Главная / "Тихий Дон". Перезагрузка / Кто снимал "Тихий Дон"

фильмы

Тихий Дон 1931
Тихий Дон 1958
Тихий Дон 1992

актеры

1931 год

Андрей Абрикосов

Александр Громов (III)

Елена Максимова

Николай Подгорный

Эмма Цесарская

Иван Быков

Василий Ковригин

Георгий Ковров (Кувшинов)

Раиса Пужная

Г. Славатинская

С. Чураковский

Леонид Юренев
1958 год

Наталья Архангельская

Алексей Благовестов

Элина Быстрицкая

Пётр Глебов

Даниил Ильченко

Зинаида Кириенко

Николай Смирнов

Анастасия Филиппова (Горина)

Людмила Хитяева

Виктор Бубнов

Михаил Васильев

Михаил Глузский

Александра Денисова

Игорь Дмитриев

Александр Жуков

Вадим Захарченко

Дмитрий Капка

Александр Карпов (IV)

Геннадий Карякин

Пётр Любешкин

Елена Максимова

Борис Муравьев

Николай Муравьёв (II)

Борис Новиков

Александр Титов

Валентина Хмара

Пётр Чернов

Александр Шатов

Виллиан Шатуновский

Сергей Юртайкин
1992 год

Руперт Эверетт

Фарид Мюррей Абрахам

Лоренцо Амато

Наталья Андрейченко

Александр Беспалый

Алёна Бондарчук

Сергей Бондарчук

Михаил Васьков

Бен Газзара

Владимир Гостюхин

Александр Жарков

Юлия Живейнова

Геннадий Карнович-Валуа

Андрей Руденский

Ирина Скобцева

Дельфин Форест

Борис Щербаков

Кто снимал "Тихий Дон"

"Тихий Дон". Перезагрузка

Первая экранизация - 1931 год. Исторический фон: 1930-31 годы - годы "великого перелома", сплошной коллективизации и ликвидации кулачества, как класса.

Вторая экранизация - 1955-1958 годы. Исторический фон: смерть И.В.Сталина, процессы либерализации во внутренней и внешней политике СССР, начало "хрущевской оттепели".

Третья экранизация: - 1990-1992 годы. Исторический фон: Декларация о независимости России, политический хаос, реформы.

Кто снимал "Тихий Дон"?

В 1931 году, когда были известны только две первые завершённые книги романа, режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов сняли по своему сценарию немую версию "Тихого Дона". Автор романа Михаил Шолохов лично консультировал сценаристов. В картине акцентировались взаимоотношения Григория и Аксиньи, разыгрывалась мучительная, запретная любовь, на которую обрушились роковые обстоятельства.

У фильма был трудный путь к зрителю - картину пытались не выпускать на экраны, "приговор был такой: "казачий адюльтер", "любование бытом казачества", "внеклассовость и отсутствие поддержки революции".

В январе 1930 года Михаил Шолохов писал актрисе Эмме Цесарской:
"Что касается "Тихого Дона" и того, что я будто бы способствовал или радовался его запрещению, - чушь! До таких вершин "дипломатии" я еще не дошел. Разумеется, приеду, и, разумеется, буду делать все от меня зависящее и возможное, чтобы "Дон" пошел по экрану. Но знаешь ли, мне не верится во все эти слухи, по-моему, это очередная инсинуация московских сукиных сынов и дочерей. Ну, да черт с ними!"

После выхода "Тихого Дона" режиссеры были изгнаны из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой "за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей".

Фотографии со съемок Тихого ДонаВ 1939 году режиссер Сергей Герасимов обратился в ГУФК с предложением экранизировать роман "Тихий Дон". Естественно, получил отказ - после 1938 года стало очевидным все возрастающее отдаление Шолохова от вождя, равно как и Сталина от него. И хотя в 1941 году Шолохов получит Сталинскую премию за "Тихий Дон", в 1939 году станет академиком Академии наук СССР, а еще раньше, в 1937 году, депутатом Верховного Совета СССР, дистанция, отдаляющая Шолохова от Сталина и ЦК, неуклонно увеличивалась. Неудивительно, что руководство ГУФК не сочло нужным экранизировать роман опального писателя.

"Мне было сказано, - вспоминал позже режиссер, - что едва ли имеет смысл экранизировать роман, который при всех своих достоинствах выводит на первый план судьбу Григория Мелехова, человека без дороги, по сути, обреченного историей".

Фотографии со съемок Тихого ДонаВ 1956 году Сергей Герасимов решил, что пришло наконец время осуществить творческий замысел. После смерти И.В. Сталина начался процесс освобождения от наследия тоталитарного режима и стала возможной экранизация "опасного" романа ("Тихий Дон" боялись переиздавать до самой смерти Сталина).

Сценарий режиссера одобрил сам Шолохов и Герасимов приступил к работе над трехсерийным цветным фильмом. "Каждое новое поколение должно было постигать роман во всей его глубине и объемности, ничего не упрощая ни в характерах, ни в конфликтах и проблематике, - справедливо полагал Герасимов. - То обстоятельство, что в середине 50-х годов уже не нужно было, скажем, защищать Шолохова от обвинений в том, что его Мелехов - это "гамлетианствующий казачок", "донской Гамлет", не снимало вопрос "А кто же он такой, Григорий Мелехов?"

Фотографии со съемок Тихого ДонаСъемки фильма начались в августе 1956 года в павильонах киностудии, а в начале октября съемочная группа отправилась в экспедицию. Декорации "хутор Татарский" построили там же, где снимали первую, "немую" версию "Тихого Дона" - на территории хутора Диченск. В 3-х километрах от Диченска "построили" усадьбу Листницких.

В сентябре 1957 года начался монтаж фильма. Сергей Герасимов старался приурочить выход первых двух серий к 40-летию Великой Октябрьской революции. Так и получилось - фильм вышел в ноябре 1957 года, а полгода спустя, в 1958 году, на экраны страны вышла третья серия "Тихого Дона".

В прокате 1958 года фильм собрал 47 млн. зрителей, заняв первое место.

Картина была удостоена приза "Хрустальный глобус" на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1958 году. В том же году на Международном смотре фестивальных фильмов в Мексике лента получила диплом за эпическую высокохудожественную форму выражения народной трагедии, за прекрасный артистический ансамбль и высокое качество цвета.

Замысел экранизации "Тихого Дона" возник у Сергея Бондарчука, по его словам, после одной из встреч с Михаилом Шолоховым - писатель признался режиссеру, что недоволен киноверсией "Тихого Дона", созданной Сергеем Герасимовым, и мечтает о другой экранизации своего романа.

Из воспоминаний И.К.Скобцевой:
"Начиналось это все так. Сергей Федорович пришел к Шолохову за советом, когда собирался снимать "Войну и мир". Шолохов удивился: "Да что ты! Четыре тома даже поднять трудно. Как же ты будешь это снимать?!" И в этих разговорах Шолохов постоянно проговаривался, что хотел бы видеть новую, более полную, экранную версию "Тихого Дона". Оказывается, экранизацией Герасимова он был не очень доволен". Это была середина 60-х годов, а спустя несколько лет, в 1975 году в журнале "Советский экран" (№ 11), в статье Александра Липкова "Отменно длинный, длинный фильм", было упомянуто, что в планах телевидения - съемки 13 серий "Тихого Дона" (режиссер С.Бондарчук).

Из воспоминаний Евгения Самойлова:
"Я присутствовал при разговоре Сергея Федоровича с его учителем - Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Бондарчук тогда сказал, что хочет снимать "Тихий Дон". И знаете, как ответил Герасимов?
- Дай мне спокойно умереть, Сережа, а потом снимай так, как ты думаешь.
При жизни Герасимова к "Тихому Дону" Сергей Бондарчук так и не приступил".

С началом перестройки появилась надежда осуществить давно вынашиваемый замысел экранизации "Тихого Дона", тем более, что в Госкино эту идею поддержали.

Фотографии со съемок Тихого ДонаИз статьи Валерии Тихомировой (Газета "Молот" 2004 г.):
"1986 год. Хутор Пухляковский. На Дону празднуют 70-летие со дня рождения замечательного российского писателя Анатолия Калинина. Вместе с известными московскими актерами, писателями, журналистами на хутор одним из первых приезжает и Сергей Федорович Бондарчук. Прошу его записать в "Книгу отзывов" свое впечатление о выставке. Он охотно усаживается за небольшим столиком, открывает "Книгу" и пишет добрые, проникновенные слова. Сергей Бондарчук откровенно радуется встрече с земляками, а на вопрос о его новом замысле, известном нам, - экранизировать "Тихий Дон" Михаила Шолохова, твердо отвечает: "Работа начата, фильм непременно состоится..."

Из воспоминаний Ольги Кабо (закончила ВГИК в 1989 году, курс С.Бондарчука и И.Скобцевой):
"Со временем мы поняли, что наш курс Сергей Федорович подбирал по персонажам "Тихого Дона". У нас были свои Григорий Мелехов, Наталья, и Дарья, и Листницкий. Может быть, он и набирал нас, чтобы потом силами курса сделать фильм? Он же горел, бредил тогда "Тихим Доном". Все четыре года учебы мы готовили отрывки из романа, примерялись к его образам... Наконец, Сергей Федорович запустился с "Тихим Доном" и для нас, уже почти своих выпускников, сделал кинопробы. Я пробовалась на Аксинью в паре с Ромой Грековым (царствие ему небесное!), он был похож на Гришу Мелехова. Увы, всё пробами и ограничилось. Но сам факт, что мы играли перед кинокамерой шолоховских героев, - тоже маленький повод для гордости".

Из интервью с И.К. Скбоцевой:
"В начале 1990-х гг. была предварительная договоренность с Гостелерадио. Сергей Федорович сел писать сценарий для сериала - сначала 19 серий, потом 15, затем сократили до 13. Писал он без денежного договора. Сергей Федорович был готов снимать. Но средств на это никто не выделял - пошла волна всеобщей "перестройки", и Сергей Федорович оказался в опале". На практике это означало только одно - отсутствие государственного финансирования для съемок "Тихого Дона".

Фотографии со съемок Тихого ДонаНо выход был найден - при содействии режиссера Али Хамраева, снимавшего "Тамерлана" в копродукции с Италией, сотрудничество Бондарчуку предложили итальянские продюсеры Джузеппе Коломбо и Рисполи. В январе 1990 г. студия "Время", которой руководил Бондарчук, подписала контракт с итальянской фирмой "International Cinema Company", от лица которой выступал Рисполи, о производстве десятисерийной телеверсии и пятичасовой киноверсии романа "Тихий Дон". Одним из главных условий договора было участие зарубежных звезд, способных обеспечить широкий прокат на Западе (на роль Григория Мелехова приглашен Руперт Эверетт, на роль Аксиньи - Дельфин Форест, на роль Пантелея - Ф. Мюррей Абрахам). Съемки происходили в России - с "Мосфильмом" был заключен контракт об оказании технических услуг.

На сами съемки понадобилось менее года (даже в дни августовского путча съемки не были остановлены). 10 августа 1992 года Бондарчук завершил съемки в России, после чего уехал в Рим монтировать и озвучивать фильм.

Фотографии со съемок Тихого ДонаИз воспоминаний Али Хамраева:
"Они с Ириной Константиновной жили в шикарном дорогом отеле - в самом центре Рима. Вдруг на "Тихом Доне" возникли осложнения, весь проект заблокировался, у итальянцев деньги кончились, пошли какие-то бесконечные споры… Бондарчук месяц сидит, два сидит, работа не идет, монтаж остановился, и он эту свою роскошную резиденцию прозвал, как известную московскую тюрьму, - "Матросская тишина"!
Я ведь видел материал "Тихого Дона". Сергей Федорович монтировал на студии "Чинечитта" и однажды сказал: "Приходи в монтажную, я тебе кое-что покажу". Сергей Федорович показал мне потрясающе снятый эпизод. Это сцена на конюшне, когда разбитная Дарья (Наталья Андрейченко) соблазняет старика Мелехова (Мюррей Абрахам). Горячая сцена, шальная, плотская, но никакой пошлости. И ещё показал мне батальные сцены: мощно всё сделано, как только Бондарчук умел. "Тихий Дон" так больше никто и никогда не снимет."

Фотографии со съемок Тихого ДонаНачалась долгая изнурительная тяжба между киноконцерном "Мосфильм", "Временем" и ассоциацией "Возрождение". "International Cinema Company" по контракту должна была заплатить "Времени" за организацию съемок несколько миллионов долларов, затем, с началом "шоковой терапии" "Возрождение" стало требовать оплатить стоимость своих услуг уже "по биржевым ценам".

В 1993 году, когда Бондарчук вновь обратился к Рисполи с просьбой о выделении средств на завершение монтажа и озвучивание, продюсер выразил большое недоумение, что все отпущенные по договору средства уже кончились. Выход фильма, обошедшегося, по самым приблизительным подсчетам, в 10 млн. долларов, был приурочен к Рождеству 1993 года. Однако продюсер увез отснятый материал в Лондон. Отчаянные попытки Бондарчука договориться с Рисполи не возымели успеха. Режиссер умер, так и не дождавшись выхода "Тихого Дона" на экраны.

Федор БондарчукБольше десяти лет семья Сергея Бондарчука предпринимала попытки вернуть в Россию фильм "Тихий Дон". После длительных переговоров в 2005 году Первый канал выкупил у итальянцев 460 коробок с пленкой, но без озвучки.

Сын режиссера, Федор Бондарчук, взялся за непростую работу: из "рабочего материала" отца собрать десятисерийный фильм, который Первый канал собирается показать зрителям в 2006 году.

Из интервью Федора Бондарчука:
"Тихий Дон" сейчас готовится к выходу на "Первом канале". Над картиной идет колоссальная работа, потому что она была сделана отцом в черновом монтаже. Все десять серий фильма монтирую я сам, а помогает мне продюсер Джаник Фазиев, режиссер "Турецкого гамбита". Дополнительная сложность в том, что фильм англоязычный и приходится накладывать русский текст.

Кстати, к выходу картины на российский экран относятся с крайней серьезностью - приглашены шолоховеды, серьезнейшие люди, которые могут докопаться до запятой."

Григорий Мелехов, донской казак


Аксинья Астахова, замужняя солдатка


Биографическая справка:

Правов Иван Константинович родился 4 ноября 1901 года в Воронеже. С 1909 года - рассыльный театра варьете в Воронеже. В 1919-1922 гг. служил в Красной армии.
В 1929 году окончил актерское отделение ГТК (ныне - ВГИК).
С 1926 года - режиссер киностудии "Совкино" в Москве.
В 1944-1946 гг. - режиссер филармонии в Коканде, Свердловского ТЮЗа.
С 1947 года - режиссер Свердловской киностудии.
В 1956-1958 гг., в 1962-1971 гг. - режиссер киностудии "Мосфильм".
Ушел из жизни 11 апреля 1971 года в Москве.

Преображенская Ольга Ивановна родилась 24 июля 1881 года в Москве.
В 1901-1905 годах училась в актерской школе МХТ.
С 1905 года - актриса театров Полтавы, Тифлиса, Риги, Одессы, Воронежа, театров п/р А. Таирова, В. Мейерхольда в Москве.
В кино - с 1913 года. Одна из популярных актрис дореволюционной кинематографии. В 1923 г. окончила школу-студию МХТ. С 1923 года - режиссер киностудии "Госкино".
В 1918-1925 гг. преподавала в созданной ею актерской мастерской ГИКа (ныне - ВГИК).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Ушла из жизни 31 октября 1971 года.

Сергей ГерасимовГерасимов Сергей Аполлинариевич родился 21 мая 1906 года в с. Кундравы.
Учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 году окончил актерское отделение Ленинградского института сценических искусств. В кино с 1924 г.; актер, затем ассистент режиссера в мастерской "ФЭКС" ("Новый Вавилон" (1929) и "Одна" (1931)). Постановщик Парада Победы, прошедшего 24 июня 1945 г. в Москве на Красной площади. Ставил спектакли в Театре-студии киноактера и театре им. Е. Вахтангова. В 1944-1946 г. возглавлял ЦСДФ. Совместно с Тамарой Макаровой вел объединенную актерско-режиссерскую мастерскую во ВГИКе, с 1946 года - профессор.
Ушел из жизни 28 ноября 1985 года.

Сергей БондарчукБондарчук Сергей Федорович родился 25 сентября 1920 года в с. Белозерка Одесской области Украинской ССР.
В 1938-41 годах учился на актерском факультете Ростовского-на-Дону театрального училища (мастерская А. Максимова, В. Белюнаса). Работал актером Театра Красной Армии в Грозном. Участник Великой Отечественной войны.
В 1948 году окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская С. Герасимова, Т.Макаровой).
C 1959 года - режиссер киностудии "Мосфильм". С 1971 года вел актерскую мастерскую во ВГИКе.
В 1971-86 годах - секретарь правления СК СССР. В 1972 - 94 годах - художественный руководитель студии "Время".
Народный артист СССР (1952).
Ушел из жизни 20 октября 1994 года.