Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

«Союзмультфильм» между прошлым и будущим

11 сентября
2016 год
 
 
 
 
1
4
5
6
7
8
9
11
12
14
15
16
19
22
25
26
27
28
30
31
2
4
7
9
10
12
13
15
16
17
18
19
20
22
24
25
27
28
 
2
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
16
17
19
20
22
23
25
28
29
30
31
 
 
 
 
2
3
5
6
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
22
23
24
25
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14
16
17
18
20
21
23
26
28
30
 
 
3
4
8
11
12
13
14
15
16
18
19
21
22
23
26
28
29
 
 
 
 
1
2
5
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
23
24
26
27
29
30
31
2
3
5
6
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
26
28
30
31
 
 
 
2
3
4
6
7
8
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
 
 
 
 
 
1
3
4
6
8
11
12
14
15
18
19
20
22
24
25
27
29
31
 
1
3
4
5
8
9
11
12
14
15
16
17
18
21
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
9
10
11
12
14
17
19
20
21
23
24
25
26
30
Все рубрики

Анимация с Машей Терещенко >>

Как живется знаменитой студии в год ее 80-летия

В этом году 80 лет исполнилось «Союзмультфильму» - студии, с именем которой связаны часы счастливого детства нескольких поколений советских людей. Здесь некогда появились мультфильмы про Чебурашку и Винни-Пуха, Карлсона и Бременских музыкантов, сериал «Ну, погоди!» и полнометражный фильм «Снежная королева» и многие другие анимационные сказки, вырывавшие юных зрителей из дворовых игр и приковывавшие к экранам телевизоров. В те времена (читатели постарше помнят, а помладше – вряд ли поймут) в СССР не было ни голливудских блокбастеров, ни американских сериалов, ни Интернета с его всякой всячиной, ни десятков кабельных и спутниковых ТВ-каналов, на которых анимация крутится день напролет, ни даже DVD-плейеров, так что короткометражки и мини-сериалы «Союзмультфильма» царствовали в детских душах почти безраздельно, лишь изредка уступая место продукции «Экрана», а также региональных и республиканских студий.

«Союзмультфильм» между прошлым и будущим

Ситуация изменилась в 1990-х, когда на зрителя обрушилась в своем изобилии мировая мультипликация, а сам «Союзмультфильм» в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции под руководством недобросовестных директоров стал разрушаться. Так что имя студии долгое время звучало исключительно в рубрике «скандалы» в связи с судами вокруг его наследия.
В 2011 г. во время празднования предыдущего юбилея (75-летия) наши мэтры во главе с Юрием Норштейном обратились к руководству страны с просьбой принять участие в судьбе студии. Руководство, надо сказать, откликнулось и приняло – и хотя за минувшие 5 лет происходило множество нехудожественных процессов (и очередные споры вокруг коллекции, и смены директоров, и нескончаемые приготовления к переезду в новое помещение), в год 80-летия все же можно говорить о том, что «Союзмультфильм» из ностальгического воспоминания снова превратился в действующую студию.

«Союзмультфильм» между прошлым и будущим

Главная в том заслуга принадлежит замечательному режиссеру Михаилу Алдашину, занявшему 3 года назад пост «креативного продюсера», то есть, в общем-то, художественного руководителя «Союзмультфильма».
Первым важным событием стало возобновление альманаха «Веселая карусель» - знаменитого советского проекта, в котором дебютировали такие прославленные режиссеры как Леонид Носырев, Анатолий Петров, Валерий Угаров и др.

Михаил Алдашин
фото: Маша Павлова

«"Веселая Карусель", как известно из истории, была предназначена для того, чтобы молодые сотрудники, аниматоры, работавшие на студии, могли бы попробовать себя как режиссеры, - рассказывает Михаил Алдашин порталу Kino-teatr.ru. - Мы так же сделали. У нас был собран сценарный портфель, состоявший из стихов, песенок и маленьких историй, которые не только профессионалы писали, но и простые любители анимации присылали, - для этого и был объявлен открытый конкурс в интернете. Для работы мы пригласили лучших режиссеров из работающих в индустрии и перспективную творческую молодежь.
В результате в Каруселях поучаствовали довольно много молодых людей. Не все конечно создали шедевры, но старались, на то и опыт, и школа. Тут же и работы сильных и опытных режиссеров - таких, как Дмитрий Высоцкий, Алексей Алексеев, Марина Карпова
».

«Союзмультфильм» между прошлым и будущим

Появившиеся в результате «Карусельки» выглядели просто замечательно. Забавная история про драчливого мальчика, который учится вести себя мирно («Военная инструкция для мальчишек»), чудесная красочная сказка про нестрашного львенка, которого другие звери совершенно напрасно боятся: он рычит просто потому, что очень рад («Р-р-р-р»), песенка про доброго бегемота, чью еду съели мыши («Бегемот и компот»), маленькое комедийно-воспитательное кино про динозавриков с плохим аппетитом («Почему исчезли динозавры»)



Самые сильные «Карусельки», конечно, выходили из рук уже опытных режиссеров. Среди них, например, упомянутый Алдашиным «Пык-пык-пык» - изумительный крошечный этюд про птичку и муравьев, дружными усилиями победивших лесоруба и отстоявших свое дерево. Мультфильм проехался по всему миру и получил множество фестивальных призов. Еще одна призовая короткометражка – «Коровка» Марины Карповой – рассказывает про божью коровку, заточенную в спичечном коробке. И, конечно, нельзя не упомянуть зажигательный музыкальный клип от Алексея Алексеева «Муравей и муравьед», который призывает нас не есть друг друга.

«Союзмультфильм» между прошлым и будущим

Новых имен «Веселая карусель» тоже принесла немало. Константин Щекин и Екатерина Савина, Алексей Минченок и Руслан Синкевич. И, конечно, прекраснейший Александр Черногоров, чей «Джек-простак» вызвал бурю эмоций на минувшем Суздальском фестивале.



Впрочем, больше отдельных имен обращает на себя внимание общий уровень «каруселей»: в сборниках, сделанных после прихода Алдашина, вовсе нет плохих и откровенно слабых фильмов. Похуже-получше, все короткометражки забавны, лаконичны, во всех чувствуется и влияние советской традиции, и в то же время понимание актуальных тенденций детского кино. Стильное изображение, трогательные и забавные истории, в которых на понятном для детей уровне передаются важные послания, много музыки, хороших стихов, мягкого детского юмора. Вместе со студией «Пчела» (выпускающей уже несколько лет замечательный альманах «Зеленое яблоко»), новый «Союзмультфильм» создал заметную коллекцию новой российской мультипликации для детей – яркой, современной, увлекательной, такой, о которой потихоньку начинают говорить на всех детских фестивалях мира.

«Союзмультфильм» между прошлым и будущим

Далось это не без серьезных раздумий и усилий: поиск режиссеров, поиск историй, организация производства на утратившей производственную базу студии и, конечно, работа художественного совета, который стал гарантом качества новых фильмов студии.

«Председатель худсовета - Эдуард Назаров, также в него входят всем известные режиссеры Юрий Норштейн, Александр Петров, Алексей Алексеев, журналист и кинокритик Лариса Малюкова, сценарист и поэт Вадим Жук,- рассказывает Алдашин. – Из кучи литературного материала мы отбирали «игральные», как говорит Норштейн, идеи, из которых может выйти хорошее кино. А потом в процессе работы всячески помогали авторам развивать идеи до полноценного сценария, включая режиссерский. И потом на каждом этапе смотрели, обсуждали, советовали. Потому и результат такой».

Одновременно с "коротышами" для Веселыми каруселями началась работа над фильмами подлиннее. Так появилась, например, «Мама цапля» Марины Карповой, завоевавшая приз на минувшем фестивале в Суздале, - история про легкомысленную птицу, которой пришлось стать мамой для трех чужих малышей.



«Сценарий Розы Хуснутдиновой давно лежал в сценарном отделе: если я не ошибаюсь, он был еще на машинке напечатан, - рассказывает Алдашин. – Редактор Наталья Абрамова дала мне его почитать, и мне сразу пришло в голову имя Марины Карповой – у нее такой талант, что она сможет разыграть подобную драматическую историю. В этом и состоит задача: находить хороший материал и "женить" на хорошем режиссере».

Еще появился мультфильм Полины Минченок «Морошка», который попал в этом году в конкурсную программу престижнейшего фестиваля в Аннеси и оказался единственным детским мультфильмом в этом очень взрослом и экспериментальном конкурсе. Вместе со своим мужем, Алексеем Минченком, который работал на этом фильме, как художник, Полина свела в изображении графику с живописью так, чтобы достигнуть идеального баланса плотности и невесомости. Картинка вышла необычайно нежной, забавной и в то же время изящной, под стать истории про крошечную девочку, которая спасла от охотников злого серого волка и превратила в ручного доброго зверя. Взрослые зрители могут усмотреть в этой детской сказке романтическую притчу про отношения женщины и мужчины – наверное, об этом отчасти и подумали отборщики Аннеси, включив фильм в недетскую программу.



Новые фильмы студии были показаны на сотне площадок, набирают просмотры в youtube (несмотря на отсутствие продвижения) и получают десятки призов на международных фестивалях. В работе студии участвуют и зарубежные режиссеры - такие замечательные мастера, как Изабель Фавэ.



За последние два года также на студии вышли детские короткометражки «Даша и людоед» (реж. Наталья Суринович) и «Белы медведи» (реж. Роза Гиматдинова) и маленькие взрослые фильмы «Курица» (реж. Васико Бедошвили), «Очень одинокий петух» (реж. Леонид Шмельков), «Питон и сторож» (реж. Антон Дьяков).

«Союзмультфильм» между прошлым и будущим

А в производстве – крошечные истории для «Веселой карусели» от Александры Лукиной, Андрея Бахурина, Михаила Сафронова, Алексея Алексеева, Сергея Меринова, Олеси Щукиной, одним словом, лучших режиссеров, которые работают сегодня в пространстве анимационного кино. Также Елизавета Скворцова работает над фильмом «Джонни-Бони-Бо» по стихотворению Эдварда Лира – лирической, нежной, забавной и грустной историей о неравной невозможной любви. А Светлана Андрианова делает объемную, то есть кукольную короткометражку по «Двум трамваям» Осипа Мандельштама – кукольные декорации с раскадровками для которой заставляют ждать фильма с нетерпением.

«Союзмультфильм» между прошлым и будущим

«Зрительское кино, оригинальное, умное, нескучное, увлекательное - это то, что все любят, а мы умеем и хотим делать, - говорит Михаил Алдашин.
План (на момент моего прихода на студию в 13-ом году) была прост и ясен: сохраняя лучшие традиции старого и всеми любимого Союзмультфильма, производить по 10-20 и даже больше качественных фильмов в год, и таким образом создать за 3-5 лет коллекцию новых короткометражных фильмов, которые при грамотном маркетинге также будут приносить прибыль, как и коллекция старых фильмов, а возможно и больше. При этом какие-то из новых затей вполне могут развиться и в сериалы, это нормальная мировая практика.
Вообще сериалы и полный метр - отдельная тема для разговора. Скажу только, что прославленной - и тем паче государственной - студии негоже заниматься производством невысокого уровня поточного "продукта", низкопробная коммерция - это стыдоба и неуважение собственного народа, зрителя. Эта дорожка не для Союзмультфильма.
Во вторых - необходимо растить новые кадры, создавать работоспособный творческий коллектив, способный решать все эти задачи. С благословения мэтров ровно год назад мы открыли курсы аниматоров и режиссеров, и вот уже первые работы курсантов участвуют в мировых фестивалях наравне со старейшими школами анимации, а их выпускные проекты в производственных планах студии на ближайший год.
То есть мы пытаемся сделать именно то, о чем просили в известном письме Путину наши мэтры анимации, именно для этого поручением президента Союзмультфильму была возвращена коллекция фильмов, выделено здание и субсидии на модернизацию».


«Союзмультфильм» между прошлым и будущим

Сегодня такой план выглядит более чем реалистичным и мог бы быть осуществлен в самом ближайшем будущем. Вопрос, будет ли.
Весной на «Союзмультфильме» в очередной раз сняли директора и назначили очередного "исполняющего обязанности". Возглавляющий нынче студию Глеб Давыдов провел празднование юбилея, запустив Чебурашку в космос, пообещал вместе с «Ингосстрахом» сделать Москву «столицей мультфильмов», предложил открыть в Воронеже анимационный фестиваль и подписал соглашение о стратегическом партнерстве со студией Disney. За амбициозным пиаром стоят согласованные с культурным руководством страны амбициозные же планы: сериалы, полные метры, большой коммерческий успех… в общем, как обычно, стремление догнать и перегнать Америку. В ажитации вокруг былого величия и грядущей славы скромное, но такое прекрасное настоящее студии, отходит на задний план.

«Союзмультфильм» между прошлым и будущим

На том же фестивале Аннеси, где за престижные кристаллы состязалась маленькая «Морошка», спецприз жюри получила короткометражка Теодора Ушева «Слепая Вайша». Речь в ней о девушке, которая одним глазом смотрела в прошлое, другим – в будущее, однако вовсе не видела настоящего. Пожалуй, лучше притчи про нынешнюю ситуацию с «Союзмультфильмом» придумать невозможно. Именно так, в общем-то, и проходит юбилей: отчасти в ностальгии по великому прошлому студии, отчасти – в построении Нью Васюков и планов по поводу ее великого будущего (реалистичность которых – тема для отдельной статьи). Что до настоящего – самого что ни на есть замечательного и настоящего сегодняшнего дня «Союзмультфильма», оно все больше попадает в известную категорию «что имеем - не храним». Напоминать продолжение этой пословицы будет, пожалуй, излишним.

Маша Терещенко
Поиск по меткам

Афиша кино >>

научная фантастика, приключения, семейное кино
Россия, 2024
биография, драма, исторический фильм
Германия, Дания, Норвегия, Швеция, 2023
драма, экранизация
Великобритания, США, 2023
комедия, мелодрама
США, 2023
боевик, триллер, фильм ужасов
Ирландия, Канада, США, 2024
триллер, экранизация
Австралия, США, 2023
приключения, спортивный фильм
Россия, 2024
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен