В биографии современных законодателей юмористической моды можно прочесть:
«в университете увлекся стендапом, выступал в клубах, попал на телевидение, а затем принялся покорять большое кино». Конечно, маршрут «От стендап-комедии до звезды на Алее славы» проходят лишь немногие, но в судьбе ряда актеров (чаще - комедийных) этот след можно обнаружить. Со сцены шутили
Робин Уильямс и
Джим Керри,
Мел Брукс и
Вуди Аллен,
Эдди Мерфи и
Рикки Джервайс,
Стив Мартин и
Адам Сандлер,
Джейми Фокс и
Майкл Китон... В общем, имя им – легион.
Николай Куликов, стендап-комик и один из сценаристов
«Легенды №17», считает, что
«стендап - самый простой вид творчества», который дает мгновенную связь с публикой и позволяет понять,
«принимают тебя или нет». Этот опыт не гарантирует комику легкого освоения профессии актера, сценариста или режиссера, но работа над сценическим образом и материалом дает некоторый навык, так как
«стендап постоянно требует ясности и внятности». Работа с публикой помогает впоследствии «осваивать» чужой текст, а написание шуток дает представление о драматургии и том, какие сцены «работают», а какие – нет. Что касается трассы «стендап – кинематограф», то по ней с ветерком катятся лишь те, кто уже сформировал хороший и востребованный у публики образ, который не прочь эксплуатировать продюсеры и студийные боссы.
Драма Вуди Аллена
«Жасмин» - отличный повод вспомнить о бойцах на фронте стендапа, которые подались в большое кино. В этом качестве и сам знаменитый режиссер был не прочь повеселить достопочтенную публику в начале своей карьеры, а в новый фильм он позвал действующих стендаперов –
Луиса С.К. (говорят, лучше комика в США не сыщешь),
Бобби Каннавале и
Эндрю Дайс Клэя. Луис и Бобби уже работали вместе на съемках сериала
«Луи», в котором С.К. рассказывает о жизни простого американского стендап-комика. Он сам пишет сценарий каждой серии, отвечает за режиссуру и, конечно, исполняет главную роль. В этом отчасти документальном шоу уже принимали участие
Сара Силверман, Робин Уильямс,
Крис Рок,
Джей Лено, другие комики и
Дэвид Линч.
Десять ныне известных актеров, кто не боялся (или до сих пор не боится) сказать «fuck» в микрофон, выступить с «комедией наблюдений» или просто подурачиться на сцене.
1) Вуди Аллен (1935)
Вуди Аллен – человек, о чьём мастерстве стендап-комика можно судить лишь по аудиозаписям и редким сохранившимся видеозаписям. В конце многих выступлений Аллен рекомендовал купить свою пластинку. Те, кто это сделал, помогли потомкам узнать, какие неприятности и болячки донимали невротика из Бруклина. Будущий режиссер рассказывал о врачах и неудачах с женщинами, а также подмечал несуразности в быте большого города, которые потом стали фрагментами многих его фильмов. Аллен до сих пор вдохновляет молодых людей на покорение сцены с искренними и самоуничижительными шутками.
2) Джордж Карлин (1936 - 2008)
Один из самых значимых стендаперов всех времен и народов,
Джордж Карлин выходил на сцену с безжалостными памфлетами, обличающими государство и человеческую глупость. Он высмеивал дежурные фразы на борту самолета, пафосные заявления экологов и опорные сваи политкорректной Америки. Параллельно с язвительными концертами Карлин появлялся и на широком экране. Он трижды сотрудничал с
Кевином Смитом - в
«Догме»,
«Джее и Молчаливом Бобе» и
«Девушке из Джерси». Большинством своих актерских работ Карлин оставался недоволен.
3) Робин Уильямс (1951)
Лауреат премии «Оскар» (при четырех номинациях) и пятикратный обладатель «Золотого глобуса»,
Робин Уильямс в семидесятые был стендап-комиком, выступал в клубе The Comedy Store наравне с культовыми
Ричардом Прайором и Джорджем Карлином. Потом у него случилась телевизионная карьера и успех в большом кино, но в начале 2000-х Уильямс вернулся к истокам. Он записал два стендап-концерта, где издевался над именами ураганов, последними американскими президентами, крошечными электромобилями и енотами, для которых экологическое разделение мусора – сущее наказание. Смотреть Уильямса интересно не только из-за шуток, но и из-за исполнительского мастерства - за розыгрыш скетчей «по ролям» ему можно давать второй «Оскар».
4) Эдди Мерфи (1961)
В восьмидесятые Мерфи ходил по сцене в обтягивающем кожаном костюме, опасался, что кто-то из мужчин в зале будет пялиться на его пятую точку, и матерился так часто, как не может себе позволить, будучи теперь звездой фильмов для всей семьи. Стендаперы-афроамериканцы со времен Ричарда Прайора стали вполне самодостаточной нишей на рынке юмора, и бойкий Мерфи оказался одним из ярчайших остряков-рассказчиков: он пародировал
Майкла Джексона и
Стиви Уандера, а также с одинаковой откровенностью рассказывал о сексе и детской любви к мороженному.
5) Джим Керри (1962)
Когда
Джим Керри покинул сцену и перешел на большой экран, его сценический образ не сильно изменился: «человек с резиновым лицом» продолжил смешить зрителей эксцентричными выходками. Эмоциональный рассказ о ситуациях из жизни сопровождался пантомимой, апофеозом которой можно считать изображение известных личностей. Керри, вероятно, единственный, кто спародировал
Джека Николсона в роли Джокера и
Клинта Иствуда без единого слова – он показывал этот номер исключительно мимикой с поразительным портретным сходством.
6) Крис Рок (1965)
Крис Рок, вслед за Прайором и Мерфи, рассказывал о быте афроамериканца в США, жаловался, что последнее время все труднее защищать рэп, и не стеснялся нападок на государство.
«Правительство не хочет, чтобы вы употребляли свои наркотики, оно хочет, чтобы вы употребляли их наркотики», - декларировал он со сцены. Про Рока часто говорят, что он изменил лицо американского юмора. Однако в кино ему повезло меньше. Крис Рок оказался не так успешен, как Эдди Мерфи, зато дважды снялся у Кевина Смита («Джей и молчаливый Боб», «Догма»), озвучил зебру в трилогии
«Мадагаскар», написал полу-автобиографический сценарий для сериала
«Все ненавидят Криса», а еще в двух картинах выступил в качестве режиссера.
7) Адам Сандлер (1966)
Выросший в комика из главного школьного шутника,
Адам Сандлер в восьмидесятые выходил на сцену в образе глуповатого простака, который сейчас с не меньшим успехом использует
Риз Дарби (
«Всегда говори “Да”» и
«Рок-волна»). Хихикая от собственных шуток, Сандлер тонким голосочком вещал про общение с девушками. Нормальным голосом он мог рассказать, например, про одноклубников знаменитого баскетболиста
Уилта Чемберлена, который установил рекорд NBA, набрав сто очков за один матч. Оставшиеся четверо, по версии Сандлера, подходили к лидеру команды и говорили:
«Слушай, мужик, я же открыт». С таким багажом в начале девяностых уроженец Бруклина попал на телевидение, снялся в кино - и понеслось.
8) Джад Аппатоу (1967)
Молодой
Джад Аппатоу, выступающий перед посетителями бара, напоминал чуть более упитанного
Росса из
«Друзей», который предпочел динозаврам шутки о собственной лени и бездарно потраченной жизни. Одетый в строгий костюм, Аппатоу походил на адвоката или коммивояжера. Двадцать лет назад вряд ли кто-то признал бы в нем «короля комедии» от масскульта. Однако до того, как стать режиссером, Аппатоу успел поработать на сцене самостоятельно, а позже снабжал материалом Джимма Керри и других комиков.
9) Зэк Галифианакис (1969)
Прославившийся после
«Мальчишника в Вегасе», Галифаинакис заставил многих разучивать свою сложно произносимую фамилию. Известность уроженца Северной Каролины была вопросом времени: на сцене он мало чем отличался от своего сумасбродного экранного персонажа. Зрители приходили в восторг от неспешных монологов, которые он произносил за бутылкой пива.
«Я похож на толстого Иисуса», - вешал со сцены Зак. –
«Будьте внимательны, я действительно смешной».
10) Сет Роген (1982)
Сет Роген смешил людей задолго до
«Донни Дарко» и
«Сорокалетнего девственника». Один из главных соратников Джада Аппатоу, он с двенадцати лет выходил на сцену. Первые выступления содержали наблюдения о школе, непослушной прическе и том, как трудно ребенку в еврейской семье. Главная проблема, по мнению Рогена, заключается в бабушке с дедушкой. Впрочем, уже тогда комик умел превратить минус в плюс:
«Однажды я попросил чашку молока, а получил 20 долларов». Возможно, многое в карьере парня из Канады сложилось подобным образом.
обсуждение >>