Между Зескнели и Скнели...


свободная тема


14 июля 2017

В "Верхний мир" - Зескнели... можно попасть очень легко: стоит лишь найти оленя, рога коего смогли бы вознести вас туда... из мира "Земного" - Скнели...
Так просто...

Рикоти

Сурамская крепость застыла -
Легендой проносится мимо;
Рикоти дырявым молчанием
встречает проезжих случайных:
тоннель одинокой ноздрёю
скрывает дыханье сырое,
гудят многотонные недра
корнями кавказского кедра.

Из рыжего пылью востока
спускаемся горным потоком,
где воздух невинно-прозрачен,
подобно зрачкам новобрачных.

Мужчины здесь лепят кувшины
из красно-оранжевой глины,
из дерева режут бокалы,
рога, мундштуки и пиалы,

Застолье в тенистом миндори,
имрули под звонкое доли,
лаваш в раскаленных кувшинах,
вино в запотевших графинах.

Леса рассыпАлись полями,
в лесах родники ручейками,
с угрюмыми скалами споря
журчали про тёплое море. *



Всё началось с этого изумительного стихотворения...
И... как всегда... в такие волшебные моменты - завихрило... закружило... высекая божью искру...
Чуть раньше... отдохнув в маленькой... незапланированной поездке... была взволнована встречей с одноклассницей...
Знаете, как чувствует себя человек, столкнувшись с
юностью...
Не в своем городе, не на своей улице, а... скажем... в Париже...
Мелькнуло в толпе знакомое... узнаваемое лицо...
Она? Нет?
Женщина была не одна и поэтому, я не стала экспериментировать...
Дома... в Москве... набрала в "поисковике" компьютера
имя и фамилию и...
Сразу... сразу же...
Она...
В Париже и Лондоне... в Парке скульптур Вигеланда и Египте...
Мы могли столкнуться где угодно...
Но... не это меня растревожило...
Я начала работу, в которой недоставало какого-то звена...
И вот... вот же...
Девочка из юности оказалась ученицей мастера... того самого... чьей работой мне хотелось бы предварить свои изыскания...
Юрий Николаевич Овсепян...
Его картины-гобелены... нетканые гобелены петельной вышивки поражают воображение...
Композиция... декоративные эффекты восторгают зрителя...
Это истинные произведения искусства...
Инженер по образованию, Овсепян страстно увлекся созданием полотен-гобеленов... стал признанным мастером и... учителем для многих страждущих приобщиться к дивному искусству...
Человек многогранный... увлекающийся живописью и графикой... пишущий музыку...
Воистину - "Перо, октава, кисть..."
Но... кажется... главная страть художника - гобелены...
"Гобелены Овсепяна создаются исключительно по оригинальным авторским эскизам, они многокрасочны, фантазийны, они сияют, излучают тепло и производят чарующее впечатление на зрителя.
Одна из таинственных особенностей этой техники заключается в том, что автор до конца не может знать, что получится в результате его работы, когда гобелен поворачивают лицевой стороной"...
Как все просто... и... сложно...
Стихи увели к Сурамской крепости, встреча в Париже - к картинам Овсепяна и... Сергею Параджанову...
И дальше... дальше...
"Легенда о Сурамской крепости"...
Завораживающий воображение фильм...
Первая же картина настолько потрясает, что... начинаешь ловить проносящиеся вихрем мысли - не забыть... не упустить бы чего...

Полукруглое пространство - амфитеатр... такой, какой надобен был... Берикаоба...
Грузинскому народному театру масок...
Сцена есть...
Декорации?
Здесь все неоднозначно...
Или... слишком очевидно...
Полукруглое пространство разнимают ворота, украшенные по бокам... кариатидами...
Присмотритесь!
Это же те самые... украшающие Эрехтейон...
Храм Афины и Посейдона в Греции... в Афинах...
Уместны ли они здесь?
Если углубиться в историю, то..."Создателям портика
Эрехтейона необходимо было решить две задачи: дать
сооружению тектоническое равновесие и в то же время
сохранить легкость женских фигур.
С помощью нескольких приемов (квадратные плиты в
основании, резные капители) архитекторам удалось, не
искажая пропорций фигур, достичь полной гармонии в
разрешении проблем тектонической скульптуры"...
Тектонический...
Возможно... это намек на невозможность построить Сурамскую крепость в предполагаемом месте?
Итак...
Один из первых кадров - сухая... колючая ветвь с примостившейся на ней... пышущей жизнью белой
розой...
Серебряный кувшин...
О кувшине хочется сказать особо...
В альбоме... когда-то... лицезрела Серебряную чашу из Триалети...
Какой обряд изображен на ней...
Какие жертвы приносят люди с хвостами и птичьими головами?
Вот! Вот же!
Жертвы были нужны всегда!
Что далее открывается взору смотрящего?
Степенно расхаживающие павлины со сложенными хвостами... Хвостами... способными развернуться в мгновение ока и поразить воображение ослепительной красотой...
Роскошь на сухой траве...
Контрасты... контрасты...
А на столе?
Дыня похожая на огромный лимон...
Тот самый, который так славно описал Эйжен Веверис - "желтый, как итальянское небо, когда дует сирокко"...
И... гранаты...
"Плоды, кои могут не только радовать глаз и нёбо, но и...

Они придумали дикое развлечение.
Я подбрасывал в воздух гранаты,
а они саблями разрубали их.
Гранатовый сок
обжигал мне глаза.
По сей день слышу я
свист их сабель.
Потом они заставили меня
собирать зерна гранатов". **

И снова... и вновь...
Работа движется... медленно... медленно...
Она захватила меня и я... вливаю в реку мою все новые и новые ручейки-знания...
Скорее - узнавания...
Устроилась за столиком уютного маленького кафе...
Смотрю в окно - стеклянную стену и...
Что это?
Как это возможно?
Прошу свою спутницу посмотреть - дабы проверить собственное впечатление...
- Олень. Какой олень!
Стало быть мне не показалось и дерево растущее поодаль напоминает именно его... оленя...
Как жаль, что не сфотографировала дерево это, но... еще не вечер...
Просто... уж если... то - вот вам...
И дерево с оленьими рогами... возможно... теми самыми... по которым...
Ну да... да... Вы уже поняли, о чем речь ведется...
Да...
Добраться до небес...
Зачем? Интересно...
Точно так же, как было интересно ему - Мастеру...
Дальше... дальше...
Колодец со святой водой в храме
Том самом, в котором... все-таки... не разрешили заменить одно священнодействие другим...
Не судите!
Мне кажется... есть места, которые нельзя... "использовать"...
Все неоднозначно, но... талант может создать любую иллюзию... любую...
И вы сами не ожидая увидите себя в том или ином месте, задуманном автором...
Как в этой зарисовке - "Так традиционный индийский или современный джазовый музыкант держит в памяти начальную тему даже во время самых головокружительных импровизаций".
Или - "Так последователи Тициана поставили решительный крест на фламандском принципе подготовки тщательного рисунка перед подмалевком, не догадываясь, что великий мастер не нуждался в нем, так как рисунок крепко сидел в его голове и руке".

Разумеется... невозможно писать о Сураме и не видеть перед собой... листы книг... сочащиеся влагой или... гроздь винограда... разминаемую изящной ступней...
Аллегории...
Аллегории иного фильма...
В голове моей гармонично и органично соседствуют оба - "Легенда о Сурамской крепости" и "Цвет граната" - вошедшие в сознание какой-то общей... неделимой картиной...
Работа над материалом заставляет углубляться в такие
дебри...
Но... без углублённости этой... нам не выйти к свету...
"Легенда о Сурамской крепости" - классическое отражение некоего ритуала... ритуала строительной жертвы...
Здесь следует обратиться к повести Даниела Чокнадзе...
Заворажвающей... изумительной...
И, естественно, предлагающей задуматься - стоит ли хоть что-то... младенца... в фундаменте...

Волны моря агатовые... черные...
Нежных роз лепестки - белые...
Как прекрасно, если бы не было
Плача детского... рук заломленных,
К уходящему... ускользающему...
Протянутых... ***

Первожертва начала времен... породившая Космос...
Мальчика из повести режиссер меняет на прекрасного голубоглазого юношу...
Больно, но... все-таки... не так... как если бы замуровывали ребенка...
Кто-то знает... кто-то нет...
Как много в фильмах Параджанова моментов, кои, мне кажется, будучи расшифрованными, привели на край...
с которого... не имей крыльев... можно было бы сорваться и... разбиться насмерть...
Хотя...
Нет... не здесь и не сейчас...
Прекрасные ламы... Видимо вас разгадали, что не входило в планы Мастера...
Как и "стадо баранов, пришедших на службу"...

Кто в поединке победит? Афина? Посейдон?
Они ударили копьем... скалу:
Источник выбил он. Она - оливу породила...
О Боже мой! Какая сила! ****

Но... видимо... в великой жертве заложен великий
смысл...

Я - человек,
чья жизнь и душа суть страдание.
Я - человек,
чья жизнь и душа суть страдание.
Я - человек,
чья жизнь и душа суть страдание.
Я - человек,
чья жизнь и душа суть страдание. *****

Погружаюсь в тему все более и более...
Как чтим мы духовное наследие Индии... Японии... Китая...
Но... рядом... совсем рядом - Армения - "Страна камней"... Грузия - "Страна цветов, песен, храмов и гор"...
И именно они - мост... мост туда... к тем таинственным цивилизациям...
И как изумительно показал нам мир этот Великий
Мастер... Параджанов...

Боже, как я счастлива.
Я - скорбящая мать Господа
вашего, Пресвятая Богородица.
Он отдал жизнь за агнцев своих.
Да будет мир един
и любовь едина.
Ты говоришь это мне, светлоликая?
Он пришел к вам,
пастырь ваш добрый,
и вы не узнали Его.
Не помиловали.
Раздели донага и разыграли
по жребию Его одеяния.
Не пощадили. **

Фильмы Мастера прекрасны...
Удивительна их "застывшая красота"...
Движущиеся картинки - определение кинематографа...
Остановив прекрасное мгновенье, возможно, автор надеялся удержаться в нем как можно дольше, а, возможно, остаться навсегда...
Так хочется написать больше... много больше...
Напишу... если позволит отпущенное природой время...
Погружусь в мир Саят-Новы...
Так странно... или закономерно - триггером к написанию
работы... послужил плод граната... принесенный в дом
мой...
"Цвет граната - красный - растапливает восковые замки
любви, проливая кровавые слезы на родившийся, но не
успевший расцвести нежный цветок взаимного
чувства"...

Восторженность мою лишь смерть погасит...
Зальет слезами... завалит мрамором надгробным...
Скорбным смыслом напоит...
Моя восторженность...
Она со мной... всегда...
Я без нее не мыслю бытия...
Возьми меня, восторженность...
Я здесь... и я... твоя... ******

Пока мы живы... пока мы... между Зескнели и Скнели...
Пока за окнами прозрачными бродят стройные олени...
Мы - люди и... творцы...
Даже если -
"Не всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих!",
как писал невероятный Саят-Нова...
Так просто...

РИНА ФЕЛИКС
Номинант литературных премий "Наследие" и "Поэт года"

* Вано Мгалоблишвили
** Текст фильма "Легенда о Сурамской крепости"
*** Рина Феликс
**** Рина Феликс
***** Текст фильма "Цвет граната"
****** Рина Феликс



Свободная тема сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/imho/141/