Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!

23 августа
2017 год
 
 
 
 
 
 
1
3
5
6
8
9
11
13
14
16
17
18
21
22
24
25
26
27
29
30
31
 
 
1
3
4
7
9
10
11
12
14
15
18
19
20
21
22
24
26
27
29
 
 
1
3
5
6
7
8
9
11
12
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
 
 
 
 
 
1
4
5
6
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
2
3
4
6
7
9
10
11
12
13
14
15
16
17
19
21
22
23
24
25
26
28
31
 
 
 
1
4
7
8
11
12
13
14
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
8
11
13
16
18
19
20
21
22
24
25
26
27
29
30
31
 
2
3
5
6
7
9
10
11
13
15
17
18
19
20
21
22
23
26
30
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
8
9
13
14
16
18
19
23
24
25
26
27
28
30
 
 
 
 
 
 
1
2
5
7
8
10
11
12
14
16
17
21
22
23
24
29
30
31
 
 
2
4
6
7
8
9
12
13
14
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Все рубрики

Внутренняя империя >>

Анатомия режиссера - смех, зомби, комиксы, пиво и сай-фай

На этой неделе в прокат выходит «Малыш на драйве» - американский фильм самого изобретательного английского постановщика наших дней Эдгара Райта (не путать с Джо Райтом и Кристофером Ноланом). Мы решили вспомнить, как гик из графства Дорсет стал иконой для тех, кто с ним одной крови.

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: Саймон Пегг, Эдгар Райт, Ник Фрост


16 июля не стало Джорджа Эндрю Ромеро, и Эдгар Райт написал на своём сайте прочувствованное прощальное письмо, в котором признавался, что без Ромеро, вероятно, его карьера сложилась бы совсем иначе. Фамилия короля зомби и кадры из его фильмов интриговали молодого англичанина, когда он листал тематические журналы, а когда вырос и наконец посмотрел «Ночь живых мертвецов», «Мартина» и прочие ленты Ромеро, то стал преданным фанатом мастера ужасов. Одним из столбов дружбы Райта с Саймоном Пеггом, к слову, стала любовь к «Рассвету мертвецов», но хоть фигура Ромеро и являлась для обоих в каком-то смысле отцовской, кинематограф Райта живет не только его влиянием.

Эдгар Говард Райт родился 18 апреля 1974 года в городке Пул (графство Досерт), но детство провел в Уэлсе (графство Сомерсет), где уже в четырнадцать лет начать снимать пародийные короткометражные фильмы, в частности, - в чем-то примечательных местных пещерах. Дело спорилось: Райт снимал на камеру Super8 пародии, например, на «Грязного Гарри», выигрывал любительские конкурсы - и на полученные деньги снимал снова. В 20 лет, окончив университет, Райт замахнулся на полный метр - так появился монтипайтоновский по духу вестерн «Пригоршня пальцев», с любовью пародировавший «За пригоршню динамита» Серджио Леоне. «Величайший вестерн графства Сомерсет» появился благодаря счастливому совпадению: редактор уэльской газеты получил наследство и спродюсировал картину, выдав Райту 15 тысяч долларов (или 11 тысяч фунтов).

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!

В «Пригоршне» так же просто разглядеть формирующийся почерк британца, как и узнать тропы Леоне и спагетти-вестерна, над которыми Райт любовно подтрунивает. Иствудоподобный юноша по прозвищу Безымянный (Грэм Лоу) передвигается при помощи игрушечной лошадиной головы, плевком может сбить картину со стены, а местный забулдыга не знает, как к нему правильно обратиться: бродяге высокогорных равнин не нравятся прикипевшие к жанру «сэр», «дружище» или «сынок». Охотится же Безымянный за неуловимым Человеком в черном, за чью голову назначена хорошая награда. Их конфликт обостряется с убийством лошади Безымянного (и тот поёт в память о ней), а затем выясняется, что Человек в черном возглавляет группу преступников О-ОК, которые совершили ограбление века. На этом, впрочем, история непростых отношений героя и антагониста не завершается (не обойдется без душещипательного флэшбека с разрушенным песочным замком). Пародируя вестерн-клише, Райт не забывает иронизировать над низкобюджетностью «Пригоршни» и разрушать четвертую стену: в кадре мелькают автомобили, на одну из реплик Безымянный просит еще один дубль, а выстрел с рикошетом отмечает спортивный диктор и предлагает посмотреть повтор. В общем, уже в двадцать лет по выдумке Райта неплохо сочинял визуальные гэги, которые станут основой его стиля, и мог заткнуть за пояс многих.

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
Оскар Райт
Эффектные анимированные титры к «Пригоршне пальцев» нарисовал Оскар Райт - брат режиссера, аниматор, дизайнер титров, клипмейкер и оформитель комиксов. Он работал почти на всех проектах брата (в частности, рисовал за Саймона Пегга в «Зомби по имени Шон»), среди других его проектов - концепт-арты к «Странным детям мисс Перегрин» и сториборд «Чудо-женщины».


Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: Оскар - справа, в центре - Марк Хэмилл
Эдгар Райт: Гик-гик, ура!

Дебютный полный метр Эдгара Райта не удовлетворил, зато привлек внимание Дэвида Уолльямса и Мэтта Лукаса (будущие создатели скетчкома «Маленькая Британия»), которые позвали его на Paramount Comedy Channel. Там же Райт со временем познакомился с двумя главными людьми в своей кинокарьере - Саймоном Пеггом и Ником Фростом.

С 25-летним Пеггом 21-летний Райт познакомился на какой-то вечеринке, но комик не обратил внимания на младшего товарища. Тот «переубедил» его уже через год, когда Уолльямс и Лукас пригласили Райта режиссировать ситком черного юмора «Психушка», состоявший из стендап-номеров пациентов. Главную роль (разносчика пиццы) сыграл Пегг, а его подругу - Джессика Хайнс. Вдвоем они напишут ситком «Долбанутые» (Spaced), а режиссировать позовут Эдгара Райта. Тогда же состоится актерский дебют Ника Фроста, который провалил карьеру стендап-комика и устроился на работу официантом в мексиканский ресторан на севере Лондона.

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: Эдгар Райт на съемках Пригоршни пальцев

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
Саймон Пегг и Ник Фрост

Когда на горизонте появился Эдгар Райт, Пегг и Фрост дружили уже пару лет и даже вместе снимали квартиру - Саймон расстался с девушкой, и лучший друг оказался самым подходящим соседом. Познакомились они, впрочем, благодаря тому, что их девушки работали в одном ресторане. Как-то во время встречи Пегг издал рёв Чубакки, а Фрост его признал, что выдало в нём такого же гика, как и его будущий напарник.

Трудно представить более непохожих людей: Пегг закончил Бристольский университет с дипломом по драматургии (он писал исследование про Маркса и «Звездные войны») и пытался работать в комедийной индустрии. Как он признает, его парализовала собственная корректность. Фрост же прошел богатую школу жизни: когда дело его родителей прогорело, он стал подрабатывать официантом, часто бывал в пабах и на рейвах, а как-то на два года уехал в израильский кибуц, который покинул под страхом армии или свадьбы. Пегг считает Фроста самым смешным человеком, которого он когда-либо встречал, но с карьерой стендап-комика у того не задалось. Осуществлению мечты помешал то ли взрывной характер (Фрост как-то подрался с остряками из зала), то ли телевизионные перспективы, которые открылись, когда на Paramount Comedy Channel приметили Пегга. Так родилось бронебойное трио Райт-Пегг-Фрост, а также три не менее яркие самостоятельные карьеры.

Сейчас наиболее востребован Саймон Пегг, снимающийся одновременно в двух франшизах: «Миссия невыполнима» и «Стартреке», к третьей части которого он даже написал сценарий. Фрост же продолжает идти по комедийной дорожке (фильм «Танцуй отсюда!» и сериалы «Мистер Слоан» и «Галавант»). В 2011-м они написали сценарий и вместе снялись в комедии «Пол: Секретный материальчик», которая не снискала ожидаемого успеха.


Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: Ник Фрост и Саймон Пегг
Эдгар Райт: Гик-гик, ура!

1999 год, конец XX века, - достаточно эффектный момент для формирования едва ли не самого яркого комедийного трио века XXI. Сценарий Spaced на пару написали Саймон Пегг и Джессика Хайнс - и в нем несложно угадать биографию белобрысого комика. Не слишком успешный комиксист Тим (Пегг) расстается с девушкой и ищет новое жилье, как и журналистка Дэйзи (Хайнс). Они случайно знакомятся в любимой забегаловке Тима, а потом решают прикинуться парочкой, потому что так проще снять угол. Хозяйка квартиры дает добро, но авантюра постоянно рискует провалиться, а отношения Тима и Дэйзи перерасти в нечто большее.

На «Долбанутых» Эдгар Райт впервые применяет коронный приём: если раньше он снимал пародии на серьезные жанры, то теперь решил примерить на ситком стилистику научно-фантастических сериалов и хорроров. Spaced напоминает комедийную версию «Доктора Кто», где вместо путешествий по эпохам и удивительным мирам, - занятные бытовые ситуации и бесконечные отсылки к поп-культуре, от «Сияния», «Секретных материалов» и «Скуби-Ду» до «Акиры», фильмов Джорджа Ромеро и видеоигр. Дебют Ника Фроста в роли лучшего друга Тима - британца-патриота, помешанного на оружии, - дань Пегга комедийному дару друга. Этот образ Фрост использовал в различных доморощенных скетчах. Здесь же у Райта впервые снялись, в частности, Питер Серафимович и Майкл Смайли, которые будут мелькать в его последующих картинах.

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: Сериал Долбанутые

Сериал выдержал два сезона («Психушка», к слову, пережила шесть серий), подарил Райту-Пеггу-Фросту первый успех и натолкнул на мысль о полнометражной копродукции. Все трое фанатели от Ромеро - и в Spaced даже есть эпизод, когда герой Пегга играет в Resident evil на приставке, а вокруг ему мерещатся зомби. Так зародилась трилогия Cornetto.


Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
Трилогия Cornetto

Киноманская трилогия Райта-Пегга-Фроста, также известная как «Кровь и мороженое», - одновременно оммаж «Трём цветам» Кшиштофа Кеслёвского и похвала лучшему средству от похмелья. Каждый фильм зарифмован с соответствующим вкусом и цветом: зомби-комедия «Зомби по имени Шон» - клубника и красный, комедия про полицейских в захолустье «Типа крутые легавые» - классика и синий, научно-фантастическая комедия про позднее взросление «Армагеддец» - мята и зеленый. В двух фильмах мороженое покупают персонажам Ника Фроста, в заключительной части трилогии обертку из-под мятного можно разглядеть на фоне постапокалиптического пейзажа.


Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
Эдгар Райт: Гик-гик, ура!

Сценарий «Зомби по имени Шон» (в оригинале Shaun of the dead, как у Ромеро) Пегг писал уже вместе с Райтом. Со времен первой вечеринки актер переменил мнение и заявил, что готов работать с новым приятелем вечно. Вдохновляясь классикой зомби-хоррора, она сочинили наглую комедию про живую мертвечину взрослой жизни. 29-летний продавец-консультант Шон (Пегг) обожает транжирить время с приятелем Эдом (Фрост) за видеоиграми или в пабе «Винчестер». Жизнь однако требует от него больше серьезности: он регулярно ссорится с девушкой Лиз, терпит критику отчима (Билл Найи) - и захолустный зомби-апокалипсис логичное развитие событий в этой безрадостной обыденности. Тут-то Шону пригождается геймерский навык быстро бегать, метко стрелять и горячо молиться (а также перепрыгивать через заборы и пить пиво, что является важным тропом всей трилогии). Финал анонсирует долгую обычную жизнь, в которой Шон съезжается с Лиз, загоняет зомби-приятеля в сарай, но регулярно наведывается к нему пить пиво и играть в приставку. Впрочем, ничего нового.

Одним из первых зрителей картины оказался Джордж Ромеро, пришедший в восторг. Он даже позвал Райта и Пегга сыграть камео - зомби в фотобудке - в «Земле мертвецов». Критики и зрители картину тоже полюбили, среди больших поклонников «Шона» - Квентин Тарантино, а также фильм считается - наряду с «28 дней спустя» Дэнни Бойла - причиной, по которой зомби снова и по-прежнему в моде. Культовый статус проекта подчеркивает также участие выдающегося стендап-комика Дилана Морана, известного телезрителям по ситкому «Книжный магазинчик Блэка».

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: Зомби по имени Шон

Спустя три года Райт, Пегг и Фрост воссоединяются для второй части трилогии - полицейской комедии «Типа крутые легавые» (Hot Fuzz), где ретивого лондонского констебля Найджелла (Пегг) переводят в захолустье в Глостершире, чтобы он не слишком выделялся на фоне более безалаберных коллег. Там 20 лет не происходит ничего более криминального, чем побег гуся, однако приезд Найджелла совпадает с группой серийных убийств, которые все считают несчастными случаями. С помощью наивного детины Дэнни (Фрост), которого приставили к столичному гостю в качестве помощника, констебль решает распутать дело.

Райт и Пегг называют «Типа крутых легавых» попыткой снять крутое и самобытное британское кино про копов, которого в фильмографии Туманного Альбиона они не обнаружили. Перед написанием сценария друзья пересмотрели больше сотни фильмов и долго общались с настоящими полицейскими. В итоге получилось криминальное бадди-муви, где «Смертельное оружие» уморительно пересекается с «Плетеным человеком». Если в «Зомби по имени Шон» Райт и Пегг советовали слегка взяться за ум, но не отказываться от любимых занятий целиком, то в «Легавых» они борются с изнуряющими требованиями к себе. Раздолбай Дэнни, которого с Найджеллом сводит любовь к боевикам, вроде «На гребне волны», помогает тому расслабиться и найти удовольствие не только в работе.

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: Типа крутые легавые

После Hot Fuzz Райт участвует в альманахе фиктивных трейлеров, которые показывают перед сеансом «Грайндхауса» Тарантино и Родригеса. Его короткометражка Don’t высмеивал хоррор-штампы. Затем ему предлагают стать режиссером четвертой «Миссии невыполнима» (вероятно, не без помощи Пегга), но что-то не срастается. Развлекать Тома Круза принялся Бред Бёрд, а Райт занялся экранизацией комикса «Скотт Пилигрим» канадца Брайан Ли О’Мэлли, который на момент начала съёмок еще продолжал выходить (и в итоге сюжеты фильма и первоисточника расходятся).


Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
Брайан Ли О’Мэлли

Канадец О’Мэлли работал карикатуристом и шрифтовиком, а его первым графическим романом в 2003-м стала «Потерянная в море» (Lost at sea). Год спустя он начал историю Скотта Пилигрима - эгоцентричного и не слишком удачливого басиста и фаната видеоигр, который влюбляется в Рамону, которая недавно переехала в Торонто. И для того, чтобы встречаться с ней, он вынужден выдержать семь напряженных поединков с её бывшими и собственными дурными качествами. После бешеного успеха мультяшного, искреннего и наполненного через край фантазией «Скотта» (2004-2010) О’Мэлли написал «Шансы» - еще одну историю борьбы с эгоцентризмом и инфантильностью, теперь с девушкой-поваром в главной роли. Стилистически комикс напоминают работы Миядзаки, а главный сюжетный трюк в том, что героиня обнаруживает волшебные грибы, позволяющие исправлять прошлое. Сейчас канадец работает над комиксом Snotgirl - историей про зеленоволосую звезду соцсетей Лотти Петерсон. Впервые за рисунок отвечает не сам О’Мэлли с его узнаваемой манерой, а художница Лесли Ханг.


Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: галерея персонажей Брайана Ли О'Мэлли из комикса Скотт Пилигрим
Эдгар Райт: Гик-гик, ура!

Фильм «Скотт Пилигрим против всех» приняли неоднозначно, несмотря на то, что у Райта получился настоящий гимн гик-культуре. Эгоистичного Скотта сыграл кумир молодежи, вечно вялый Майкл Сера, неуловимую и ежедневно меняющую цвет волос Рамону - Мэри Элизабет Уинстэд, в остальных ролях - известные лица американского инди в диапазоне от Джейсона Шварцмана и Кирана Калкина до Элисон Пилл и Обри Плазы, а также будущая звезда супергероики Крис Эванс. Пегг и Фрост не смогли поучаствовать в проекте даже в камео.

Напоминающий безумную визуальную смесь комиксов и видеоигр, «Скотт Пилигрим», как и прочие ленты Райта, рассказывает о том, как найти баланс между прожиточным минимум взрослости и гиковскими увлечениями. И если прочие ленты Эдгара Райта апеллировали к чужому киноязыку (хорроров или полицейских боевиков), то тут он обратился к языку нового медиа - видеоигр. Вероятно, скепсис по отношению и к комиксам, и играм сыграл свою роль, однако с тех пор популярность и влиятельность обоих значительно возросла. Вчерашние гиковатые аутсайдеры (от Джей Джей Абрамса до Саймона Пегга) диктуют правила Голливуду, а кино уже сейчас черпает вдохновение из видеоигр и перенимает некоторые визуальные приемы (простейший пример - «Хардкор»).

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: Скотт Пилигрим против всех

После «Скотта» Райт вместе со Стивеном МоффатомДоктор Кто» и «Шерлок») написал сценарий для «Тинтина» Стивена Спилберга. Тот на пару с Питером Джексоном взялся за экранизацию легендарного французского комикса, поклонниками которого они являются. Новозеландский режиссер первую часть только продюсировал, но планирует снять сиквел. Также в «Тинтине» дуэт глуповатых детективов Томпсона и Томсона сыграли Пегг и Фрост.

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: Тинтин и тайна единорога

Затем Райт вернулся к экранизации супергеройского комикса «Человек-муравей», над которым работал с 2006 года. Однако самобытный британский режиссер не вписался в концепцию киновселенной Marvel - и из-за творческих разногласий он покинул проект в 2012 году. В итоге у Disney получилась одна из слабейших работ комикс-киновселенной, где легко разглядеть сцены и идеи, оставшиеся от Райта (разумеется, лучшее, что там есть).

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: Армагеддец

Британец же не растерялся и вернулся к сценарию под лихим названием «Армагеддец» (World’s end), придуманный им еще на заре карьеры. В «Армагеддце» пятеро школьных друзей (Пегг, Фрост, Мартин Фриман, Пэдди Консидайн и Эдди Марсан), достигшие среднего возраста, возвращаются на малую родину, чтобы пройти Золотую милю (двенадцать пабов), выпив в каждом по пинте пива. Толкает их на это безрассудство главный заводила класса Гэри Кингом (Пегг), который с годами так и не понял, что детство не кончилось. Однако алкогольный кураж открывает друзьям страшную тайну - за скучной взрослой сдержанностью стоят слишком разумные инопланетяне.

Отдав дань «Вторжению похитителей тел» и романтическому образу рыцарей, Райт эффектно завершает трилогию Cornetto, демонстрируя, что способы примирения с обыденностью, показанные в «Шоне» и «Легавых», не являются универсальными. Некоторые никогда не взрослеют - и, возможно, не так уж они и не правы.

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: Малыш на драйве

Четыре года спустя Эдгар Райт всё-таки въезжает на блестящей машине в Голливуд («Скотт Пилигрим» был копродукцией Англии, Канады, США и Японии). «Малыш на драйве» (Baby driver) - история про крутого гонщика по прозвищу Малыш (Энсел Элгорт), который когда-то ограбил влиятельного мафиози (Кевин Спейси), а теперь вынужден отрабатывать просчет, помогая тому в ограблениях банков. Когда до конца рабства остается последнее дело, а Малыш встречает настоящую любовь (официантку Дебора в исполнении Лили Джеймс), жизнь и любовь Малыша оказываются в опасности.

Автомобильный мюзикл, нашпигованный песнями под завязку, демонстрирует монтажный талант Райта и его киноманский багаж. Самая простая (sic!) его картина рисует несуществующую кинематографическую Америку, где вновь эскапизм (фанатичная любовь к музыке) оказывается единственным ответом на все тяготы жизни.

Эдгар Райт остается верен себе - и при этом остается разнообразным, как список его любимых фильмов (выбирайте - сорок или тысяча). Сейчас он пишет сценарий для кинокомикса «Юные титаны» и вместе с Дэвидом Уоллиамсом, который приметил его в 90-е, готовится снимать мультфильм «Тени» (Shadows). Первому игроку приготовиться - жми на газ, Эдгар.

Эдгар Райт: Гик-гик, ура!
фото: Саймон Пегг, Джордж Ромеро, Эдгар Райт

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма
Россия, 2017
драма, мистика, научная фантастика, триллер
США, 2017
комедия, приключения, семейное кино
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
комедия
Италия, 2017
боевик
Болгария, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2016
все фильмы в прокате >>