Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Эмилио Фернандес

Эмилио Фернандес (Emilio Fernández) фотографии
Годы жизни
Категории
Режиссёр, Сценарист, Актёр
Фильмография
Фотоальбом

Эмилио Фернандес

Emilio Fernández

Мексиканский режиссёр, сценарист, актёр.

Полные имя и фамилия — Эмилио Фернандес Ромо.

Родился 26 марта 1903 года в местечке Дель Ондо, штат Коауила, Мексика.
Умер 6 августа 1986 года в Мехико, Мексика.

По матери Фернандес был индейцем, чем очень гордился, и в истории мирового кино он известен также под именем "Эль Индио" (El Indio).

Эмилио Фернандес, ещё при жизни ставший классиком, одним из первых обратился к народным истокам культуры в кинематографе, создав собственный оригинальный стиль. На протяжении 1940-х годов его творчество, отмеченное многочисленными премиями на международных фестивалях, было для зарубежных зрителей символом мексиканского кино.

Фернандес учился в военном училище в Мехико, в 1923 году, будучи замешанным в попытке государственного переворота, был приговорен к длительному тюремному заключению, но спустя три года ему удалось бежать в Калифорнию. Там Фернандес работал кем придется, пока не попал в Голливуд, где заметили его отличное мастерство наездника и взяли статистом. В Голливуде он провёл с 1928 по 1933 годы, выступая в эпизодических ролях. Здесь ему удалось посмотреть привезенный на студию для монтажа киноматериал, отснятый в Мексике Сергеем Эйзенштейном и Эдуардом Тиссэ, что укрепило его в мысли о возможности создавать мексиканские фильмы со своими актёрами о своей национальной действительности. Вернувшись на родину из США в 1933 году, Эмилио Фернандес навсегда связывает свою жизнь с кинематографом — пишет сценарии, выступает как актёр ("Сердце бандита", 1934, "Мария Елена", 1935), большую популярность приносит ему главная роль в фильме индейской тематики "Ханитцио" (1935) ре­жиссёра Карлоса Наварро.
В 1941 году он наконец осуществляет давнишний замысел — дебютирует как режиссер картиной "Остров страсти", благожелательно принятой публикой и критикой. Настоящий же успех ждет его после премьеры третьего фильма — "Лесного цветка" (1943), драматической истории любви, вплетённой в бурные события мексиканской революции 1910-1917 ггодов Это был уверенный набросок того само­бытного стиля, что позже станет характерным для всего творчества Эмилио Фернандеса. Здесь определилось ядро постоянной съёмочной группы режиссёра: оператор Габриэль Фи-героа, сценарист Маурисио Магда-лено, актёрский дуэт Долорес дель Рио (снимавшаяся до этого в Голливуде) и Педро Армендариса. Следующий фильм Эмилио Фернандеса "Мария Канделария", получивший международное признание (Большой приз на I МКФ в Каннах), знаменует рождение нового направления в мексиканском кино, названного школой Фернандеса — Фигероа. "Мария Канделария", сюжет которой развивался по законам мелодрамы, отличалась поэтической атмосферой, лирической интонацией, живописностью картин жизни индейского поселка, где разворачивалась трагическая история любви красавицы Марии и бедняка-крестьянина Лоренсо. Фернандес приобретает статус ведущего режиссёра Мексики, его ленты 1940-х годов "Покинутые", "Бу-гамбилья" (обе награждены призами Мексиканской киноакадемии), "Жемчужина" (приз Мексиканской киноакадемии; 4 приза на VIII МКФ в Венеции), "Рио Эскондидо"(приз Мексиканской киноакадемии), "Макловия"(медаль президиума Совета министров Италии на IX МКФ в Венеции), "Сельская девушка" (в нашем прокате "Мексиканская девушка", приз Мексиканской киноакадемии), ставшие вехами в истории национальной кинематографии, демонстрируются и за рубежом. Этим картинам свойственны эмоциональность, обнажённость чувств, сочетание реалистического и романтического начал. Причем романтизация героев заложена не только в драматургии, но облачена в строго отточенную художественную форму, в чем немалая заслуга соавтора режиссёра — оператора Г. Фигероа, признанного мастера светотени, камера которого открывала суровую красоту мексиканского пейзажа, живописность и скульптурность действующих лиц. Особым пластическим совершенством отличаются картины "Жемчужина" (1945, по одноименной повести Дж. Стейнбека) и "Рио Эскон-дидо" (1947), где в роли сельской учительницы Росауры, отважной защитницы бесправных крестьян-индейцев, выступила актриса высо­кого трагедийного накала Мария Феликс. Многое роднит стиль Фернандеса и Фигероа с живописью мексиканских художников-муралис-тов Диего Риверы, Хосе Клементе Ороско и Давида Сикейроса, поскольку отражает распространённое в тот период течение индеанизма, то есть поиска в исконно народной традиции основы современного демократического искусства. Режиссёр, точно уловив требование времени, вывел на экран новых героев — индейцев: крестьян, рыбаков; с сочувствием и драматизмом он обрисовал их угнетённое положение, хотя его социальная критика и не отличалась особой глубиной.

Излишняя эстетизация и определённый схематизм в изображении героев постепенно превратились в ловушку для режиссёра, начавшего повторяться. Определённым водоразделом в творчестве Фернандеса послужила картина "Сеть" (1953), изысканная в формальном плане и замкнутая на любовных взаимоотношениях трёх персонажей: женщины и двух мужчин, обитающих в хижине на берегу моря. После её провала в прокате продюсеры объявили Фернандесу бойкот. В 1950-е годы его творчество переживает заметный упадок, он возвращается к актёрскому ремеслу, снимаясь до последних лет жизни не только на родине, но и в Испании и США. Лучшие его роли сыграны в фильме "Кукарача" (1958) И. Родригеса и в картине, им же самим поставленной, "Верный солдат Панчо Вильи" (1967).
В 1970-е годы Фернандес предпринял несколько попыток вновь обратиться к режиссуре (фильмы "Чока", "Красная зона", "Северный ветер" — в нашем прокате "Возвращение Аурелио", "Эротика"), воскресив старые свои сюжеты, с участием других исполнителей, не выдержавших сравнения со знаменитыми предшественниками.
Эмилио Фернандес, отличавшийся буйным нравом и несколько раз попадавший в тюрьму по обвинению в убийстве, влюблялся во многих своих актрис, был дважды женат, вторая его супруга Колумба Домин-гес более всего известна по главной роли в "Сельской девушке".

Т. Ветрова
призы и награды
В 1946 году Гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Мария Канделария».
В 1947 году премия Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру за фильм «Жемчужина».
В 1962 году награду «Лучшему фильму на испанском языке» на международном фестивале в Сан-Себастьяне за фильм «Pueblito»
В 1967 году номинация на гран-при Московского МКФ фильма «Верный солдат Панчо Вильи».

последнее обновление информации: 28.07.22

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру в Telegram