Не случайно многие отмечают, что прошедший год был очень насыщенным и богатым на хорошее кино в отечественном прокате. Отбирать лучшие картины из числа практически равных – всегда сложно, тем более, если это делает вся редакция. Мы спорили, голосовали, и в итоге, чтобы не оставлять за бортом отличные фильмы, решили сделать ТОП-20, а не ТОП-10.
20. «Страсти Дон Жуана»
Режиссер: Джозеф Гордон-Левитт
Дико смешной и очень точный фильм.
Гордон-Левитт похож на всех альфа-самцов сразу,
Йоханссон - на всех твоих бывших-сук, с одной грустной оговоркой, что Йоханссон никогда не будет твоей бывшей. Полтора часа два талантливых актера показывают, как не надо строить любовь, для доходчивости изображая Ольгу Бузову и Романа Третьякова из Дома-2, а потом приходит Лариса Гузеева с косяком (
Джулианна Мур) и быстренько объясняет, как правильно искать невесту. В общем - идеальный вариант для режиссерского дебюта, перезагрузки карьеры и пятничного вечера с пивом.
19. «Интимные места»
Режиссеры: Наталья Меркулова,
Алексей Чупов
Более смелого и непошлого разговора о сексе в российском кинематографе, кажется, ещё не было. Понятно, что сексом лучше заниматься, нежели о нём разглагольствовать, но
«Интимные места» как раз тот случай, когда второе интереснее, чем первое. И вот почему: для обделённого по большей части самоиронией, закомплексованного русского народа жизненно необходим такой остроумный разговор на родном языке.
18. «Армагеддец»
Режиссер: Эдгар Райт
Логичным завершением трилогии «кровь и мороженное», куда входят
«Зомби по имени Шон» и
«Типа крутые легавые», стала гештальт-комедия о том, что вот она жизнь, а податься в ней некуда. Англичанин
Эдгар Райт преобразил когда-то придуманный сюжет о шляющихся по барам школьниках в кроссвозрастную историю о поиске места под солнцем и заодно ответил на вопрос, почему школьные друзья так редко видятся. Наконец, избегая намеков на кризис среднего возраста, он превратил пьяный марафон в современную версию рыцарского похода.
17. «Великий Гэтсби»
Режиссер: Баз Лурман
От нового фильма
База Лурмана ждали как минимум повторения успеха
«Мулен Руж» и свежего прочтения Фитцджеральда. Режиссер на это ответил Jay-Z, Beyonce и Lana Del Rey в саундтреке, обилием перьев с блестками, реками шампанского и великой ролью
ДиКаприо. Вряд ли эта экранизация станет канонической, но то, что каждый второй новогодний корпоратив в стране был в стиле Гэтсби, а шляпки а-ля 20-е пропали из продажи ещё в сентябре, о чём-то, да говорит.
16. «Белоснежка»
Режиссер: Пабло Бергер
Черно-белое кино, переосмысление известного сюжета, размышление о судьбе Испании – Пабло Бергер сплетает все эти нити в воздушную картину, по легкости не уступающую диснеевской
«Белоснежке». Однако за каждой сценой торжествующей юности скрыта боль взрослой жизни – сексуальное насилие, жажда славы, национализм и политические режимы. Только понять эти знаки сама Белоснежка-Испания сначала не сможет в силу возраста, а потом - из-за сна в колыбели былого величия.
15. «Горько!»
Режиссер: Жора Крыжовников
Безудержно смешной и невероятно душевный полуторачасовой альманах русской жизни, снятый в жанре мокьюментари. Местами практически документальный, что делает его правдивым и понятным.
Жора Крыжовников создал фактически гоголевскую галерею ярчайших образов из самых разных сословий - то, чем у нас давно никто не занимался. Картина возвращает нас к традициям давно забытой советской комедии и отзывается в сердце и безудержным смехом, и щемящей грустью.
14. «И все же Лоранс»
Режиссер: Ксавье Долан
Самый большой фильм канадского режиссера
Ксавье Долана, который, наконец, отдал главную роль не себе (она досталась
Мельвилю Пупо), сместил акцент с гомосексуальной любви на поиски себя, затронул тему транссексуальности и внутреннего комфорта. Это очень откровенная и наивная картина, где взрослые ведут себя почти как подростки, где чужой комфорт приносится в жертву собственному "я" – в разных сферах, с разным полом, с разным успехом.
13. «Анна Каренина»
Режиссер: Джо Райт
Спорная и смелая, экранизация романа Льва Толстого – совместная заслуга
Джо Райта и драматурга
Тома Стоппарда. Правила поведения в обществе и настоящая женская драма показаны как часть большой театральной постановки, которой и является вся наша жизнь, тем более – светская. Райт с самого начала шокирует отлаженностью работы массовки и декораций, доводит стилистику
а-ля рюсс до абсурда и картонных задников с нарисованными храмами, а также старается хоть как-то передать (или хотя бы заразить интересом к нему) величие толстовского романа.
12. «Географ глобус пропил»
Режиссер: Александр Велединский
Безнадежный и обнадеживающий фильм Велединского вольно отнесся к роману-первоисточнику
Алексея Иванова, нарисовал очередного маленького героя не нашего времени (одна из лучших ролей
Константина Хабенского за последние годы), начал впадать в экзистенциальность, но одумался и высмеял собственные юношеские порывы: начался как внутреннее, духовное роад-муви, но в очередной раз доказал, что русское роад-муви – это бесконечное хождение по кругу.
11. «Побочный эффект»
Режиссер: Стивен Содерберг
Якобы предпоследний фильм Стивена Содерберга (и якобы последний – на широком экране) оказался удачным медицинским триллером с парой неожиданных сюжетных поворотов. Наполненный холодными и желтыми оттенками, «Побочный эффект» в ряде планов и деталей наследует
Хичкока и продолжает поиски режиссера в области «Кого бы еще спародировать» и «Какой бы жанр разобрать на винтики».
10. «Милая Фрэнсис»
Режиссер: Ноа Баумбах
Ноа Баумбах снял фильм-дневник, который не только вполне искренне написан девушкой, приближающейся к отметке «тридцать лет», но уже прочитан и отчасти осмыслен. Фрэнсис, под чьей оболочкой дышит обаяние
Греты Гервиг, живая и настоящая, состоит из каких-то фраз, противоречивых поступков, недомолвок и непредсказуемых действий. Зритель будто следит за чьей-то жизнью через современную замочную скважину - интернет-дневник, твиттер или другую социальную сеть.
9. «Легенда № 17»
Режиссер: Николай Лебедев
Пример по-настоящему массового, народного кино, столь редкого для нашей индустрии. Секрет успеха до конца не разгадан, возможно, он заключается в том, что на проекте каждый занимался своим делом, не мешая друг другу.
Данила Козловский после роли Харламова окончательно оформился как «звезда» в самом полном смысле этого слова. Кинотеатры, неохотно показывающие российское кино в принципе, получили самый убойный российский мейнстрим и сделали огромные сборы. Если отечественное кино дальше будет развиваться в таком же русле, то настанет день, когда оно и без помощи
Меньшикова будет удивлять, восхищать и завораживать.
8. «Гравитация»
Режиссер: Альфонсо Куарон
После семилетнего перерыва мексиканский режиссер Альфонсо Куарон снял ленту, которую можно смотреть и как виртуозный аттракцион, и как фильм-размышление. «Гравитация» стараниями выдающегося оператора
Эммануэля Любецки предлагает головокружительное путешествие к звездам и потаенным страхам, и в этом пространстве чистой красоты сюжет движется с четкостью и вдохновением танцора механического балета. За неземным видеорядом, как водится, скрыта история взаимоотношений человека с самим собой, земными проблемами, повседневными ужасами, а также звучит главный вопрос – веры и доверия.
7. «Джанго Освобожденный»
Режиссер: Квентин Тарантино
В самом кассовом из своих фильмов Квентин Тарантино скрестил два любимых жанра: спагетти-вестерн и блэксплотейшн, для аутентичности позвал
Франка Неро и получил разудалое постмодернистское кино о рабстве, рядом с которым
«12 лет рабства» Стива МакКуина кажутся необязательным эпилогом. Феерический актёрский состав, тончайшая стилизация, остроумные диалоги,
ДиКаприо с молотком и обилие старого доброго ультранасилия позволяют говорит, что мастер снова на пике формы. Кроме всех вышеперечисленных радостей, «Джанго» подарил одну из самых упоительных оскаровских шуток года:
Кристоф Вальц второй раз получил «Оскар» за то, что снова сыграл немца.
6. «Жизнь Адель»
Режиссер: Абделатиф Кешиш
В России, где волна необъяснимой ненависти к геям продолжает набирать скорость и высоту, «Жизнь Адель» скорее всего приобретет статус манифеста в глазах секс-меньшинств. Однако в первую очередь это фильм о любви. Кешиш сделал фильм максимально интимным, но не за счет откровенных сцен, а потому, что никуда не спешил, передавая все мельчайшие оттенки состояния главной героини. Это в чистом виде гипноз, за одно только это свойство фильм уже достоин внимания.
5. «Великий мастер»
Режиссер: Вонг Кар Вай
После новой картины Кар Вая остается целый ворох воспоминаний – тех же фотоснимков, за которыми тянется шлейф историй и ощущений. Пуговица как носитель воспоминаний и любовных настроений, женщина и мужчина возле бесконечно движущегося поезда, сражающиеся за те идеалы, которые для него навсегда устарели, а для нее – не устареют никогда. За стеклами этого сочного фильма как обычно видится спокойная улыбка режиссера, на которого только сейчас внешне начинает походить невозмутимый
Тони Люн Чу Вэй.
4. «Мастер»
Режиссер: Пол Томас Андерсон
Завораживающий, не такой монолитный, как
«Нефть!», но тоже способствующий многочисленным интерпретациям. Новый фильм Пола Томаса Андерсона не высвобождает энергию недр и человеческой души, он наблюдает за гладью океана, пыльной равниной, людскими взаимоотношениями и окружающей средой этих разного рода связей. Война всех против всех позади, инстинкты еще свежи, и Андерсон пытается проникнуть в самое нутро своих героев. Вот только в кого он влез глубже – в мастера (
Филип Сеймур Хоффман) или «зверя-слугу» (
Хоакин Феникс)?
3. «Отвязные каникулы»
Режиссер: Хармони Корин
Под видом легкого летнего фильма о подростках знатный хулиган и enfant terrible американского независимого кинематографа Хармони Корин выдал пугающе правдоподобный слепок жизни американской молодежи. Секс, наркотики, постдабстеп. Гипнотический видеоарт сменяется практически документальными кадрами с амфетаминовых вечеринок, а беззаботное детство жестокостью взрослой жизни на дне. К своему сорокалетию автор сценария
ларрикларковских «Деток» снял
«Прирожденных убийц» 20 лет спустя. Вместо влюбленных Микки и Мэлори Нокс теперь три развлекающиеся красотки в цветных балаклавах и играющий
Бритни Спирс на фортепиано гангста-рэпер в исполнении
Джеймса Франко. Побег в никуда заменен желанием просто клёво оттянуться, но режиссерского драйва от этого не меньше.
2. «Великая красота»
Режиссер: Паоло Соррентино
Беспорядочный и грустный фильм о современном Вавилоне. Несмотря на свою тягучесть, энергетика картины такова, что ее хочется смотреть бесконечно долго, снова и снова, созерцая безумно красивый и безумно уродливый мир. Картина номинирована на премию Оскар как лучший фильм на иностранном языке.
1. «Охота»
Режиссер: Томас Винтерберг
Бывший соратник
Ларса фон Триера по
«Догме», Томас Винтерберг всегда славился умением дернуть за нужную ниточку, чтобы распустить весь свитер. В «Охоте» он вновь продемонстрировал этот свой талант, разворошив небольшой датский городок вестью о воспитателе-педофиле (
Мэдс Миккелсен). Детская наивность смешалась с взрослой жестокостью, а жители окрестных домов продемонстрировали торжество иррациональности и стадного чувства. Впрочем, однозначно обвинить их так же сложно, как предъявить претензии ребенку.
обсуждение >>