Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Елена Гоголева

Елена Гоголева фотографии
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Театры
Малый театр 1918 - 1993
Фронтовой театр
Фотоальбом
Обсуждение
Елена Гоголева: смотреть фильмы онлайн
Елена Гоголева:
смотреть фильмы онлайн

Гоголева Елена Николаевна

Родилась 25 марта (07 апреля) 1900 года в Москве, в семье армейского офицера Николая Гоголева. Мать — провинциальная актриса.
В 1916 году окончила Александро-Мариинский институт и поступила на драматическое отделение Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.
В 1918 году дебютировала на сцене Малого театра в роли Джессики («Венецианский купец») и была принята в труппу. Член ВКП(б) с 1948 года. Была председателем военно-шефской комиссии Малого театра и Центральной военно-шефской комиссии.

Народная артистка РСФСР (1937).
Народная артистка СССР (1949).

Ушла из жизни – 15 ноября 1993 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище (12 уч.).
театральные работы
Сезон 1918/19 г
Джессика — «Венецианский купец» В. Шекспира,
в эпизоде — «Посадник» А. К. Толстого,
Татьяна — «Старик» М. Горького,
Хрозотемида — «Электра» Г. фон Гофмансталя.

Сезон 1919/20 г.
Софья — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Сезон 1920/21 г.
Керубино — «Женитьба Фигаро» П.О. Бомарше.
Дуня — «Холопы» П. П. Гнедича.

Сезон 1921/22 г.
Агата — «Пути к славе» Э. Скриба,
Мери Факенберг — «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского.

Сезон 1922/23 г.
Дездемона — «Отелло» В. Шекспира,
Весна «Снегурочка» A. Н. Островского.

Сезон 1923/24 г.
Юлия — «Медвежья свадьба» А В. Луначарского,
Христина — «Железная стена» Б. К Рынды-Алексеева.

Сезон 1924/25 г.
Елена — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева,
Джулия — «Заговор Фиеско» Ф. Шиллера,
Клерхен — «Сто лет Малого театра» И. С. Платона,
Елецкая — «Нахлебник» И. С. Тургенева,
Полина — «Доходное место» А. Н. Островского,
Лоретта — «Иван Козырь и Татьяна Русских» Д. П. Смолина,
Клара — «Вечерняя заря» Ф. А. Бейерлейна,
Герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба,
Аксюша — «Лес» А. Н. Островского.
Олена — «Воевода» А. Н. Островского.

Сезон 1925/26 г.
Прасковья Антоновна — «Аракчеевщина» И. С. Платона,
Эсмеральда — «Собор Парижской богоматери» Н. А. Крашенинникова (по B. Гюго),
Эсфирь — «За океаном» Я. М. Гордина,
Ильтани — «Загмук» А. Г. Глебова.

1926/27 г.
Панова — «Любовь Яровая» К. А. Тренева.

Сезон 1927/28 г.
Валентина Александровна — «Гусары и голуби» В. О. Волькенштейна.
Матильда — «Пока они сражались» Б. А. Вакса и Э. Э. Маттерна.

Сезон 1928/29 г
Альбина — «Альбина Мегурская» Н. Н. Шаповаленко,
Гнеда — «Жена» К. А. Тренева.

Сезон 1929/30 г.
Вера — «Растеряева улица» М. С. Нарокова (по Г. И. Успенскому).

Сезон 1930/31 г
Краевская — «Смена героев» Б. С. Ромашова.

Сезон 1931/32 г.
Любовь Васильевна — «В дальней фактории» Н. Н. Шаповаленко.

Сезон 1932/33 г.
Эболи — «Дон Карлос» Ф Шиллера.
Лидия — «Бешеные деньги» А. Н. Островского.

Сезон 1933/34 г.
Башилова — «Бойцы» Б. С. Ромашова.

Сезон 1934/35 г.
Глафира — «Волки и овцы» А. Н. Островского,
Наталка Рогоз — «Соло на флейте» И. К. Микитенко.

Сезон 1936/37 г.
Марина Мнишек — «Борис Годунов» А. С. Пушкина.
Леди Мильфорд — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

Сезон 1937/38 г.
Елизавета — «На берегу Невы» К А. Тренева

Сезон 1939/40 г.
Коринкина — «Без вины виноватые» А. Н. Островского,
Юдифь — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова

Сезон 1940/41 г.
Монахова — «Варвары» М. Горького

Сезон 1942/43 г.
Ольга — «Нашествие» Л. М. Леонова

Сезон 1944/45 г.
Марья Темрюковна — «Иван Грозный» А. Н. Толстого

Сезон 1946/47 г.
Ольга — «Нашествие» Л. М. Леонова,
Горелова — «За тех, кто в море!» Б. А Лавренева,
Лаврова — «Великая сила» Б. С. Ромашова.

Сезон 1947/48 г.
Вишневская — «Доходное место» А. Н. Островского

Сезон 1948/49 г.
Полозова — «Московский характер» А. В Софронова,
Ганна Лихта — «Заговор обреченных» Н. Е Вирты.

Сезон 1949/50 г.
Воронцова — «Наш современник» («А. С. Пушкин») К. Г. Паустовского.

Сезон 1950/51 г.
Кручинина — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.

Сезон 1952/53 г.
Абрамова — «Северные зори» Н. Н. Никитина,
Герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба

Сезон 1953/54 г.
Мэри — «Шакалы» А. М. Якобсона,
Графиня-внучка — «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Сезон 1954/55 г.
Падолист — «Крылья» А. Е. Корнейчука..

Сезон 1955/56 г.
Леди Макбет — «Макбет» В. Шекспира

Сезон 1957/58 г.
Альвинг — «Привидения» Г. Ибсена.

Сезон 1959/60 г.
Мисс Кроули — «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея.

Сезон 1961/62 г.
Барыня-полусумасшедшая — «Гроза» А. Н. Островского.

Сезон 1962/63 г.
Мурзавецкая — «Волки и овцы» А. Н. Островского,
Хлёстова — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Сезон 1963/64 г.
Мать Бовари — «Госпожа Бовари» Г. Флобера,
Королева Елизавета — «Человек из Стратфорда» С. И. Алешина.

Сезон 1964/65 г.
Фрау Даубман — «Герой фатерланда» Л. Кручковского.

Сезон 1967/68 г.
Мать Джона Рида — «Джон Рид» Е. Р. Симонова,
Герцогиня Дюпон-Дюфар — «Путешественник без багажа» Ж. Ануйя.

Сезон 1968/69 г.
Фру Боркман — «Господин Боркман» Г. Ибсена.

Сезон 1970/71 г.
Мать Мелания — «Достигаев и другие» М. Горького.

Сезон 1971/72 г.
Фрау Петерс — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана.

Сезон 1972/73 г.
Анна Устиновна — «Пучина» А. Н. Островского.

Сезон 1974/75 г.
Барыня-полусумасшедшая «Гроза» А. Н. Островского.

Сезон 1976/77 г.
Арина Петровна Головлева — «Господа Головлевы» М.Е. Салтыков-Щедрин

Сезон 1978/79 г.
Селина Муре – «Мамуре» Ж.Сармана

1984 - Астахова – «Картина» Д.Гранина

1987 - Княжна Плавутина-Плавунцова – «Холопы» П.П.Гнедича
призы и награды
Герой Социалистического Труда (1974).
Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли актрисы Гореловой в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли Лавровой в спектакле Б. С. Ромашова «Великая сила»
Сталинская премия первой степени (1949) — за исполнение роли Нины Ивановны Полозовой в спектакле А. В. Софронова «Московский характер».
Два ордена Ленина (27.10.1967, 4.11.1974)
Орден Октябрьской революции
Три ордена Трудового Красного Знамени (23.09.1937, 26.10.1949, 8.8.1989)
Орден Дружбы народов (7.4.1980)
Орден «Знак Почёта» (3.3.1978)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»

последнее обновление информации: 09.05.22
7 апреля исполняется 105 лет со дня рождения знаменитой актрисы Малого театра Елены Николаевны Гоголевой (1900-1993). Имя Гоголевой я услышал, когда впервые попал на спектакль "Царь Федор Иоаннович". Представление почему-то не начиналось, но вдруг откинулся занавес и на авансцену вышел Евгений Самойлов. Он объявил, что в тот день, 15 ноября, исполнялось 2 года со дня смерти старейшей актрисы театра Елены Николаевны Гоголевой, и предложил почтить ее память. Позже по телевизору я увидел запись спектакля "Стакан воды", в котором Гоголева играла свою коронную роль герцогини Мальборо. Актриса поражала тем, что обычно называют породой: незабываемый глубокий голос, осанка, выразительный взгляд, исключительная стильность исполнения.

Малый театр полюбился Гоголевой с юных лет, и, участь в Филармоническом училище у одного из корифеев театра Ивана Андреевича Рыжова, она мечтала попасть в прославленную труппу, семью, как писала впоследствии сама Елена Николаевна. "...Однажды весной 1918 года после одной из репетиций "Огней" Рыжов отозвал меня в сторону и сказал: "Я должен передать вам, голуба моя, что вам предлагают вступить в труппу Художественного театра. Вас смотрели Станислав¬ский и Немирович-Данченко, приглашение исходит от них". Я онемела. "Так что мне им ответить?" — продолжает Иван Андреевич. И вдруг я слышу внутри себя какой-то голос: "А Малый?!" Вижу, Иван Андреевич улыбается: "Ну, насчет Малого ничего не могу сказать, а вот Художественный вас приглашает". Вслед за слезами и мучительными размышлениями последовал отказ. Но молодая актриса не прогадала – несколькими месяцами позднее, летом 1918 г., она была приглашена в Малый театр. Гоголевой довелось играть в спектаклях, в которых блистали Ермолова, Лешковская, Южин Остужев, Ленин, Яблочкина, Турчанинова, Садовский, Давыдов и другие.

В 1938 г. актриса отдыхала с мужем в Кисловодске, где врачи обнаружили у нее туберкулез голосовых связок, от которого она потеряла голос. После болезни голос не прорезался долго. "Вернется ли он? А если нет? Что будет со мной? Нет голоса – значит, нет театра. Я не актриса, даже не смогу преподавать... Однажды я стояла на своем втором этаже, опираясь на балюстраду. Внизу, в холле, сидела сестра, принимавшая приехавших больных. Кажется, уже приехали все. И она куда-то отлучилась. Однако в это время прибыл еще один больной. Не видя никого в холле, он заметил наверху меня и стал довольно нервно требовать сестру. Что я ему могла сказать? Мои жесты злили его еще больше. И вдруг я невольно звучно произнесла: "Она вышла". Голос! Голос! У меня голос! И он, этот человек, там, внизу, услышал меня! Это было невероятно! Это было и страшно и радостно. Я побежала в палату и, стоя перед зеркалом, чуть не плача и смеясь, говорила, говорила, пока еще тихо, несмело, но говорила себе "здравствуй". Голос зву¬чал еще хрипло и слабо, но звук был. Была и чистая нота. В Москву полетела сумасшедшая телеграмма: "Голос прорезался, голос есть!"

28 лет Гоголева возглавляла военно-шефскую комиссию Малого театра, генералы называли ее маршалом. Сын Елены Николаевны – Игорь, закончив летное училище, был направлен в 1940 г. служить на западную границу. Началась война, долгое время от него не было весточки. "Уверенная, что он в партизанах, я по радио обратилась к нему с письмом. Я прочла о горящем сердце Данко. И он услышал меня, в госпитале, лежа, вернее, повиснув на ремнях, после страшной катастрофы. Он весь был поломан, обожжен и решил, что останется калекой и будет мне в тягость. Поэтому не писал, молчал. А тут, услышав мой голос, не выдержал. Откликнулся, но ни словом не обмолвился о своих ранах. И лишь когда, шесть раз обманув медкомиссию, он опять стал в строй, написал вскользь, что был в госпитале".

Гоголева была актрисой на роли сильных, обуреваемых страстями людей. Это ее свойство в театр хорошо понимали и использовали в полной мере. Большинство постановок пьес Шиллера и Шекспира в советское время шли с участием Елены Николаевны и имели большой успех. Актриса получала множество писем – и от своих постоянных зрителей и от людей, лишь раз видевших ее на сцене.

С творчеством Елены Николаевны Гоголевой любители театра сегодня могут познакомиться по многочисленным телеспектаклям. Кроме "Стакана воды", о котором говорилось в начале статьи, на пленке запечатлены "Холопы", "Макбет", "Пучина", "Мамуре", "Варвары", "Волки и овцы", "Горе от ума", "Гроза", "Перед заходом солнца" и другие.

Поделиться воспоминаниями о Елене Николаевне я попросил двух ее партнеров по сцене, народных артистов России Виталия Анатольевича Коняева и Анатолия Михайловича Торопова.

Виталий Коняев: Удивительна актриса, один из столпов Малого театра. Она родилась в очень удобном году – 1900, поэтому отсчитывать даты легко. В 18 лет она сыграла Софью в "Горе от ума", и с этого все пошло. Красивая, очень хорошо двигалась, с удивительным голосом. Жизнь в Малом театре у нее была очень хорошая. Она из тех удачливых актрис, которые очень много сделали за время своей работы в театре. Малому театру она была верна всегда, никуда отсюда не уходила, в отличие от Веры Николаевны Пашенной, которая одно время работала в МХТ. К концу жизни Е.Н. Гоголева успела побывать и парторгом, и профоргом, вела очень активную общественную работу.

Все мы в молодости играли в массовке в "Стакане воды", и тогда я в первый раз увидел, как Елена Николаевна улыбалась на сцене. Мы играли лордов, пажей – свиту. Однажды вместо девочки в роли пажа вышел на сцену молодой человек. Он не успел в этот день сбрить щетину, явно мал ему был костюм пажа. Он вышел, все его кружева и оборки торчат, лицо грустное, красного цвета, заросшее такое. "Вот и пажи!" Когда Елена Николаевна увидела его, то прыснула и смеялась очень долго, и мы вместе с ней.

В "Варварах" Горького она играла Надежду Монахову, а Николай Александрович Анненков Черкуна. И вот в одной сцене Анненков-Черкун говорит в присутствии Гоголевой-Монаховой своей жене Анне: "Анна, это была минутная всписка!" (имея ввиду "вспышку"). Гоголева не удержалась и стала смеяться. Анненков потом вспоминал: "Я думал тогда: мне поправиться или не поправиться? Нет, я не поправился, я пошел смело дальше. Но Елене Николаевне было невозможно дальше работать, она ушла со сцены!"

Очень любила она свою брошь – подарок Марии Николаевны Ермоловой. Так уж вышло, что многие роли Ермоловой перешли к Гоголевой. Елена Николаевна очень трепетно относилась к своей работе, волновалась перед выходом на сцену, подсказывала актерам, как играть. Сама была мудрой актрисой.

Вспоминает Анатолий Торопов: Знакомство мое с Еленой Николаевной началось еще со студенческой скамьи, со "Стакана воды". "Удовлетворены ли вы милорды и джентльмены?" – "О да, Ваше величество!" – отвечали мы – худые милорды и джентльмены (смеется). В роли герцогини Мальборо она была очень эффектна и имела большой успех, потому что все ее актерские и человеческие качества очень хорошо подходили к этому образу.

Одну из своих первых ролей в Малом театре в 1953 г. я сыграл в спектакле "Шакалы" по антиамериканской пьесе эстонского драматурга Якобсона. Елена Николаевна Гоголева играла в нем негритянку-служанку. Старшего брата по пьесе играл М.И. Царев, отца – С.Б. Межинский, мать – Н.А. Белевцева – звездный состав. Нам все тогда говорили: "Ковыряйте дырки!" (для орденов), потому что вскоре Ермилов написал на второй странице "Правды" огромную статью про то, какие американцы сволочи и гнусные люди.

Виталий Коняев: Конечно, существовала огромная разница между ней и Верой Николаевной Пашенной, которая была наделена диким темпераментом и энергией. Гоголева была более изящная, тонкая. Подчас они бывали партнершами по сцене. Иногда они были и соперницами в жизни. И все это делало их отношения довольно сложными, будем так говорить.

Вот что пишет в своей книге по этому поводу сама Елена Николаевна Гоголева: "Посмотрев генеральную (генеральную репетицию "Шакалов"), Вера Николаевна очень метко отозвалась о моем исполнении. Передернув плечами, она сказала: "Гоголева? Аида под фикусом". Все. Больше ничего и не надо было добавлять. Но один ее отзыв доставил мне много тяжелых минут. Вера Николаевна любила говорить: "Ах, какая Гоголева красавица, какая красавица! Я всегда любуюсь ею, ее чудным профилем! Какая красавица! — И вдруг скороговоркой, как бы между прочим: — Актриса, конечно, никакая! Но какая красавица!" Как часто я буквально проклинала свою внешность, за которой не хотели видеть моего труда, моей работы актрисы. Я всегда преклонялась перед талантом Пашенной... она действительно была актрисой Малого театра, свято чтив¬шей его традиции. И не признавала она меня открыто, честно. Низкой пошлости, закулисных, провинциальных интриг никогда не было в ее борьбе против меня. И я уважала Пашенную, понимала и, как бы ни было мне горько, прощала ей многое".

Анатолий Торопов: Десять лет вместе с Еленой Николаевной Гоголевой я играл Мурзавецкого в "Волках и овцах". Потом в театр пришел Борис Александрович Львов-Анохин – замечательный режиссер и человек высокой культуры. К 80-летию Гоголевой он поставил для нее французскую пьесу не ахти какого класса в переводе Ксении Александровны Куприной, дочери А.И. Куприна, "Мамуре". Спектакль имел успех. Но потом случилось несчастье – Гоголева сломала шейку бедра и года два не играла.

Прошло какое-то время, и стали подумывать о том, что Елене Николаевне нужно выступить в достойной и приличествующей ее званию и положению пьесе. Львов-Анохин, питающий к Елене Николаевне большие человеческие симпатии, точно так же как и она к нему, нашел для нее пьесу "Холопы" Гнедича. Гоголева играла старую княжну Плавутину-Плавунцову, которую все время возят в кресле-каталке, и только в самом конце она очень эффектно встает. Это была звездная пора старой актрисы – в почтенном возрасте она сыграла две такие яркие, выигрышные роли, сделанные с таким замечательным режиссером, как Львов-Анохин. Что бы он ни говорил, она верила ему безгранично. Когда Борис Александрович делал какое-либо замечание, то она мгновенно своим авторитетом его подтверждала. Трепет был от этого тандема – Львов-Анохин и Гоголева. Так что финал жизни Елены Николаевны Гоголевой был творчески насыщенным.

Елена Николаевна была достаточно смешливым человеком. Когда мы играли "Волки и овцы", то в четвертой картине Владимир Александрович Владиславский, который играл роль Чугунова без грима и только вынимал вставную челюсть, говорил, причмокивая: "Ай-ай-ай!". Я начинал смеяться, мгновенно заражалась Елена Николаевна, выходила из образа, а потом за кулисами так строго мне говорила: "Толя! Сколько же можно! Как Вам не стыдно!"

Константин Цареградский

Несколько слов о кино. Глава из книги Е.Н.Гоголевой "На сцене и в жизни"

Я еще застала немое кино, видела первых его «звезд» — Веру Холодную, Мозжухина, Полонского и Максимова. Я застала даже иллюзионы, как тогда назывались маленькие кинотеатрики. В этих иллюзионах шли видовые картины или немые увлекательные драмы с западными киногероями.
Показывали невероятные комедии с Максом Линдером, потом появились трюковые картины с Гарольдом Ллойдом, с никогда не улыбавшимся Бестером Китоном, ну и, конечно, Чарли Чаплиной, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом. Я любила кино, часто ходила смотреть «звезд» американского экрана. До сих пор не могу забыть картин с Бетт Дэвис и, конечно же, со сводившей всех с ума в «Маленькой маме» и в «Петере» очаровательной Франческой Гааль.

Сначала я не думала о кинокарьере. Театр был для меня всем, как остается всем и по сей день. Но появилось желание и самой сняться. Что привлекало? Я была молода, отсюда желание славы и популярности. С первым моим фильмом — «Тираном Падуанским» — ничего не получилось. Произошла революция, и все съемки были отменены. Иначе сложились обстоятельства с «Аэлитой». Я прошла все пробы, была утверждена на роль Аэлиты, мне даже выдали аванс. Я ждала вызова на съемки, но снималась не я, а Ю.И.Солнцева (впоследствии известный кинорежиссер), которая первоначально должна была играть мою горничную. Я очень переживала свою неудачу и успокаивала себя тем, что отказали мне до съемок, значит, не как провалившейся актрисе. Впоследствии мне часто приходилось именно в кино получать такие щелчки. Но вот однажды в каком-то обществе я услыхала, что «не фотогенична», особенно мешают будто бы мои брови. Ну не фотогенична—что же делать! Брить брови я не хотела. Так и покорилась формуле: «неудавшаяся киноактриса».

В 30-е годы Константин Эггерт пригласил меня сниматься в фильме «Гобсек» с Л. М. Леонидовым. С ним у меня, по сценарию, была одна сцена, потом добавилась еще одна. Волновалась я ужасно. Леонида Мироновича я глубоко уважала, к тому же он был мхатовец: как-то он отнесется ко мне, совершенно неопытной в кино, да еще актрисе Малого театра. Сам он и репетировал и снимался прекрасно, но замечаний мне никаких не делал, так как занят был своей ролью. Никакого недоброжелательства с его стороны я не чувствовала. Однажды мы снимали сцену, где я, графиня Ресто, ищу либо завещание, либо деньги в комнате своего умершего мужа (в этой сцене скончавшегося графа играл дублер: Эггерт — исполнитель и режиссер — стоял у аппарата). На репетициях было точно условлено, где я, после всех поисков, наконец найду деньги.

Начали съемку, и... я забыла место, где спрятаны деньги. Я в ужасе с остервенением переворачивала всю постель и дублера-«труп», мучительно вспоминая, где же эти проклятые деньги. А съемка шла, лента крутилась, и я уже не играла, а действительно с отчаянием металась от стола к постели, вспоминая репетиционное место свертка с деньгами. Совсем выбившись из сил (поворочай-ка этого дублера!), я наконец вспомнила место и завершила сцену.

Очень меня хвалили и Эггерт и оператор, говоря, что сцена вышла великолепно. Да, чего она мне стоила! Прервать съемку я считала невозможным, хотя ничего бы не произошло — ну, начали бы еще раз с начала. Кстати, о моей нефотогеничности: «Гобсек» явно свидетельствовал об обратном...

Как-то до меня дошли слухи, что Протазанов хочет снимать «Любовь Яровую» и Панову предложить играть мне. Почему этого не случилось — не знаю. Во всяком случае, никаких съемок «Любови Яровой» не было. Но такая мечта у Протазанова действительно существовала. И для меня это осталось лишь мечтой.

Потом война, фронт. После войны стали снимать фильмы-спектакли. Часто с завистью смотрела я кинофильмы с Марецкой, Ужвий, смотрела, восхищалась и понимала, что к этим ролям совсем не подхожу. Надо было окончательно расстаться с мечтой о кино. Но вот. после съемок нашего спектакля «Варвары» Л. Д. Луковым, я получила от него приглашение играть в картине «Об этом забывать нельзя». Сюжет картины — убийство писателя Ярослава Галана. Я должна была играть участницу контрреволюционной банды. Она маскируется под личиной подруги одного из близких Галану людей. В общем, руководит всем заговором вместе со своим сообщником, которого мастерски играл Н. С. Плотников. На съемках была очень приятная атмосфера. Работала я с большим удовольствием. Участвовали Л. Н. Смирнова, В. В. Тихонов, С. Ф. Бондарчук. Все были тогда еще совсем молодыми. Моей партнершей, игравшей подругу, в доверие к которой я втерлась, была О.А.Жизнева. Фильм получился безусловно интересный. Он шел и за границей, но под названием «Агент № 13». Вот этим агентом № 13 и была я. Однако в Москве по каким-то причинам фильм широко не рекламировался. Сейчас на моих творческих вечерах иногда показывают последний допрос и разоблачение моей героини. В этих кадрах моим партнером был Б. М. Тенин, который играл следователя. За эту работу меня хвалили и коллеги по работе и сам Луков.

Через некоторое время он пригласил меня сниматься в картине «Две жизни». Главные роли исполняли Н. Н. Рыбников и В. В. Тихонов. Тихонов играл белогвардейца князя Мещерского. Я играла его тетку, ярую монархистку, аристократку, в бешеной ярости, из пулемета, поставленного на чердаке ее особняка, расстреливающую демонстрацию на Садовой в Петрограде. Затем следовали кадры ареста княгини и ее проход через возмущенную толпу.

Съемки шли в Ленинграде. Стояли морозы. И мы все намерзлись и на натуре и в холодном вестибюле, из которого меня выводили арестованную. Пулемет я освоила быстро, и ворвавшимся красногвардейцам стоило действительно немалых усилий меня от него оторвать, так что Луков даже испугался, как бы меня по-настоящему не растерзали солдаты-статисты. Потом, при дублях на набережной, когда я шла до извозчика, на котором меня увозили арестованную, толпа действительно была настроена угрожающе. Кто-то залепил мне в спину таким снежком, что я и сквозь шубу почувствовала хороший удар. Луков даже счел необходимым при дубле разъяснить толпе статистов, что я актриса, а не всамделишная злобная княгиня. А вот сцена самого ареста кому-то не понравилась. И уже после, когда были разобраны декорации внутренней лестницы особняка, Луков опять меня вызвал и стал снимать разные варианты ареста. Я понимала, что дело во мне. Но чего от меня хотел в этой сцене Луков и что я делала неверно, я никак не могла уразуметь. Промучившись со мной весь съемочный день, Луков наконец закончил съемку и с раздражением сказал: «Ведь все было хорошо, не знаю, что Каплеру еще нужно!» В общем, кадры ареста так в картину и не вошли. Чем был недоволен А. Я. Каплер, автор сценария, я так и не узнала. Думаю, что я играла сцену ареста с чересчур большим нажимом. В этом, вероятно, и был мой просчет.

После я много раз участвовала в съемках спектаклей, но в кино меня не приглашали. Да и что я могла играть в кино? Я явно не подходила к тем ролям современных женщин, которые были так распространены в картинах. И вдруг Бондарчук снимает «Войну и мир». У меня мелькнула надежда — а может, позовут. Ведь тут я могла быть полезной. И действительно, меня пригласили на пробу роли графини Ростовой. Сделали несколько гримов, причесок, сняли в профиль, анфас, все честь по чести. А снималась в этой роли, как известно, К. Н. Головко. С образом, который она создала, я не согласна, представляла себе графиню Ростову несколько иной, более породистой, что ли. Но так или иначе, а я дала себе слово больше ни на какие пробы никогда не соглашаться и с кино кончить всякие отношения. Если уж в «Анне Карениной» и в «Войне и мире» мне не нашлось роли, то больше не о чем и мечтать.

Для телеэкрана я оказывалась и приемлемой и фотогеничной. Снималась и в спектаклях, были у меня и отдельные выступления и даже чтецкие номера. И вот опять вызов. Советско-японская картина. В главной роли— мой товарищ Юрий Соломин. Прислали мне сцена рий. В общем, роль небольшая, спокойная, съемки в Ленинграде и Москве. Думаю, поеду, поговорю, но на пробу не пойду. Видели меня по телевизору — какая я есть, а пробовать нечего. Поехала. Режиссер и ассистент на меня посмотрели, я—на них, а снималась Е. М. Соло-дова. Картины я не видела. Так и не получился мой «роман» с кино. Очень жаль. В последние годы я бы хотела сниматься не из-за популярности, а чтобы на дублях лучше изучить свои недостатки. Но сейчас, когда я вижу себя по телевизору, прихожу в ужас! Все мне не нравится: и я сама, и я как актриса. Порой просто хочется сразу же подать на пенсию и закончить свою творческую жизнь. Но польза от телевидения огромная. Посмотрев себя в «Головлевых», я поняла, что надо исправить моей Арине Петровне в будущих спектаклях. И очень волновалась и боялась телесъемок «Мамуре». Слишком дорога мне эта роль. Дорог и прием зрителей в театре.

А радио? Я люблю читать по радио стихи, прозу. Тут какая-то задушевность появляется. Сидишь одна и говоришь кому-то одному или одной. Микрофон не мешает, не пугает, он друг-собеседник. И нет страха что-то забыть. Текст перед глазами, или, если говоришь о ком-то или о чем-то, есть маленький конспект, тезисы. И ведешь беседу уверенно.

Таковы мои взаимоотношения с искусством, основанным на технике,— с кино, радио, телевидением.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 44
Марина_49 (Краснодар)   7.04.2023 - 14:05
Дорогая Елена Николаевна ! Любим , помним ... Вас ! Светлая и добрая память ! *** 43 - Кубанка - 07.04.2023 Самая светлая память великой актрисе, красивой женщине в день её 123-летия. *** №... читать далее>>
№ 43
Кубанка   7.04.2023 - 07:33
Самая светлая память великой актрисе, красивой женщине в день её 123-летия. читать далее>>
№ 42
VarvaraEg   19.06.2022 - 23:06
Сейчас таких нет... читать далее>>
№ 41
Н.Антипова   24.01.2022 - 19:00
На днях пересмотрела т/с Волки и овцы. Восхитительная игра Е.Гоголевой ( Мурзавецкая), силища Таланта! сегодня так не смогут, не сыграют. читать далее>>
№ 40
смирнов виктор (москва)   24.01.2022 - 16:30
... "Позвоню, ой, позвоню — все участковому скажу!" (с:) читать далее>>

Елена Гоголева: новости >>

Хроника русской жизни на сцене Малого театра
Театральная хроника
Хроника русской жизни на сцене Малого театра
В 1987 году режиссер Борис Львов-Анохин поставил в Малом театре забытую пьесу Петра Гнедича «Холопы». Роль княжны Плавутиной - Плавунцовой стала последней ролью Елены Николаевны Гоголевой.
1 комментарий
«Марджанов резко обошелся с Шиллером…»
Театральная хроника
«Марджанов резко обошелся с Шиллером…»
17 мая 1933 года в Москве на сцене Малого театра был показан премьерный спектакль по трагедии Фридриха Шиллера «Дон Карлос» в постановке режиссера Константина Марджанова. Из воспоминаний Елены Гоголевой: «Вдоль улиц Тбилиси медленно двигалась процессия.
Первая советская революционная пьеса
Театральная хроника
Первая советская революционная пьеса
В начале 20-х годов Константин Тренев был известен как мастер лирического пейзажа, сатирических зарисовок, как искусный создатель выразительных портретов крестьянства. В 1925 году писатель приступил к воплощению своего давнишнего замысла - пьесы о гражданской войне "Любовь Яровая", ставшей его лучшим творением, отбражающем социально-историческую трактовку рожденных революцией нравственных конфликтов.
Все новости >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен