Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Константин Параконьев

Параконьев Константин Иосифович

8 сентября 1920, село Владимировка, Елисаветградский уезд, УССР — 22 марта 1987, Запорожье, УССР, СССР.

Родился в семье учителя. Правда, на ниве просвещения Иосиф Параконь работал недолго, по неизвестным причинам он принял духовный сан и стал священником
Священника Параконя в 1937 году репрессировали и сослали на Соловки, где в том же году он был расстрелян. Но о судьбе отца Константин Иосифович до самой смерти так ничего и не узнает. Лишь бы уберечь сына от возможных осложнений, мать отдала маленького Костю родственникам в Зиновьевск. Закончив с отличием школу, юноша, фамилию которого заменили на Параконьев, подался в Киевский институт театрального искусства. Своё "поповское" происхождение пришлось припрятать.
После института Константин Параконьев попросился на сцену театра родного города, в стенах которого ещё были слышны голоса корифеев, а среди зрителей были такие, кто видел игру Кропивницкого, Карпенко-Карого, Заньковецкой. Не успел молодой актёр прижиться в Кировограде, как в город вошли немцы. Предвидев оккупацию, руководство области тщательно составляло списки эвакуируемых промышленных предприятий, учреждений науки и культуры, даже отдельных лиц. Театр в этот список попадал, но с ограниченным количеством работников. Вчерашнего выпускника театрального института Параконьева в него не включили. А жить надо было. Театр оккупанты не закрывали, лишь контролировали репертуар. Параконьев дебютировал в октябре 1942 года в роли Халявы в спектакле Марка Кропивницкого "Вий". Эта роль станет одной из ведущих в артистической деятельности великого актёра. К ней он возвращался не раз.
Однако развернуть свой могучий талант артисту было не просто. После войны его открыто не преследовали: спасало то, что не по своей воле Параконьев остался на оккупированной территории. Но никогда "сотрудничества" с немцами не забывали. Ещё с молодых лет Константин Иосифович проявил себя, как талантливый режиссёр. Он мечтал о режиссуре, видел отдельные произведения в своей постановке. Но его к режиссёрскому пульту не допускали — непременно находился человек, который напоминал "кому надо" об оккупационных годах. Тем более, Параконьев не был членом КПСС. Константину Иосифовичу поручали небольшие, большей частью эпизодические роли. И и в них актёр достигал вершин. Так было в драме "Тарас Бульба" (по Гоголю). Премьера спектакля состоялась в марте 1951 года. В нём Параконьеву доверили небольшую роль Кобзаря. Летом театр выехал на гастроли в Вологду.
С этого спектакля началось творческое содружество двух выдающихся художников — Константина Параконьева и Михаила Донца. В 1960 году они поставили драму Михаила Старицкого "Маруся Богуславка". Режиссёр поручил сложную роль Хана Гирея Константину Иосифовичу. Успех спектакля был впечатляющим.
Вообще 1960-е гоыа были чрезвычайно плодотворными в творческой биографии артиста. Кроме актёрской работы Параконьев поставил несколько спектаклей, в частности "Мартына Борулю" Карпенко-Карого, популярные тогда произведения — "Сержант милиции" И.Лазутина, "Каса маре" И.Друце, "Человек со звезды" К.Ветлингера. Актёра и режиссёра представили к присуждению звания заслуженного артиста республики. Но не успели документы дойти до Киева, как в столицу полетел … донос. "Кто-то" напомнил об оккупации, "службе на немцев". Несмотря на моральную травму, актёр плодотворно работает, создает блестящие образы Фёдора Протасова ("Живой труп" Л.Н.Толстого), Сатина ("На дне" А.М.Горького) и прочие. Следует отметить, что в те годы репертуар театра составлялся в основном из пьес русской и зарубежной классики, украинскую представляли преимущественно произведения А.Корнейчука. Учитывая высокое мастерство художника, его огромную популярность у зрителя, руководство театра вторично представляет Параконьєва к присуждению звания Заслуженного артиста. Но… снова донос, снова отказ. В конце концов актёру надоели подобные подлые обвинения и он в 1967 году оставляет Кировоград и переезжает работать в Запорожский украинский музыкально-драматический театр им. Щорса. Через три года Параконьев создает неповторимый образ Ярослава Мудрого в одноимённой пьесе И.Кочерги. Это была вершина его актёрского таланта.
За выполнение роли Ярослава Мудрого Константин Иосифович Параконьев первый среди актёров украинского театра получил Государственную премию УССР им. Т.Г. Шевченко в 1970 году. А ещё через девять лет (1979) ему в конце концов присвоили звание Народного артиста Украинской ССР. Пусть хоть с опозданием, но заслуженная награда стала достойным признанием оригинального таланта в самом деле народного артиста, деятеля искусств разностороннего дарования. Как режиссёр он поставил десяток спектаклей, в нескольких из них выступал как художник. Актёр очаровывал зрителей заметным телосложением — был он высокого роста, стройный, обладал великолепным баритоном, хорошо танцевал. Таким его помнят те, кому посчастливилось видеть артиста в жизни и на сцене.

Народный артист Украины (1979).

Похоронен в Запорожье.
призы и награды
Лауреат Государственной премии Украины имени Т.Г. Шевченко (1970).

последнее обновление информации: 30.12.22

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Сергей Казнадий (Торонто, Канада)   9.09.2013 - 00:44
Дорогой вебмастер! Даты жизни Константина Параконьева на Вашем сайте надо исправить, он родился 8 (восьмого) сентября 1920 года, а умер 22 (двадцать второго) марта 1987 г. Подтверждение этим датам... читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен