нет, так не бывает" ( Аркадий Островский - Инна Кашежева). Спасибо! http://www.sovmusic.ru/sam_download.php?fname=s12913 читать далее>>
№ 3
Дмитрий Терентьев (г. Железнодорожный)   8.09.2011 - 23:08
См. сайт "общество некрополистов". читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram