Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Страсти по Орсону Уэллсу

6 мая
2015 год
 
 
 
1
2
4
6
9
10
11
12
14
16
17
18
20
22
26
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
4
5
7
8
11
13
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
3
5
7
9
11
13
15
17
19
21
22
24
27
29
30
 
 
2
4
6
9
10
13
14
16
17
19
21
22
24
26
27
30
 
 
 
 
2
5
6
8
9
10
12
14
16
20
22
24
25
26
28
30
1
2
5
8
9
10
11
13
14
18
19
22
25
26
28
29
30
 
 
2
3
4
6
7
9
12
15
16
17
18
20
21
23
24
27
29
 
 
 
 
 
1
3
5
6
7
8
10
12
13
14
16
19
23
24
28
30
 
1
3
5
8
9
11
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
12
13
14
16
17
18
19
20
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
 
1
3
4
7
10
11
13
14
15
17
18
20
21
23
24
27
28
30
 
1
3
5
7
8
9
10
11
12
13
16
17
19
20
21
22
23
26
27
28
30
31
Все рубрики

Внутренняя империя >>

К столетию гения

Страсти по Орсону Уэллсу

Орсону Уэллсу - человеку с тысячей лиц и званием одного из величайших американских режиссеров - 6 мая исполнилось бы сто лет. За отведенные ему семьдесят он успел поработать на радио, где поставил настолько правдоподобную версию «Войны миров» по Герберту Уэллсу (не родственнику и даже не однофамильцу), что напугал многих американцев; в театре, где осуществил вудуистскую версию «Макбета», «Доктора Фаустуса» и многое другое; и, конечно, в кино, где начал с «Гражданина Кейна», который провалился и лишь позже был признан великим. Вся последующая карьера Орсона Уэллса тоже состояла из провальных успехов, которые оценивали по заслугам с запозданием.

Страсти по Орсону Уэллсу

«Добрый вечер, дамы и господа. Меня зовут Орсон Уэллс. Я актер. Я писатель. Я продюсер. Я режиссер. Я маг. Я появляюсь на подмостках и на радио. Почему меня так много, а вас так мало?» - сказал он как-то по радио. Стоит взглянуть только на актерскую фильмографию Орсона Уэллса (более ста картин - лишь малая толика наследия), чтобы оценить масштаб работоспособности великого американца. На многих проектах он читал текст рассказчика или просто брался за роли, чтобы заработать на новый фильм: так в его карьере появились анимационные «Трансформеры» и многие другие неоднозначные ленты.

Страсти по Орсону Уэллсу

Одни замыслы он так и не успел реализовать: перед смертью Уэллс, по словам Питера Богдановича, готовился снять очень личную экранизацию «Короля Лира» - историю, которая очень уместно смотрелась бы в его фильмографии не только из-за увлечения Шекспиром, но и потому, что Лир - стопроцентно уэллсовский персонаж (кто, как не он, сыграл бы дряхлеющего правителя). Иные его сценарии нашли других режиссеров: например, «Месье Верду», которого в итоге переписал под себя и снял Чарли Чаплин, задумывался Уэллсом как фильм, где он снимет живого классика. Да и не одна «мечта» Уэллса попадала в чужие руки: так, он снялся у Майка Николса в экранизации «Уловки-22», которую сам грезил поставить, а также жутко ругал Ричарда Брукса, снявшего «Лорда Джима» по Джозефу Конраду, и в эмоциональном порыве заявил тому же Богдановичу, что Брукса надо посадить в тюрьму за то, что он сделал с романом Конрада (например, тот начал фильм со шторма, а Уэллс видел штиль лучшей первой сценой).

Страсти по Орсону Уэллсу

Впрочем, настоящей ненависти Орсон Уэллс к современникам никогда не испытывал, ругал фильмы, а не людей, и целый кусок с критикой голливудских коллег в книгу интервью «Знакомьтесь - Орсон Уэллс» так и не вошел (зато попали некоторые другие, не менее забавные). Любил он так же широко: перед дебютным «Гражданином Кейном», на котором молодому режиссеру дали единственный в жизни карт-бланш, Уэллс 40 раз пересмотрел «Дилижанс» Джона Форда. Других вдохновителей тоже не отрицал - от «Кабинета доктора Калигари» (Вернера Краусса молодой Уэллс как актер пытался сымитировать еще в «Сердцах века» 1934 года) до лент Престона Стерджеса. Морочное влияние нуара тоже было ему не чуждо, как и шекспировские герои и страсти, но особая созвучность «черных фильмов» лентам Уэллса заключается в том, что нуар всегда пристрастен – страстен – субъективен. Именно субъективность точек зрения, как и субъективная камера, как и горизонтальный монтаж, предлагающий зрителю выбирать ключевой объект в кадре, во многом сделали «Гражданина Кейна» великим фильмом.

Страсти по Орсону Уэллсу

Но ключ к кинематографу Уэллса, признанному большими режиссерами от Вуди Аллена* до Андрея Тарковского**, проще найти не в его главной работе, но в картине, где нуар и Шекспир причудливо пересеклись, чтобы напрямую озвучить одну из магистральных тем режиссера.

Это происходит не только в «Макбете», но особенно в «Отелло», начинающемся с молчаливого пролога - похорон мавра (Уэллс) и наказания Яго (Майкл МакЛаймуар). Шекспировская трагедия, благодаря экспрессионистским косым линиям, обилию теней и человеческим недостаткам, оказывается созвучна послевоенному отчаянию и разочарованию в «вечных» институтах - правителе (венецианский дож), семье (Дездемона) и дружбе (Яго). Но главное, что Уэллс вычленяет из шекспировского текста, - вопрос о том, кем же на самом деле является человек. Яго говорит: «Я не тот, кем кажусь». Про Отелло сообщают, что «он есть то, что он есть».

Страсти по Орсону Уэллсу

Тот же вопрос - двигатель «Гражданина Кейна»: биография Чарльза Фостера Кейна, наполовину списанного с магната Уильяма Рэндольфа Херста, частично - с самого Уэллса, разрастается благодаря субъективным, порой противоречивым воспоминаниям современников. Не те, кем кажутся, и мистер Аркадин (Уэллс), и добропорядочный Майк Варгас (Чарлтон Хестон) с капитаном полиции Хэнком Куинаном (запустивший себя Уэллс), и скрывающийся от послевоенного суда фашист Франц Киндлер (снова Уэллс), и Отелло, и Макбет…

Страсти по Орсону Уэллсу

Аналогично работает и главный сеанс всемирного (само)разоблачения в лице документальной ленты «Ф как фальшивка», где Уэллс показывает фокусы, рассказывает о великом венгерском художнике-фальсификаторе Элмире де Хори, забавляется монтажом (в духе Годара, которого он уважал как режиссера, но не воспринимал как мыслителя) и описывает историю искусств как торжество подделок, обзывая двадцатое столетие «веком фальшивок», когда даже эксперты не могут отличить настоящее от ложного. Там же звучат слова будто бы самоуспокоения поседевшего, но по-прежнему рьяного режиссера, который начал с вершины***, долго двигался вниз, порой тщетно искал финансирование на амбициозные проекты, лишался права финального монтажа, что испортило не одну картину Уэллса (например, «Мистера Аркадина»), но продолжал снимать с той же страстью, с какой придумывал, ел, курил, излучая обаяние и творил мифы о себе.

«Все наши песни смолкнут, но что с того - ты все равно пой. Быть может, имя человека не так уж важно».

_____________________________________
*
Как-то Вуди Аллен сказал Питеру Богдановичу: «Я думаю, Орсон Уэллс - единственный американский режиссер, стоящий в одном ряду с Бергманом, Феллини, Ренуаром»
**
Из всего американского кинематографа Андрей Тарковский признавал только «Гражданина Кейна» и «Табачную дорогу».
***
Говорят, Орсон Уэллс как-то сказал: «Я начал с вершины и прокладывал путь вниз».

Страсти по Орсону Уэллсу

Алексей Филиппов
Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма
Грузия, Польша, Россия, 2017
боевик, комедия, приключения
Великобритания, США, 2017
боевик, детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Дания, США, 2017
биография, драма, исторический фильм, трагикомедия
Великобритания, Франция, 2017
исторический фильм
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма, комедия
Франция, 2017
все фильмы в прокате >>
"Безбашенные"
Ролики фильмов

"Безбашенные"

В охваченной войной Боснии команда спецназа ВМС США «Морские котики» находит клад — золотые слитки стоимостью более $300 млн.