Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Городское фэнтези: Ультимативный гид.

12 ноября
2013 год
 
3
4
6
9
12
14
15
17
18
20
24
25
27
29
30
31
 
 
 
 
2
3
4
5
7
9
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
28
29
 
 
 
 
2
3
4
5
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
23
24
25
26
27
29
30
31
3
4
5
6
8
9
11
12
13
14
15
17
19
20
21
22
24
25
26
27
29
30
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
28
29
30
31
 
 
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
30
1
2
3
4
5
6
7
9
11
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
24
26
28
29
30
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
31
 
 
 
 
 
 
2
3
5
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
28
29
30
 
2
3
4
5
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
28
29
31
 
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
3
4
5
6
7
8
9
13
14
15
16
17
19
21
22
23
24
25
27
29
30
Все рубрики

Мнение >>

Считается, что прививку от фэнтези многие получили еще в школе или институте, но ее с удовольствием продолжают читать и люди постарше. О том, что у литературных направлений нет строгого возрастного ограничения регулярно напоминают поклонники «Властелина колец», «Гарри Поттера» и других книжных бестселлеров, чья слава не дает спокойно спать поклонникам иной литературы.
Фантастику, наравне с юмористическими произведениями и ужастиками, часто записывают в низкие жанры, хотя правильнее говорить о плохих и хороших книгах – антураж и прочие рамки тут вообще ни причем. Ведь, как известно, все жанры хороши, кроме скучных.

Кадр из фильма Гарри Поттер и Тайная комната

Вместе с популяцией авторов растет и количество сюжетов, готовых к переносу на большой экран. Целевая аудитория идеально совпадает с той долей населения, которая активно ходит в кинотеатры. Социологи именуют эту публику «попкорновой молодежью», навешивая подобный ярлык на зрителей в возрасте от 14 до 24. Их давно пытаются прикормить при помощи разных жанров – в российский прокат выходили и картины про зомби, и фильмы-катастрофы, но наибольшим студийным доверием пока пользуется городское фэнтези, один из самых расплывчатых и загадочных жанров. Так, недавно в прокате побывали «Орудия смерти: Город костей» по одноименному бестселлеру Кассандры Клэр, а скоро – с 5 декабря – зрителей будут развлекать и интриговать российские кинематографисты: фильмом «Темный мир: Равновесие».
Кадр из фильма «Орудия смерти: Город костей»
Городское фэнтези привлекает своей кажущейся простотой. Берется реальный город, выдумывается увлекательная история, добавляются удивительные события и невиданные существа с заклинаниями/артефактами по вкусу. В действительности существует пара несложных приемов, которыми авторы с удовольствием пользуются к радости читателей, которым хочется найти мистический подтекст в окружающей обыденности.

Вадим Панов

Вадим Панов. Российский писатель-фантаст. Автор цикла книг «Тайный город».


В первую очередь, "Городское фэнтези" подкупает тем, что невероятные события разворачиваются у нас под носом, а сосед по лестничной клетке может оказаться огнедышащим драконом на пенсии. Или даже не на пенсии, а вполне себе работоспособным и непредсказуемым, охраняющим плененную принцессу, с которой можно переписываться по электронной почте. Эта приближенность очаровывает, но в ней же таится и главная опасность для писателя, которому требуется описать наш мир так, чтобы все поверили в реальность происходящих совсем рядом чудес. "Городское фэнтези" - суть сказка, которая оживает в миллиметре от нас, расцвечивает мир волшебством и тем делает его прекрасней. Делает его интересным. Ну а то, как изменится наш мир под влиянием колдовства, зависит от таланта писателя: кто-то отыщет на соседней улице целую страну, населенную многочисленными и удивительными расами, кто-то выстроит мир вечной войны между могущественными магами, а кто-то соорудит банальный "вампирятник" перемежаемый разговорами "для деффачек" - "городское фэнтези" на удивление многолико.

Кадр из фильма «Ночной дозор»

Одна из характерных черт жанра - городская мифология, которая на удивление разнообразна и включает в себя не только магов, вампиров или оккультные противостояния. Сюда также можно отнести потайные ходы в метро, детские страшилки и места, где пропадают люди или, наоборот, обитают не совсем обычные граждане (маньяки, призраки и далее по списку). Собственный мир книги может опираться как на существующие легенды, так и на те, которыми снабдил местных жителей сам автор. Это позволяет равноценно сосуществовать романам вроде «Метро 2033» Дмитрия Глуховского, «дозорной» трилогии Сергея Лукьяненко и цикла «Тайный город» Вадима Панова. А среди родоначальников жанра многие называют «Петербургские повести» Николая Гоголя.



Сергей Дяченко

Сергей Дяченко. Украинский писатель, сценарист, автор сценария к фильмам «Обитаемый остров», «Темный мир: Равновесие» и др.


Я называю словом «фэнтези» все, что не относится к научной фантастике, то есть такое нереалистическое повествование, где нет научного или наукообразного объяснения чуду. Для меня родоначальник жанра не Петроний с его «Сатириконом», не Кампанелла с «Городом солнца», не Диккенс с «Рождественскими историями», а наш Николай Васильевич Гоголь. Я вижу элементы жанра в «Петербургских повестях» с нагло гуляющим Носом. Более того, я даже «Вий» могу назвать «городским фэнтези». Именно он заставлял меня в юном, еще дошкольном возрасте, дрожать от страха по ночам - почему-то я читал и перечитывал эту жуткую повесть с фонариком под покровом байкового одеяла, дарующего защиту от сверхъестественного. А ведь начинается эта повесть с града Киева и нравов бурсы. И вот, когда Хома Брут покидает свое одеяло - улицы и церкви Киева - и отправляется в путешествие, то и встречает всякую нечисть, перед которой бледнеет Стивен Кинг и прочие классики хоррора.

Кадр из фильма «Вий» (1967)

В кино городские легенды предстают под разными соусами, но чаще всего их облекают в обертку хоррора. «Звонок», «Донни Дарко», «Кошмар на улице Вязов», «Блэйд», «Другой мир» - список длинный, а под каждым названием можно вписать еще несколько не менее важных жанров. Именно расплывчатость в этом роде фэнтези и привлекательна - достаточно любого мистического события в городе, чтобы соответствовать заданным рамкам. «Супер 8», «Мрачные небеса», «Мутанты» мистика и визионера Гильермо Дель Торо - все одной ногой причастны к этому жанру.

Марина Дяченко

Марина Дяченко.Украинский писатель, сценарист, автор сценария к фильмам «Обитаемый остров», «Темный мир: Равновесие» и др.


Разумеется, «Вий» - никак не городское фэнтези. Городское фэнтези - это сказка для взрослых в урбанистическом пейзаже, соединение мифа и повседневности, гномы в канализации и эльфы не крыше многоэтажки; сейчас этот жанр востребован и опробован многими авторами. Давным-давно, в 1997 году, у нас вышла книга «Ведьмин век», которая казалась на тот момент странной - это история любви ведьмы и инквизитора в антураже современного города, с привлечением мифологических персонажей и магических умений. Позже мы поняли, что написали городское фэнтези, и продолжили дружбу с жанром романами «Пещера», «Казнь», «Армагед-дом», «Долина совести», «Vita nostra» и так далее. Правда, со временем из городского фэнтези нас занесло в социальную фантастику - но дело ведь не в точных определениях, а в том, чтобы автору было интересно рассказывать свою историю, а читателю - сопереживать. Так или иначе, мы считаем городское фэнтези нашим родным жанром и собираемся вернуться к нему не раз.

Кадр из фильма «Другой мир 4: Пробуждение»

В России городское фэнтези стало синонимом блокбастера местного розлива, а штурмовать зрительские сердца при помощи разборок на районе между добром и злом стало модно после кассовых достижений «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова, который повторил успех одноименного романа Сергея Лукьяненко. С тех пор продюсеры фильмов отдают этому мистическому жанру большее предпочтение, чем всем остальным направлениям в фантастике («Дневной дозор», «Черная молния», отчасти «Метро»). Хотя немало и исключений: «Волкодав» Николая Лебедева по серии романов Марии Семеновой, дилогия Федора Бондарчука по мотивам «Обитаемого острова» братьев Стругацких и «4» Ильи Хржановского – фильм, который, как и автор сценария Владимир Сорокин, живет по своим законам, хотя тяготеет, скорее, к драме.

Кадр из фильма «Темный мир: Равновесие»

Куда жанр двигается, к счастью тех, кто не относит себя к поклонникам его литературного воплощения, можно не читать, а просто смотреть – каждую популярную книгу рано или поздно экранизируют. В скором времени фэнтезийную гвардию обещают пополнить «Темный мир: Равновесие», сценарий которого написали фантасты Марина и Сергей Дяченко (кстати, в книжных уже можно найти одноименную авторскую новеллизацию сценария), а также сериал по «Тайному городу» Вадима Панова. В «…Равновесии» полем битвы станут человеческие души – нехорошие Тени питаются людскими эмоциями, а Служба доставки им в этом всячески препятствует. Мостиком в закулисный мир, где зло готово поставить на колени добро, служит обнаружившая сверхспособности Даша, рыжеволосая студентка, спортсменка, но не комсомолка. В основу телевизионной версии «Тайного города» легли первые две книги цикла Вадима Панова. Зрителей познакомят с «другой» Москвой, где обитают ведьмы, оборотни, маги и другие гости столицы. Примечательно, что у «Темного мира…» также будет телевизионная версия, а еще оба фильма роднит участие Павла Прилучного. Насколько органично мистика вплетется в жизнь простых горожан, скоро узнаем.

Алексей Филиппов

Афиша кино >>

научная фантастика, приключения, семейное кино
Россия, 2024
биография, драма, исторический фильм
Германия, Дания, Норвегия, Швеция, 2023
драма, экранизация
Великобритания, США, 2023
комедия, мелодрама
США, 2023
боевик, триллер, фильм ужасов
Ирландия, Канада, США, 2024
триллер, экранизация
Австралия, США, 2023
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2023
фильм ужасов
Франция, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram